Значение игры для развития личности ребенка курсовая

Значение игры для развития личности ребенка курсовая thumbnail

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

– развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник

Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ïåðèîä äîøêîëüíîãî äåòñòâà, îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé. Ôîðìèðîâàíèå ñîöèàëüíûõ ôîðì ïñèõèêè, íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ è ñâîéñòâ âîñïðèÿòèÿ. Çíà÷åíèå èãðû è åå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà.

Íàæàâ íà êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”, âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðîëü èãðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Ðàçâèòèå âíèìàíèÿ ïîñðåäñòâîì èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè íà óðîêå õîðåîãðàôèè. Ýìîöèîíàëüíî-ïñèõè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ, óãëóáëÿþùèå ïîçíàíèå äîøêîëüíèêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,5 K], äîáàâëåí 19.12.2014

  • Îñîáåííîñòè íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèå è âèäû èãðû. Îñíîâû ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, ñòðóêòóðà, ýòàïû ðàçâèòèÿ, èñïîëüçîâàíèå â êà÷åñòâå ôàêòîðà ôîðìèðîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [269,8 K], äîáàâëåí 14.05.2015

  • Ïîíÿòèÿ “èãðà” è “íðàâñòâåííîñòü”. Èãðû, àêòóàëüíûå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà. ×óâñòâà è ýòè÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ äîøêîëüíèêà. Íðàâñòâåííîå ôîðìèðîâàíèå äîøêîëüíèêà â ïðîöåññå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè. Èññëåäîâàíèå ýòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé äîøêîëüíèêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,5 K], äîáàâëåí 03.03.2008

  • Àíàëèç ïñèõîëîãè÷åñêèõ òåîðèé âíèìàíèÿ. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõèêè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âëèÿíèå èãðû íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ðàçâèòèå ñâîéñòâ è âèäîâ âíèìàíèÿ äîøêîëüíèêà. Ôîðìû åãî ïðîÿâëåíèÿ, îñíîâíûå ôóíêöèè, ñâÿçü ñ âîñïðèÿòèåì.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [198,6 K], äîáàâëåí 01.12.2014

  • Àíàëèç ðàçëè÷íûõ òåîðèé èãðû è åå çíà÷åíèå äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ. Ïðîáëåìà ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ñîâðåìåííûõ èññëåäîâàíèÿõ. Îïèñàíèå îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû è àíàëèç ïîëó÷åííûõ â òå÷åíèå åå ðåçóëüòàòîâ, ôîðìèðîâàíèå âûâîäîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [28,8 K], äîáàâëåí 23.06.2011

  • Ïîíÿòèå è âèäû ýìîöèé è ÷óâñòâ; îñîáåííîñòè èõ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Õàðàêòåðèñòèêà èãðû êàê âåäóùåãî âèäà äåÿòåëüíîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Èññëåäîâàíèå ðîëè ðàçâèâàþùèõ èãð â ýìîöèîíàëüíîì ðàçâèòèè ñòàðøåãî äîøêîëüíèêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [516,8 K], äîáàâëåí 05.05.2014

  • Ñóùíîñòü è çíà÷åíèå èãðû äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè õóäîæåñòâåííîé èãðû. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè äîøêîëüíèêîâ â õóäîæåñòâåííîé èãðå êàê ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïðîáëåìà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [21,4 K], äîáàâëåí 06.11.2002

  • Áèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ, êîòîðûå âëèÿþò íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà è ñòàíîâëåíèå äåòñêîé ëè÷íîñòè. Îñîáåííîñòè è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèé óðîâåíü ðåáåíêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ, åãî âàæíåéøåå çíà÷åíèå â ðàçâèòèè äåòåé.

