Значение игры для эмоционального развития ребенка

Значение игры для эмоционального развития ребенка thumbnail

Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

        Воспитатель:Канищева Е.М.

        Воронеж 2018-2019

 Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
 Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
 Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
 Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
 развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а  также на развитие определенных навыков  и умений. Игра – форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
 О роли игры в воспитании детей говорят  многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как  игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
 которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
 Игра  – это то главное, чем всегда занят  ребёнок. Именно поэтому важно направить  игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
 юной  личности».
      В процессе игры происходит  овладение новыми для детей
 сенсорными  и моторными навыками. Игра расширяет  познания ребенка о себе и о  мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
      Воспитывая дошкольника важно  передать детям определённые  первоначальные навыки
 эмоционального  общения, которые  необходимы ему  в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, – это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
 Применение  определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в  совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
 1. Наблюдение;
 2. Социометрическое  исследование;
 3.Наглядность;
 4. Моделирование;
 5. Использование  произведений художественной
 литературы;
 6. Развитие  речи;
 7. Использование  музыки;
 8. Изобразительная деятельность. 
 Наблюдение  позволяет понять, какие эмоции испытывает
 ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты: 
 – хотят  ли дети поиграть вместе или  стараются избегать друг друга; 
 – как  дети включаются в игровое  обучение;
 – принимают  чужую инициативу или сопротивляются  ей;
 – кто
 из  детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
 – какие  отношения преобладают – добрые  или конфликтные;
 – какие  эмоции преобладают –
 положительные или отрицательные.  Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей. 
       Применение наглядности в игровых  методиках как метода эмоционального
 развития  имеет свои особенности по причине  того, что эмоции беспредметны и  их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь  понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
       Интересным для эмоционального  развития детей является  использование
 моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
 использовать:
 – пиктограммы;  графические изображения лица; силуэты  людей,
 пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д. 
 Действуя  с подвижной аппликацией, ребенок  упражняется в моделировании  эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет  мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки.  Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
 задания-игры:
 – выражение  эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
 из  моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д. 
       Важным является включать в  методики элементы речи.
 Чтение  наизусть стишков, пересказ сказок, – всё  это обогащает эмоциональную  сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
     Важным элементом игр при эмоциональном  развитии является музыка.
 Вслушиваясь в слова и музыку песен и  хороводов, ребенок приобретает
 первоначальные  понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.  Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. 

Источник

В последнее время в психолого-педагогических
исследованиях все больше внимания уделяется
вопросу развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста, формирования умений
определять эмоциональное состояние собеседника
и владеть своими эмоциями. Проблема поиска
эффективных методов и приемов развития
эмоциональной сферы до сих пор остается
актуальной. В современном мире социальные
отношения постепенно меняются. Важно отметить,
что современные дети все чаще проявляют
равнодушие и черствость, игры детей однообразны.
Средства массовой информации, фильмы,
мультфильмы несут в себе достаточно большой
заряд агрессии. И наиболее подвержен этому
негативному воздействию дошкольный возраст,
возраст становления ребенка как личности.
Сложный процесс формирования личности нельзя
откладывать на будущее. Поэтому перед
педагогами, в современном обществе, возникает
проблема формирования эмоциональной сферы
детей. Одним из ведущих методов является игра,
так как ближе всего отвечает задачам
эмоционального развития. Мы должны создавать
условия для развития эмоциональной сферы
дошкольников в игровой деятельности. Работая над
темой “Роль игры в эмоциональном развитии
детей” я ставила перед собой задачи:

1. Расширять представления детей об эмоциях.

2. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства
с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать и
регулировать их таким образом, чтобы было
комфортно им самим и окружающим их людям.

3. Развивать способность ребенка к эмпатии,
сопереживанию, толерантности, развивать навыки
социального поведения.

Начала я работу с детьми второй младшей группы.
Чтобы помочь своим детям я наметила план работы,
которая была направлена на то, чтобы раскрыть
способности эмоционального опыта ребенка,
предоставить возможность судить о его навыках
общения и умений понимать эмоциональное
состояние других людей.

С детьми были проведены игры:

“Угадай настроение”, “Найди такую же эмоцию,
как у меня” – цель: учить детей по мимике
определять настроение; учить изображать
веселого, грустного, спокойного, злого человека.

