Значение игр с правилами для развития ребенка
Значение игры для развития детей дошкольного возраста
В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать особенности развития каждого ребенка. Игра – это неотъемлемая часть развития детей.
На основании одного из принципов Федерального государственного образовательного стандарта осуществление программы производится в разнообразных формах, специфичных для детей данного возраста и прежде всего в игровой форме.
Психологическая теория деятельности в рамках исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева обращает внимание на три преобладающих вида деятельности человека – трудовую, игровую и учебную. В дошкольном детстве игра представляет собой ведущую деятельность человека, она оказывает большое влияние на его развитие.
В последние годы вопрос классификации детских игр опять стал одним из важных в детской педагогике и психологии. Одна из современных классификаций детских игр была представлена С.Л. Новоселовой, в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». Данная классификация базируется на понятии о том, кто был инициатором возникновения игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:
а) игра-экспериментирование;
б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который организует их с воспитательными и образовательными целями:
а) игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;
б) досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.
3) игры, сложившиеся в ходе исторического развития этноса, возникающие как по инициативе взрослого, так и детей более старшего возраста: народные или традиционные.
В игровой деятельности развиваются все стороны детской личности, происходят интенсивные изменения в психике ребенка, которые подготавливают ее на следующую, более высокую ступень развития. На этом основывается большой воспитательный потенциал игры, которую психологи определяют, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Игра является отражением жизни. В ней все «понарошку», «как будто», но в такой условной ситуации, порождаемой детским воображением, много реальности: действия участников всегда реальны, их переживания, чувства, искренни, натуральны.
Можно отметить определенные особенности игры дошкольников:
1. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей-дошкольников.
2. Игра также выступает результативным средством воспитания детской личности, его волевых и морально качеств.
3. Все психологические новообразования дошкольников берут свое начало в игровой деятельности.
4. Игра помогает развитию всех сторон детской личности, способствует происходящим психическим изменениям.
5. Игра является значимым средством интеллектуального развития ребенка, где интеллектуальная деятельность связана с деятельностью всех процессов психики.
Развитие игры в личностном онтогенезе проходит несколько стадий.
I. В раннем возрасте преобладает предметная игра, когда ребенок производит перенос действия с предметом в другие условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и машину, и лошадку. Предмет приобретает разные несвойственные ему функции. Начало игры – игровое отношение к предметам.
II. В возрасте 3 лет появляется сюжетно-отобразительная игра. Деятельность ребенка в репликах, в действиях. Ребенок при этом одни играет с различными игрушками. Игрушки представляют собой доктора и больных, у них появляются дети и родители, хотя дети еще не выделяют отношения между ними. Но в подобной игре игрушки уже начинают изображать особенности реального человеческого поведения.
III. Позже появляется самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая. Её сложность в том, что в ней принимают участие несколько детей, причем каждый исполняет свою роль. Взаимоотношения между играющими могут происходить как в реальном, так в сюжетном, воображаемом плане. Я – врач, а ты – больной. Но ты тоже хочешь поиграть с фонендоскопом, и мы меняемся ролями: ты – врач, я – больной.
Сюжетно-ролевая игра совершенствуется в различных направлениях; в сюжетах отображаются все более отдаленные области действительности: почта, путешествие, ателье, скорая помощь, концерт, космодром и т.п..
В процессе игровой деятельности дети формируются физически, психически и личностно. Рассмотрим более подробно влияние игры на детское развитие.
Физическое развитие. В ходе игры ребёнок производит различные движения, развивает свои двигательные умения. Все дети любят подвижные игры: они с увлечением бегают, прыгают, гоняют мяч, кувыркаются. В подобных играх дети учатся в совершенстве владеть своим телом, развивают мышечный тонус и ловкость, что чрезвычайно важно для растущего организма.
По мнению психологов, в том числе и В.С. Мухиной, игра оказывает большое влияние на воспитание произвольности психических процессов.
Так, у детей в игровой деятельности начинают формироваться произвольная память и произвольное внимание. В игровых ситуациях ребенок лучше сосредоточивается и больше запоминает, чем в условиях лабораторных опытов. Осознанная задача (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в условиях игры.
Игровая деятельность постоянно оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника. В ходе игры он учится использовать заместитель предмета – применяет к заместителю другое игровое название и применяет его в соответствии с этим названием. Предмет-заместитель становится основой для мышления. На базе манипуляций с предметами-заместителями ребенок учится думать о реальном предмете.
Игровая деятельность как ведущая играет особую роль для формирования рефлексивного мышления. Рефлексия дает возможность строить адекватное поведение человека в обществе.
Ролевая игра играет огромную роль значение для развития воображения. В игре дети учатся замещать одни предметы другими, принимать на себя разнообразные роли. Все это помогает формированию воображения.
Значение игры для развития детской личности заключается в том, что через игру он сталкивается со взаимоотношениями и поведением взрослых людей, которые становятся эталоном для его собственного поведения, и в игре он усваивает главные навыки общения, качества, требуемые для установления контакта с другими детьми.
