Значение игровой деятельности в развитии речи ребенка

Любовь Голубева
Роль игры в речевом развитии дошкольника

Речь – это важный элемент человеческой деятельности. Овладение род-ным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве [1, с. 18].

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основой для научного изучения данного вопроса будут служить исследования психологов, педагогов, методистов, которые прямо или косвенно затрагивают тему игры как средства обогащения словаря (Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. А. Сухомлинский, В. И. Яшина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина и другие авторы).

Игра – основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полу-ченных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей [3, с. 3].

Основными задачами развитияречи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.

Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.

Развитие связной речи направлено на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи в той или иной степени могут быть решены в игровой деятельности.

С целью развития речи ребёнка следует подбирать игры,позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностиче-скую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог должен выбрать в качестве основной цели одну-две функции, которые будут для него наиболее важными.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация дет-ских игр, базирующаяся по степени самостоятельности и творчества детей в игре. Наиболее популярной является классификация Н. К. Крупской, которая разделила детские игры на две группы [2, с. 259]:

I. Творческие игры:

1) режиссерские,

2) сюжетно-ролевые,

3) театрализованные,

4) игры со строительным материалом.

II. Игры с правилами:

1) подвижные игры,

2) дидактические игры.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной [4, с. 7].

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [1, с. 69].

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Например, ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре,анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей [1, с. 68]. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Читайте также:  Предметная деятельность развития ребенка младенческого возраста

Внимательно изучив и проанализировав литературу по теме исследова-ния, мы осознали, что игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, сформулировать правила, организовать пространство, выбрать подходящее время для организации игры, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послу-жить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 400 с.

2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. /Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение. – 2002. – 42 с.

3. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия. – 2002. – 200 с.

4. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР. – 1958. – 116 с.

Источник

Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.

Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.    Интенсивно растет словарный состав речи. Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря – освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Следующий этап –  отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится  сюжетно – отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка дошкольного возраста педагогика

К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.

В моей группе двух – трехлетние малыши. Двухлетние дети – очаровательны, они абсолютно честны и искренни во всём – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. Главной фигурой в жизни детей остаётся взрослый, без помощи которого ребёнок еще не может справиться со многими бытовыми проблемами. Возникающая ещё в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезнет с возрастом. Время от времени малыш нуждается в ласке – в том, чтобы его погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Единство требований к детям со стороны всех взрослых в дошкольном учреждении и в семье необходимо как для положительного эмоционального состояния, так и для полноценного воспитания его личности.

Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, навыков в повседневной жизни. Основная моя задача – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить им минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Именно игра «в общение» может помочь ребенку легко пройти адаптацию. Играя с детьми, ставила простые, известные малышам игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижениях. Дети вместе со мной прячутся «от дождя» под зонтик, берут «угощение» и т.д. На данном этапе важно не выполнение игрового действия, а установление доброжелательных, доверительных отношений с детьми.

Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно «исследуют» их, подвергая различным манипуляциям. Собственные манипуляции с предметами и подражание взрослым приводят к тому, что у ребенка возникают мысленные представления как о предметах, так и о действиях с ними. Дети третьего – четвертого года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, Вика, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» – девочка отвечает: «Я Вика». Дети начинают обозначатьсловом выполняемую в игре роль: «Я шофёр», «Ты мама» и т.д. Так развивается сюжетно-ролевая игра. Эти игры значимы тем, что они дают возможность пополнять и активизировать словарь ребенка, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризов (чудесный мешочек). Во время игры предлагаю детям такие игровые действия, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия показываю и объясняю на своем примере. Например, говорю: «Таня, хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передаю её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Настя, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку». Для игры я подбираю простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементами-действиями – «шофер» загружает машину кубиками и везет её; «мама» катает дочку в коляске, кормит её. Во время игры придумываю сюжеты или использую литературные тексты (к примеру, стихи А.Барто из цикла «Игрушки»). Обычно дети берут за основу образец, предложенный мною, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.