“Сделай как я”, “Зеркало” – цель: учить детей
следить за действиями воспитателя и
воспроизводить их. Дети повторяют жесты и мимику
воспитателя, которые видят в зеркале. Для
создания эмоционального положительного настроя
у детей пели вместе с ними песенки и потешки, не
только с музыкальным руководителем в
музыкальном зале, но и в группе. Применяла в
рисовании нетрадиционные техники (ладошками,
пальчиками, ватными палочками). Также
использовала театрализованную игру (пальчиковый
театр) по сказке “Колобок”, где с помощью героев
сказок дети учились понимать их настроение,
сопереживать им. Проводилась работа с
родителями: оформила информационные стенды
“Эмоции детей”, “Весёлый, грустный”,
анкетирование, и т.д.

К концу года дети научились понимать основные
эмоции, эмоциональное состояние других людей.

В средней группе проводила с детьми беседы,
занятия на темы: “Радость”, “Радость и горе”,
“Гнев”, “Удивление”, дидактические игры на
закрепление представлений детей об эмоциях, как
графически изображается настроение и состояние
человека; на формирование у детей умения
сопоставлять эмоциональные состояния радости,
грусти, удивления, страха, гнева, спокойствия.
Развивать умение передавать заданную эмоцию,
развивать способности детей по различным
признакам распознавать эмоциональное состояние.
“Маски настроения”, “Игра эмоций”, “Угадай
настроение”, “Диназаврики” цель: снятие
негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Сюжетно-ролевые игры с куклами: “Семья”,
“Детский сад”, “Дочки-матери”- каждая кукла
–это персонаж в игре, с которым у ребенка связаны
разнообразные эмоции. Дети не просто выполняли
какие-то обязанности, но и переживали роль.
Игры-драматизации, настольный театр, “Би-Ба-Бо”
на темы знакомых сказок: “Репка”, “Колобок”,
“Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Рукавичка”,
“Волк и семеро козлят”.

Подвижные игры: “Ловишки”, “Найди себе пару”,
“Прятки” и др.

Стало традицией проводить праздники – Дни
рождения в нашей группе совместно с музыкальным
руководителем , где детей объединяли не только
одинаковые движения, но и общее настроение,
эмоциональное состояние объединяло детей.

Проводилась работа с родителями: папки –
передвижки по темам: “Роль семьи в воспитании
эмоциональной отзывчивости дошкольника”,
“Значение игры для преодоления эмоциональных
трудностей детей”. “В чем заключается роль игры
в развитии ребенка?”.

Родители принимали активное участие в помощи
по изготовлению самодельных игрушек для
театрализованных игр.

В начале и в конце года проводилась диагностика
направленная на определение уровня
представления детей об эмоциях. В этом возрасте
добавились такие эмоции как “спокойствие” и
“удивление”. Дети закрепили знания об основных
эмоциях, научились понимать новые, стали более
доброжелательнее друг к другу. С возрастом
повышается умение дошкольников выражать свои
эмоции. При этом они настолько уже овладевают
выражением эмоций, что показываемая ими
экспрессия той или иной эмоции может вовсе не
означать ее переживание.

В старшей группе познакомила детей с новыми
эмоциями: “усмешка”, “восхищение”; в
подготовительной группе ознакомила детей с
такими эмоциями, как “горе”, “любопытство”,
“нежность”. Эмоции играют важную роль в жизни
детей. Появляясь в поведении, они информируют
взрослого о том, что детям нравится, что их
огорчает и что их сердит. Эмоции насыщают игру,
делают ее увлекательной, создают благоприятный
климат для взаимоотношений. В игре без
принуждений, подчинений, где нет страха, ребенок
получает возможность исследовать, изучать
собственные чувства и переживания. С детьми
старшего дошкольного возраста проводила игры,
которые способствовали умению детей учитывать
точки зрения других, возможность самому оценить
свое поведение. Игры позволяют ребенку не только
осознать самого себя, свои достоинства и
недостатки, самому преодолевать свои трудности и
изживать конфликты, но и обсудить со взрослым
свои чувства, эмоции, действия с игрушками.
Наблюдение за игрой дает возможность определить,
как складываются отношения со сверстниками: рады
дети совместной игре или нет, какие эмоции
испытывает ребенок.

Дидактические игры: “Покажи настроение” на
снятие эмоционального и мышечного напряжения,
“Динозаврики” на снятие негативных переживаний
и телесных зажимов. “Театр эмоций”, “Море
волнуется” цель-показ мимикой и телом состояние
волны (спокойное, буря, небольшое волнение), а
ведущему определить это состояние.
“Заколдованный ребенок”, “Что мы видели не
скажем, а что делали, покажем” цель-обучение
элементам техники выразительности движений
(ребенок отвечает на вопросы жестами и мимикой).
Игры-драматизации по сказкам “Три поросенка”,
“Три медведя”, показали сказку старшей и
средней группам С.Я. Маршака “Сказка о глупом
мышонке”. Совместно с физкультурным работником
проводили подвижные игры и эстафеты. На
родительском собрании провела беседу “О
значении игры в развитии ребенка”. “Влияние
эмоционального развития на становление личности
ребенка” и родители обменивались мнениями,
идеями о возможных вариантах подхода к решению
развивающих задач, проводила индивидуальные
консультации для родителей, имеющих проблемных в
эмоциональном плане детей. Выставляла
папки-передвижки – “Театрализованные игры как
средство эмоционально-личностного развития
дошкольников”, “Обучается ли ребенок во время
игры?”, с помощью родителей приобрели игрушки к
театрализованным играм.