Внутри деятельности игровой начинает формироваться и деятельность учебная, которая позже станет ведущей. Учебные элементы вводятся взрослым, они не могут появиться непосредственно из игры. Ребенок дошкольного возраста начинает учиться в процессе игры – обучение он воспринимает как очередную ролевую игру с определенными правилами. Но при выполнении этих правил, незаметно для себя ребенок овладевает первичными учебными действиями.
В игровой деятельности детьми постигаются определенные знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, которые имеют мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконинеские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
В ходе сюжетно-ролевой игры у ребёнка появляется необходимость все время проговаривать собственные действия, изображая диалоги между игровыми персонажами. Игры в обществе других детей содействуют не только речевому развитию, но и совершенствованию коммуникативных умений: детям необходимо распределить роли, составить правила игры, поддерживать общение непосредственно в игровом процессе. Ребёнку необходимо уметь не только договариваться, но и соблюдать оговоренные правила.
Сюжетно-ролевые игры строятся на подражании ребёнком взрослому человеку. В процессе игры дети как будто примеряет на себя роль взрослого, на уровне игры старается выполнять его функции. Подобная игра порождает у ребёнка желание по-настоящему стать взрослым, то есть создать семью, получить профессию, зарабатывать деньги. Естественно, для того, чтобы в процессе игры складывалась «правильная» мотивация, у ребёнка должен быть перед глазами положительный пример взрослых.
Хотя сюжеты детских игр и являются фантазийными, но выводы, которые ребёнок делает в игровой ситуации – самые реальные. Игра становится в своем рода полигоном, на котором ребёнок формирует определенные личностные качества. Таким образом, у ребенка появляется желание поступать нравственно.
В игровой деятельности дети учатся жалеть, выражать симпатию, сочувствовать, поддерживать. Часто встречаются ситуации, когда в игре проявляются эмоциональные детские проблемы: тревога, страх, агрессия. В форме игры есть возможность дать выход подобны эмоциям и прожить с ребёнком трудные для него ситуации.
Таким образом, игра является для ребенка отражением жизни и ведущим видом деятельности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Все психологические новообразования ребенка берут начало в игре. В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно.
Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Отв. ред. М.Н. Лазутова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
Источник
Марина Фурсова
Игры с правилами в дошкольном возрасте
«Для ребят дошкольного возраста игрыимеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская
С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.
В чем воспитательная ценность игр с правилами?
В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).
В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?
В чем особенность игр с правилами?
Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.
В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.
В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами:
Настольные
Подвижные
Игры-состязания
Командные (коллективные)
Типы игр с правилами
игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);
игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа);
Какие существуют виды правил?
Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре — регламент действий участников).
Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих («Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех, тот выигрывает»).
Структура игры
Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей)
Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)
Обсуждение правил игры
Установка на выигрыш (постановка задачи)
Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)
Игровой цикл (ход игры)
Завершение цикла игры, определение выигравшего;
Переход к новому игровому циклу.
Общая схема процесса развертывания игры с правилами
Играющие занимают равные исходные позиции, то есть функциональные места в игрe распределяются с равной для всех возможностью.
Разворачивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные действия, предполагаемые игpoй.
Завершается цикл опpeделением выигравшего.
Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.
Распределение функций между участниками
Виды жеребьёвок:
Метка
Палка
На кулачках
С предметом (-ами)
Виды считалок:
Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды);
Заумные считалки;
Считалки-числовки;
Считалки-заменки (замена последней строчки);
Этапы формирования игры с правилами
1.этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем
дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.
2.этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход
к следующему циклу и т. д.
3.этап: создание условий для придумывания детьми правил
самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).
Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.
Задачи формирования игры:
– формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.
Стратегия поведения взрослого:
-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.
Тип игры с правилами:
простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу)
игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
в работе с детьми 2,5 —4 лет:
включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию)
занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам
использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей
усиливающие привлекательность игры для ребёнка.
Неподходящая тактика-
– включать всех детей группы во фронтальную игру как в
обязательное занятие;
занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей
– использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.
Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.
Задачи формирования игры:
-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.
Стратегия поведения взрослого:
– выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.
Тип игры с правилами:
– настольные игры на удачу, максимально освобождённые от
сюжетного контекста (лото, «гусёк»);
– игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
с детьми 4,5 — 5,5 лет:
участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра
для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу
в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото, который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами
– в каждой новой игре специально подчёркивать правила
установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;
включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым
-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот. (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.
Неподходящая тактика:
– занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя
детям лишь игровой материал;
– вводить представление о выигрыше, используя сразу
смешанные типы игры с правилами, требующие физической
и умственной компетенции;
стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета
в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша
прекращать совместную игру с детьми после первого кона
считая это достаточным и предоставляя их самим себе;
– в ходе перераспределения функций при переходе от одного
цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности («Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п., снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.
Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.
На 6 г. ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.
В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.
В процессе создания новых игр существуют средства:
полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);
Внесение незнакомого игрового материала;
Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий);
Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»
Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;
Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
Стимулирование развития «правилотворчества» и создание игр «с нуля».
Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Источник