Значение игры развития ребенка с нарушением слуха

Значение игры развития ребенка с нарушением слуха thumbnail

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Возможно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспитателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характерных для массовых учреждений; б) трудности общения в процессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) отношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, включающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с развернутой речью к концу дошкольного периода появляется сюжетная игра.

Читайте также:  Влияние развивающей среды на развитие личности ребенка

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руководства.

Источник

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышле­ния, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через фор­мирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некото­рые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимают­ся ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточ­ность общения с детьми и взрослыми, что связано с длитель­ным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игро­вой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст­вительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В про­цессе действий с предметами и игрушками наиболее полно по­знаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значитель­ное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом заме­щения. В игре «смысловая сторона слова является господст­вующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с иг­рушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замеще­нием требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического раз­вития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Как показывают наблюдения, несмотря на важную роль игры для обогащения развития детей с нарушенным слухом, она не занимает надлежащего места в дошкольных учреждениях. Воз­можно, что причины кроются в следующем: а) незнание воспи­тателями особенностей игровой деятельности глухих и слабослы­шащих дошкольников; перенесение в детские сады для детей с нарушениями слуха способов руководства игрой, характер­ных для массовых учреждений; б) трудности общения в про­цессе игр с детьми с низким уровнем речевого развития; в) от­ношение к игре со стороны сурдопедагогов как к второсте­пенной деятельности по сравнению с формированием речи, раз­витием слухового восприятия.

Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого раз­вития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности (А. А. Катаева, Г. Л. Выгодская). Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значи­тельно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отно­шения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сни­женным слухом трудности игрового замещения, когда осущест­вляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, пере­нести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предпо­лагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте. Для большинства необученных глухих детей типичными оказываются игры, вклю­чающие элементы сюжета. У части слабослышащих детей с раз­вернутой речью к концу дошкольного периода появляется сю­жетная игра.

Читайте также:  Игры с годовалым ребенком дома для развития

Трудности спонтанного развития игровой деятельности обусловливают необходимость специального методического руковод­ства.



Источник

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Коррекционная школа
  3. Прочее
  4. Значение игры в развитии ребёнка с нарушением слуха.

В работе дана оценка роли игры в развитии ребёнак с нарушенным слухом.

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных дошкольных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.

Игра как ведущая линия развития в младшем школьном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре  «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение»  (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.

Просмотр содержимого документа

«Значение игры в развитии ребёнка с нарушением слуха.»

Получите в подарок сайт учителя

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331271

Источник

ирина чернышенко
Исследование на тему «Значение игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха»

Цель исследования: изучить роль и место игровой деятельности в воспитании младших школьников с нарушением слуха.

Задачи исследования: дать общую характеристику игровой деятельности младших школьников; рассмотреть особенности игры у детей с нарушением слуха; рассмотреть особенности воспитания младших школьников с нарушениями слуха с помощью сюжетно-ролевой игры.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка физическое развитие

Говоря о воспитании младших школьников нельзя забывать, что они дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, и в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения.

Благодаря использованию игр в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Особенности игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха.

Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательныеи образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Преодоление страхов и отрицательных эмоций.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников с нарушением слуха.

Сюжетно-ролевые игры детей с нарушенным слухомимеют некоторые особенности по сравнению с играми слышащих детей:

1. В играх детей с нарушенным слухом обращает на себя внимание чрезмерная детализация предметных действий. Дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются на их играх. Не умея самостоятельно выделить в воспринимаемом самое существенное, такие дети, нередко, в своих играх подражают всем частным особенностям, которые для слышащих не имеют такого важного значения. Сюжет заслоняется выполняемыми предметными действиями, снижается уровень игры.

2. Довольно типична для младших школьников с нарушенным слухом склонность к педантичному копированию окружающей действительности. Так, вместо того, чтобы творчески войти в роль, дети очень часто просто подражают конкретным людям, воспроизводя их действия.

3. Зачастую в играх детей с нарушенным слухом можно обнаружить тенденцию к стереотипности действий. Дети стремятся к механическому повторению одних и тех же действий, одних и тех же слов, одних и тех же ролей, стремятся воспроизвести те условия, в которых эта игра протекала раньше, стремятся к простому повторению предыдущих игр на эту тему.

4. В играх детей с нарушенным слухом очень значителен элемент подражания действиям друг друга. Стоит только одному ребенку затеять какую-нибудь игру, как сразу же у него находится несколько «последователей», которые начинают слепо во всем ему подражать. Зачастую вся игра некоторых детей бывает построена на простом подражании действиям одного из детей. Подражая кому-нибудь, сам ребенок в ряде случаев не вносит в игру от себя ни одной детали.

5. Для детей с нарушенным слухом характерно, что они безоговорочно подчиняются правилам игры, диктуемым ее логикой, и педантично их придерживаются.

Исследование показало, что у младших школьников с нарушениями слуха имеются отставания в развитии словесно-логического мышления и речи. В связи с этим необходимо проводить коррекционную работу с такими детьми, используя современные воспитательные методики.

Чем благоприятнее созданы условия для развития глухих школьников, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Источник