    ðåôåðàò [31,5 K], äîáàâëåí 20.05.2009

  • Ìåñòî è çíà÷åíèå èãðû â æèçíè äîøêîëüíèêà. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ñ èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Õàðàêòåðíûå íåäîñòàòêè èãðû òàêèõ äåòåé, ðåêîìåíäàöèè ïî ôîðìèðîâàíèþ èõ ðîëåâîãî è ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [29,3 K], äîáàâëåí 11.08.2009

  • Èçó÷åíèå ïîíÿòèÿ ðîëåâîé èãðû, åå ôóíêöèè, ñòðóêòóðû, ñîäåðæàíèÿ è âèäîâ. Õàðàêòåðèñòèêà óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ðîëü ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè òàêîãî ðåáåíêà, åå êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêîå çíà÷åíèå, îñîáåííîñòè ðàçðàáîòêè è ïðîâåäåíèå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [88,2 K], äîáàâëåí 05.11.2014

  • Источник

    Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

    Подобные документы

    • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

      курсовая работа, добавлен 26.01.2013

    • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

      курсовая работа, добавлен 16.04.2012

    • Исторические предпосылки возникновения игры. Влияние игры на формирование личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Значение игры для психического развития дошкольника. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени.

      курсовая работа, добавлен 23.06.2020

    • Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.

      контрольная работа, добавлен 13.02.2012

    • Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.

      курсовая работа, добавлен 14.01.2014

    • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

      курсовая работа, добавлен 10.02.2014

    • Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

      дипломная работа, добавлен 11.03.2014

    • Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.

      курсовая работа, добавлен 03.02.2016

    • Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.

      курсовая работа, добавлен 10.09.2017

    • Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.

      статья, добавлен 27.02.2019

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник

    Содержание
    Введение

    I. Теоретическая часть

    Глава1. Игра как психологическая категория

    Глава 2. Классификация и структура игры

    Глава 3. Условия развивающих игр

    II. Прикладная часть

    Глава1 .Игра как развивающая деятельность

    Глава 2. Научный анализ игровой деятельности

    III. Экспериментальная часть.

    Глава1. Диагностика креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Глава 2. Первый этап исследования – констатирующий эксперимент

    Глава 3. Второй этап исследования – формирующий эксперимент

    Глава 4. Заключительный этап исследования – сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента

    Заключение

    Список литературы

    Приложение 1

    Значение игры в развитии личности ребёнка.

    Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть отражение ребенком мира взрослых, способ познания окружающего мира и способ включения в общественную жизнь..
    III. Экспериментальная часть.
    Глава1. Диагностика креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста
    В предыдущих главах был проведен анализ психологической литературы по заявленной проблематике. В результате, которого можно предположить, что для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо соблюдение следующих условий:
    1) наличие благоприятного эмоционального климата в развивающей группе (либо в группе детского сада);
    2) обеспечить свободу и самостоятельность игры ребенка при руководящей роли воспитателя (педагога);
    3) игра должна быть изначально нацелена на развитие творческих способностей детей определенного возраста (в данном случае – старший дошкольный).
    Приведенные пункты условий составляют основу нашей экспериментальной гипотезы, для подтверждения которой необходимо в ходе эксперимента решить ряд задач:
    – необходимо установить особенности творческого выражения детей старшего дошкольного возраста;
    – определить условия игры, целенаправленно создаваемые воспитателем для раскрытия творческого потенциала детей этого возраста;
    – по итоговым результатам эксперимента провести сравнительный анализ данных.
    Глава 2. Первый этап исследования – констатирующий эксперимент
    Данный метод исследования предполагает сбор данных в настоящий момент в непосредственных обычных условиях. За основу проведения эксперимента была взята методики Н.Я.Михайленко, Тореннса, Гилфорда. Критериями оценки творческих способностей детей служат игровые умения:
    1) умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными;
    2) строить ролевое взаимодействие, используя при этом ролевой диалог;
    3) умение придумывать новый сюжет – оригинальность;
    4) варьирование известной игры, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации;
    5) гибкость изменения традиционного хода игры, т.е. способность предложить новое использование для известного объекта;
    6) быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации.
    Для упорядочивания собираемой информации будут использоваться пункты: быстрота, оригинальность, гибкость, вариативность, взаимодействие. Градация творческих способностей разделена на три уровня: 1 уровень – высокий; 2 уровень – средний; 3 уровень- низкий. Характеристика 1 уровня: ребенок может предложить оригинальные замыслы игры; быстро адаптируется к игровой задаче; предлагает различные варианты развития сюжета игры; высокая степень взаимодействия со сверстниками; нестандартное использование известных предметов и объектов. Характеристика 2 уровня: ребенок предлагает аналогичный сюжет из известного мультфильма или сказки, при этом с трудом воспринимает иной замысел игры; традиционно использует представленные предметы и объекты игры; нормальная степень взаимодействия с товарищами; возможна вариативность развития событий в рамках заданного сюжета. Характеристика 3 уровня: ребенок играет по известному сценарию; трудно адаптируется к изменению игровых условий, к новому сюжету игры.
    Все данные помещены в таблицу и оценены в пределах трехбалльной шкалы: высокий уровень креативности – 3; средний уровень – 2; низкий уровень – 1.
    В ходе эксперимента детям в возрасте 5-6 лет были предложены задания нацеленные на выявление их креативных способностей.
    Первое задание – оригинальность. Воспитатель в группу испытуемых приносит плюшевого медведя: « Ребята, сегодня к нам в гости пришел Вини Пух ему скучно и нужно его развеселить». Оригинальность (нестандартное обыгрывание предмета) оценивается по заданным параметрам: быстрота, вариативность, гибкость, оригинальность и взаимодействие. Детям с высоким уровнем креативного мышления свойственно создавать новые сюжетные линии, игрушка наделяется новыми свойствами, быстро включается в игровой процесс, ищет контакта с другими детьми, играет с большим интересом. Дети среднего уровня с интересом воспринимают игрушку, однако играют либо по известному сюжету, либо по сюжету предложенному детьми с более высоким уровнем креативности, хорошо взаимодействуют. Дети с низким уровнем креативности имеют кратвоременный интерес к игрушке, быстро устают от нее, чаще всего не включает ее в сюжет, либо просто ходит с ней, либо осуществляет элементарные действия, играет сам по себе или наблюдает за игрой других детей.
    Второе задание – вариативность и оригинальность. Детям была предложена игра в рамках сказки «Доктор Айболит». Оценивалось: собственный сюжет игры – 3 балла, заимствованный – 2 балла; отсутствие своих предложений – 1 балл.
    В рамках только констатирующего эксперимента нельзя сделать окончательные выводы по изучаемой проблематике. Первый этап исследования носит скорее ориентировочный характер. Для дальнейшего изучения креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами была поделена испытуемая группа в размере 20 человек на две, одна из которых продолжила участие в эксперименте, а вторая стала контрольной.