Читайте также:  Попить ребенку для умственного развития

Для закрепления цвета использую игры-упражнения «Подбери кукле платье», «Найди такой же кубик, назови» и др. В повседневной жизни также обращаю внимание детей на цвет предметов в групповой комнате, на прогулке.

Мы часто с малышами наблюдаем за окружающими, связывая их с игрой. При этом внимание детей направляю на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагаю: «Давайте и мы уберемся в нашем уголке, чтобы было чисто и красиво?». Так в сознание детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Во время неоднократной игры малыши выполняют несколько связанных между собой игровых действий. Например, Кирилл, играет с Машей, лечит ее. Я подсказываю: «Ты лечишь Машу», постепенно фиксирую внимание ребенка на сходство его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или в начале её предлагаю малышу: «Доктору нужен белый халат, возьми, Кирилл, халат, ты у нас доктор».

Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли; а также согласовывать существительные с глаголами, составлять фразы из трех-четырех слов. Общим в сюжетно-ролевых играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни.

Использую игры-занятия с куклой как своеобразный образец для подражания, выполнения игровых действий и нравственных взаимоотношений, стараюсь обогатить самостоятельную деятельность детей. Кроме того, с помощью игр развиваю способности детей к более устойчивому проявлению добрых чувств, активности, целеустремленности. Планирование нескольких видов игр-занятий позволяет установить взаимосвязь между играми «в строительство» и образно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Детский сад» и др. Для того, чтобы развить образно-ролевую игру «Дочки-матери» я привлекаю к участию в игре каждого ребенка, даю возможность самостоятельно действовать с игрушкой. Включаю новые слова (маленький, хорошенький, умница, сыночек, доченька и др.).

Кукла у детей становится любимой игрушкой, в игре она выступает в роли бабушки, сестрички, братика. Дети выражают свои чувства к кукле, всячески заботясь о ней. Обучая куклу действовать, они одновременно обучаются действовать сами. Поведение детей в игре изменяется. Так в самостоятельной игре дети вместе строят мебель для куклы, домик и т.д.

Но самое главное заключается в том, что в играх с куклами, со строительным материалом четко прослеживается направленность на доброжелательность, взаимопомощь. В играх с куклами выступают высоконравственные мотивы: «вместе праздновать, путешествовать», «готовить для кукол обед» и т.д. Проявление радостных чувств от достигнутого (сделали, построили) говорит о возросшем у детей уровне целеустремленности, о развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Для расширения и углубления знаний и впечатлений о заботе «родителей о детях» использую художественную литературу: В.Карасева «Прилетели гули», Е.Благинина «Вот как мама угодила», и др.

Для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе обыгрывания, наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: игры-занятия; кукольный театр; театральные игры; игры-забавы; игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театру, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом малыши учатся внятно говорить, произносить правильно некоторые звуки, выражать разные состояния, применяя соответствующую интонацию.

На третьем году жизни малыши уже могут сами сопровождать слова взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступают в диалог, используют песенки, потешки, стихи. Театральные игры решают задачу развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражания, развития воображения, способности выражать основные чувства мимикой. Например, при обыгрывании сказки «Теремок» дети могут показать себя мышкой, лягушкой, зайчиком и др. Для рассматривания иллюстраций использую книжки-игрушки, тематическое лото, предметные картинки, альбомы, вместе с малышами составляем небольшие рассказы. При ознакомлении с окружающим использую альбомы «Домашние животные», «Дикие животные» и др.

Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Постепенно,  подводя детей к восприятию более сложных произведений, ставлю задачу пробудить в каждом ребенке желание с еще большим интересом вглядываться в окружающий мир, обобщать свои впечатления на основе прочитанного.

Ребенок третьего – четвертого года жизни уже понимает игровой характер сюжетов, их забавность. Он включается в «игру» с взрослым, легко откликается на предложение  развернуть действия в ролях; может себя представить, например, козликом, собачкой, петушком,  кисонькой – мурысенькой и т.д.

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.

Источник