Значение игры для развития ребенка консультация для родителей

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

➤. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка:

✏ подвижные игры,

✏ ролевые игры,

✏ настольные игры,

✏ дидактические игры,

✏ деловые игры и пр.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое.

Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.

Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.

Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Дидактические игры и их значение для ребенка

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Источник

Консультация для родителей

«Значение игры в жизни и развитии ребёнка»

Что может быть интереснее и важнее для ребёнка? Конечно же, игра.

Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идёт в детский сад. С помощью игры развивается внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Читайте также:  Развитие мозга и здоровье ребенка

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра – это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развития в целом:

  • В игре ребёнок выражает свои чувства, эмоции, мысли.
  • Через игру познаёт окружающий мир.
  • В игре ребёнок учится общаться со сверстниками и познавать себя.
  • В игре развивается способность к воображению.
  • В игре ребёнок имитирует действия взрослого.
  • В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.
  • В игре ребёнок развивается духовно.

Игра начинает входить в жизнь ребёнка уже в раннем возрасте. В год у ребёнка подражательные действия: он «читает», говорит по телефону, играет на кухне с посудой – словом, делает то, что постоянно видит перед собой.

По мере взросления, игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

Наблюдая за игрой ребёнка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой – об интересах и склонностях ребёнка. Всё, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берёт начало в детской игре.

Рекомендации для родителей.

  • Не оставайтесь зрителем детских игр, играйте вместе с детьми.
  • Создавайте в игре непринуждённую, естественную обстановку.
  • Не навязывайте свой сюжет игры, то, что ему неинтересно.
  • Играя с ребёнком, не показывайте своё превосходство. Так он быстро потеряет интерес к игре.
  • Игра всегда должна быть поучительной.
  • Пусть о том, как правильно вести себя в каких – либо ситуациях, ребёнок узнает от кукольных персонажей.
  • Умейте заканчивать игру безболезненно для ребёнка. Лучше всего это сделать от лица игрового персонажа: «Саша, я так устал и проголодался. Пойдём, вымоем руки – и за стол. А потом мы …»
  • Важно научить ребёнка всегда убирать игрушки после игр. Для этого можно также подключить кукольный персонаж. Можно придумать игровую ситуацию, которая заставила бы ребёнка убрать игрушки на место.

Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Он должен быть осознанным и продуманным.

Какую игрушку нужно купить ребёнку, чтобы от неё были польза и радость?

  • Приобретая игрушку ребёнку, учитывайте уже имеющиеся у него игрушки.
  • Покупайте игрушки по возрасту или слегка «на вырост».
  • Игрушки должны быть яркими, безопасными для его возраста.
  • Игрушка должна учить и развивать ребёнка.
  • А вот чего никогда нельзя делать – так это обещать купить игрушку за хорошее поведение.
  • Не водите ребёнка слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Эти переживания, когда ваш ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только тогда, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

И помните, что у каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страхи: страх одиночества и страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой – игрушкой.

Ограничьте число игрушек, так как их изобилие ничего не даст ребёнку в плане развития. Внимательно посмотрите, с какими игрушками ваш ребёнок давно не играет, и уберите их незаметно. В младшем возрасте он даже не заметит этого. С появлением новых игрушек каждый раз убирайте что-то из старых. По истечении времени, старые, давно забытые игрушки, можно дать ребёнку. И вы увидите, как ваш малыш обрадуется им, ведь для него они снова станут новыми.

Источник

Корьяк Татьяна Борисовна
Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей

«Значение развивающих игр в жизни ребенка»

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы.

В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет,а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игрыпроисходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;

Физическое развитие.

В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения.

В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

Развитие речи и коммуникативных навыков.

В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи,но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;

Развитие мотивационной сферы.

Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;

Развитие нравственных качеств.

Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;

Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка по д б эльконину

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКА

 Подготовила: Руденко О.Ю.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему

ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений,

позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь

состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому

творчеству, построенному на свободном общении равных. А сочетание

субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего

значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни

детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

 Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом

деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П.

Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р.И. Жуковская,

Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и другие) называли

дошкольный возраст возрастом игры. Практически все, чем занимаются дети,

на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой.

Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в

формировании социального поведения, самоутверждения человека, на

возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

 Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Они

позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые

привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные

события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное

взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок

исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его

самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется

быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и

привлекательных событий.

 Через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями,

усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает

навыки коллективного мышления. Сюжетно-ролевая игра – наиболее

доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из

окружающего мира впечатлений, знаний, т.к. здесь ярко проявляются

особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,

активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры

могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в

условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность

ребенка, ее духовную и общественную направленность.

 Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее

организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая

деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше

времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами

деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к

школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении

со взрослыми и сверстниками.

 Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или

сюжетно-ролевыми, на это указывают А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Это –

основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе

которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание,

память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того,

игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта.

 Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая

ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль

взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками в

классе.

 В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка,

происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие

переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются

огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

ведущей деятельностью дошкольника.

 Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры.

Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих

сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое

добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не

навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их

выполнение составляет главную ее прелесть.

 Таким образом, в связи со всем выше сказанным, уважаемые родители,

играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни

дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной

деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра

рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для

развития ребёнка

дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлен

ии, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки

кооперации.

 Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей

дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем,

что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы,

подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в

практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с

трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой

сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная

игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё

условно, всё «как будто», «понарошку».

 Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир

дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это

происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его

сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с

игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные,

речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в

«уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка,

но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности

взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре

взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия,

во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт

взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения,

согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с

возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому

содержанию.

 Каковы основные требования к игре:

1. Первым требованием к сюжетно-ролевой игре является действие во

внутреннем воображаемом плане (использование игровых предметов заменителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннегоплана.

2.Сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на и воспроизведение (соподчинение социальных ролей).

3. Реальные взаимоотношения между играющими детьми требуют согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности», то есть качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.

Дошкольный возраст – благодатный период в развитии человека, когда формируются нравственные чувства, первые представления о нравственности, хороших и плохих поступках.

 Нравственное воспитание по своей сути активный процесс в котором задействован и взрослый и ребёнок. Формирование нравственной активности у детей дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения, педагогической оценки, художественной литературы, игры. Наиболее эффективным средством является сюжетно-ролевая игра.

 Опираясь на современные психолого-педагогические данные о структуре нравственной активности определено содержание нравственной активности детей пяти лет в сюжетно-ролевой игре: стремление подражать морально ценным образцам поведения, способность эмоционально воспринимать и понимать несложную этическую ситуацию, оценивать моральный поступок сверстника и свой собственный, осознавать свои возможности в разрешении несложной этической ситуации в рамках правил игры, инициативность и готовность к её разрешению в интересах достижения личного и коллективного успеха в игре с соблюдением норм справедливости и взаимопомощи.

Читайте также:  Ранний возраст ребенка психическое развитие

 Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же

перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в

достижении своих целей -получить роль, игрушку.

 Необходимо научить детей видеть, анализировать соблюдение и

нарушение норм в игре, то есть научить давать адекватную оценку поступкам

окружающих. Необходимо научить детей использовать правила как

ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого

сверстника, чтобы они сами могли оценить отрицательные поступки

товарищей, их последствия для себя.

 Правила:

1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть

каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех

предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей

не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно

согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно,

будет принято именно его предложение как наиболее интересное.

2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли

выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении

ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется.

Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным

при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать

другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает

правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по

очереди.

3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно

выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное

предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и

настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора

сюжета.

4. При распределении игрушек игрушки брать такие, которые нужны для

исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а

играть ею хотят многие, то устанавливается очерёдность между

желающими.

5. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны

быть справедливыми в игре,соблюдать её правила. Если произошла

ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему

уступить в споре, потому что он не прав.

6. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо

обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть

вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям

правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие

нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как

хочется, чтобы они относились к тебе.

7. Всегда надо обращать внимание на «одиноких детей». Если рядом

кому-то из ребят грустно,скучно, то поговори с ним, поиграй. В

следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

 Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры,

мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра учит нас:

– говорить с ребёнком на его языке;

– преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную

позицию (а значит, и свой эгоцентризм);

– оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть

эмоций;

– открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание

образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

– любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

– смотреть на себя со стороны глазами других людей;

– предвидеть стратегию ролевого поведения;

– делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для

играющих:

– стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только

доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;

– доверять друг другу.

Рекомендации для родителей:

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие

игр в семье: кто-то с увлечением займётся

строительством космического корабля, кто станет доктором и примется

лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку.

Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций,

встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а

также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для

проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в

какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её

дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её

зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно

играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая

направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный

инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его

воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра – творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее

в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же

ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он

прокручивает одни и те же сюжеты – пора вмешиваться. Для начала

необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить,

например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о

том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться

свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб,

булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами

вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и

логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель,

который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это

могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с

ребенком, который непременно – главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет,

герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а

лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия

добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и

предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям

следует повнимательнее приглядеться к “чудищу”, в которого превращается

ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим

никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив.

Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые

получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого ни будь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши

отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся.

Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру,

дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим

выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой

интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Самые распространённые сюжетные игры

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью».

Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только

ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и

близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями,

особенно, если их представителем является кто-то из родителей.

Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и

т.д.Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном

пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если

вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с

помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал.

Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные

препятствия. В этой игре