    Итогом первого этапа исследований стали следующие результаты. Дети имеющие высокий уровень креативного мышления составляют 23% от всех испытуемых. Они придумывают собственный сюжет игры, опираясь на свои знания об окружающем мире, а так же собственные фантазии. Характеризуются высокой степенью заинтересованности в игровом процессе, проявляют инициативу в выборе темы, придумывают содержание игры, предлагают различные варианты развития игровых событий и т.п. Чаще всего такие дети привлекают в свою игру сверстников и хорошо взаимодействуют с ними.
    67% – дети со средним уровнем креативных способностей. Эти дети для соей игры обычно выбирают сюжеты известных сказок, мультфильмов, либо участвуют в играх придуманных товарищами с более высоким уровнем креативности, охотно идут на контакт, хорошо взаимодействуют. Эпизодически предлагают темы для игры.
    Доля детей с низким уровнем креативности в экспериментальной группе составила 10%. Чаще всего это замкнутые, необщительные дети. Плохо идут на контакт и не высказывают особого интереса к игре. Обычно они играют сами по себе.
    Глава 3. Второй этап исследования – формирующий эксперимент
    Формирующий эксперимент предполагает создание специфический условий, способствующих раскрытию в данном случае креативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Согласно нашей гипотезе одним из таких условий является наличие эмоционально благоприятного климата в коллективе. Для этого необходимо наладить контакт с детьми, нацелиться на партнерские отношения, а также максимально снизить эмоциональную напряженность в игре.
    Для этого была проведена педагогическая коррекция игрового процесса: косвенная роль воспитателя, включенного в игровой процесс; акцент на нравственных качествах в игровом общении (добрый, хороший и т.п.); партнерские отношения с детьми в рамках выбранной роли (персонаж игры), принимать участие в планировании развития дальнейших игровых событий, но не навязывать детям своего мнения; необходимо привлечь в игровой процесс неактивных и замкнутых детей; задания должны предполагать вариативность решения, необходимо стимулировать их многообразие и поощрять оригинальные. Создать игровые условия при максимальной свободе и самостоятельности участников в рамках курирующей роли воспитателя.
    Хорошим вариантом для таких игр является метод гирлянд: все включены в процесс; взрослый такой же участник игры; низкая эмоциональная напряженность; благожелательный настрой. Принцип таких игр строится либо на ассоциациях, либо общей теме. Например: все садятся в круг и каждый на заглавную букву своего имени придумывает прилагательное (качество): Игорь- игривый, Света-светлая, Даша-добрая и т.п. Другой вариант ассоциативность: один участник называет слово «яблоко», другой «зеленое», следующий «лягушонок» – «смешной» – «клоун» и т.д. Такие игры стимулируют креативное мышления, не имеют лидеров и аутсайдеров, не зависят от временных рамок, не вызывают эмоционального напряжения, взрослый всегда может простимулировать, направить игру, не выходя из положения игрового партнера.
    Так же для этих целей подходят игры имитирующие телефонные разговоры и игры основанные на придумывании историй. Первые служат для развития диалогового общения, а вторые способствуют вариативности мышления, его самостоятельности и т.п.
    Изначально в ходе эксперимента дети настороженно отнеслись к изменившейся роли взрослого, но постепенно это привело к смене поведения детей не только по отношению взрослого, но и друг к другу. Это связано с тем, что дети нашли отклик во взрослом относительно своих интересов, поддерживал их замысел, считался с их мнением, всячески помогал и т.п.
    Важное значение для эксперимента имело привлечение малоактивных, замкнутых детей, для этого проводилась индивидуальная работа, основанная на доброжелательности, заинтересованности в каждом ребенке.
    Изменение позиции взрослого, его открытость, эмоциональность и гибкость способствовали следующим изменениям в группе: повысилось доверие к взрослому, это выразилось в частых обращениях по поводу различных ситуаций (конфликт, игра и т.п.); дети стали более уверенно чувствовать себя в совместных действиях; заинтересованность и большая активность «аутсайдеров».
    Глава 4. Заключительный этап исследования – сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента
    В эксперименте были представлены две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная и экспериментальная. Чтобы проверить результативность эксперимента, было проведено контрольное обследование, которое совпало с данными первого этапа исследования.
    В итоге экспериментальная группа существенно снизила долю показателей низкого уровня креативности. Создание эмоционально благоприятного климата в группе и изменение роли и отношения взрослого имели положительный результат. Повысилась заинтересованность детей не только в игровой деятельности, но в достижении положительного результата. Дети легче и быстрее адаптировались к изменяющимся задачам, чаще мыслили нестандартно. Свободная организация игровой деятельности способствовала успешному взаимодействию между детьми, налаживанию дружеских контактов. Общее дело и чувство причастности к нему каждого ребенка снизили уровень конфликтности.
    Сравнительный анализ двух этапов исследования наметил тенденцию к увеличению оценочных баллов.