Проведенная мной работа по эмоциональному
развитию детей посредством игры, дала следующие
результаты. Снизились признаки эмоционального
неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности
поведения со сверстниками, плаксивости,
капризах, трудностях при расставании с
родителями, тревожности, замкнутости,
застенчивости. Ребята стали более
самостоятельными, смелыми, активными,
жизнерадостными, менее капризными и
беспокойными, научились менее эмоционально
воспринимать неудачи. Научились выражать эмоции
при помощи мимики и жестов, появилось больше
доверия к окружающим.

Необходимость дальнейшей работы по
эмоциональному развитию детей в старшем
дошкольном возрасте, способствует развитию
личной ответственности, которая является
неотъемлемым качеством свободного человека.
Проанализировав свой опыт с детьми, я пришла к
выводу: игру можно использовать как средство
развития эмоциональной сферы, как средство
формирования способности к общению, так как
именно с помощью игры педагог способен помочь
ребенку установить контакт с окружающим миром, а
также со сверстниками и взрослыми.

Список использованной литературы

  1. Воронова А.П. Азбука общения: Развитие личности
    ребенка, навыков общения со взрослыми и
    сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) –
    “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2000.
  2. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека //
    Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
  3. Клименкова О. Игра как азбука общения //
    Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4.
  4. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков
    общения ребенка со сверстниками // Дошкольное
    воспитание. – 1990. – № 7.
  5. Пазухина И.А. Обогащение эмоционального опыта
    дошкольника. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4.
  6. Смирнова Е.О. Современный дошкольник:
    особенности игровой деятельности // Дошкольное
    воспитание. – 2002. – № 4.
  7. Чернышева В.Ю. Развитие эмоциональной сферы
    дошкольников // Справочник старшего воспитателя
    дошкольного учреждения. – 2010. – № 4.
  8. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей
    дошкольного возраста. – М., 2005.
  9. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников.
    – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Источник

 Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
 Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
 Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
 развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а  также на развитие определенных навыков  и умений. Игра – форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
 О роли игры в воспитании детей говорят  многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как  игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
 которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
 Игра  – это то главное, чем всегда занят  ребёнок. Именно поэтому важно направить  игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
 юной  личности».
      В процессе игры происходит  овладение новыми для детей
 сенсорными  и моторными навыками. Игра расширяет  познания ребенка о себе и о  мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
      Воспитывая дошкольника важно  передать детям определённые  первоначальные навыки
 эмоционального  общения, которые  необходимы ему  в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, – это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
 Применение  определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в  совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
 1. Наблюдение;
 2. Социометрическое  исследование;
 3.Наглядность;
 4. Моделирование;
 5. Использование  произведений художественной
 литературы;
 6. Развитие  речи;
 7. Использование  музыки;
 8. Изобразительная деятельность. 
 Наблюдение  позволяет понять, какие эмоции испытывает
 ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты: 
 – хотят  ли дети поиграть вместе или  стараются избегать друг друга; 
 – как  дети включаются в игровое  обучение;
 – принимают  чужую инициативу или сопротивляются  ей;
 – кто
 из  детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
 – какие  отношения преобладают – добрые  или конфликтные;
 – какие  эмоции преобладают –
 положительные или отрицательные.  Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей. 
       Применение наглядности в игровых  методиках как метода эмоционального
 развития  имеет свои особенности по причине  того, что эмоции беспредметны и  их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь  понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
       Интересным для эмоционального  развития детей является  использование
 моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
 использовать:
 – пиктограммы;  графические изображения лица; силуэты  людей,
 пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д. 
 Действуя  с подвижной аппликацией, ребенок  упражняется в моделировании  эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет  мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки.  Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
 задания-игры:
 – выражение  эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
 из  моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д. 
       Важным является включать в  методики элементы речи.
 Чтение  наизусть стишков, пересказ сказок, – всё  это обогащает эмоциональную  сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
     Важным элементом игр при эмоциональном  развитии является музыка.
 Вслушиваясь в слова и музыку песен и  хороводов, ребенок приобретает
 первоначальные  понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.  Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. 

Источник