    Дети, которые на первом этапе исследования демонстрировали низкий уровень креативного мышления, на втором этапе показали более высокие результаты по гибкости и быстроте адаптации, а так же нестандартности мышления, чем ранее. Конечно, в большинстве случаев они придерживались типичных путей решения поставленных игрой задач, однако положительные тенденции на лицо: заинтересованность в игре, длительная включенность в нее и нормальное взаимодействие с товарищами.
    Таким образом, изменение игровых условий, а так же применение проблемных методов и методов активизации креативного мышления способствовали положительной динамике изменений в экспериментальной группе, следовательно наша гипотеза имела положительное подтверждение.
    Заключение
    Игра играет важную роль в формировании личности ребенка, она подготавливает его к жизни в большом мире. При этом игра носит сюрриалистичный характер: в ней причудливо сплелись реальный мир людей и мир фантазий ребенка. С одной стороны ребенок привносит в игровую деятельность все то, что он знает об окружающем его мире, все то, чему он научился у родителей, а с другой это мир сказок, персонажи мультфильмов, то, чего ему очень хотелось, тот, кем он хотел бы быть.
    Поэтому игра имеет важное значение в формировании мотивационной сферы ребенка, его нравственных качеств, это время когда формируется основа для возникновения его самооценки, это время формирования его коммуникативных качеств, лидерской позиции и т.п. Для ребенка игра естественный процесс, он не задумывается, для чего он это делает. Игра просто приносит ему удовольствие. Л.С. Выготский называл игру « девятым валом детского развития».(8, с.78)
    У детей старшего дошкольного возраста развито образное мышление, которое отвечает за развитие креативных способностей. Игра – по сути тоже является творчеством. Поэтому сопрягая игру и развитие ребенка ключевым критерием выступает развитие именно творческих способностей. Именно они на данном возрастном этапе являются определяющими и для личностного, интеллектуального развития и развития воображения ребенка.
    Гипотеза предполагала, что определенные условия опосредованно через игровую деятельность влияют на развитие креативных способностей. Для этого в ходе экпериментального исследования были созданы условия направленные на развитие творческих способностей у детей 5-6 лет:
    1) наличие благоприятного эмоционального климата в развивающей группе (либо в группе детского сада);
    2) обеспечить свободу и самостоятельность игры ребенка при руководящей роли воспитателя (педагога);
    3) игра должна быть изначально нацелена на развитие творческих способностей детей определенного возраста.
    В эксперименте были представлены две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная и экспериментальная. В итоге экспериментальная группа существенно снизила долю показателей низкого уровня креативности. Создание эмоционально благоприятного климата в группе и изменение роли и отношения взрослого имели положительный результат.
    Список литературы
    1. Аникеева Н.П., “Воспитание игрой”, М, Наука, 1987. 277с.г.
    2. Аникеева Н.П., “Игра в педагогическом процессе”, Новосибирск, НГПИ, 1989. 186с.
    3. Большая советская энциклопедия,электронная версия, 2002.
    4. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. 128 с.
    5. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., Наука, 1978. 327с.
    6. Кулагина И.Ю Возрастная психология.Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., Урао, 1999. 176с.
    7. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. – М., 1996. – №3
    8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., Педагогическое общество России, 2004. 442с.
    9. Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article//PS3/ps3-0022.htm
    10. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. М., Наука, 1966.596с.
    11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Наука, 1978.324с.

    Приложение 1
    Таблица 1. Данные о выполнении заданий по группам
    № зад.
    Баллы
    Экспериментальная группа
    Контрольная группа
    1
    2
    3
    1
    2
    3
    1 балл



    2
    2
    2
    2 балла
    5
    6
    3
    5
    3
    4
    3 балла
    5

    Список литературы

    1.Аникеева Н.П., “Воспитание игрой”, М, Наука, 1987. 277с.г.
    2.Аникеева Н.П., “Игра в педагогическом процессе”, Новосибирск, НГПИ, 1989. 186с.
    3.Большая советская энциклопедия,электронная версия, 2002.
    4.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. 128 с.
    5.Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., Наука, 1978. 327с.
    6.Кулагина И.Ю Возрастная психология.Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., Урао, 1999. 176с.
    7.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. – М., 1996. – №3
    8.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.М., Педагогическое общество России, 2004. 442с.
    9.Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article//PS3/ps3-0022.htm
    10.Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. М., Наука, 1966.596с.
    11.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Наука, 1978.324с.

    Источник