Значение и роль игровой деятельности в всестороннем развитии ребенка

Эльвира Тимашева
Роль игровой деятельности в развитии ребенка

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознатель-

ности».

В. А. Сухомлинский

Дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда, обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.

В игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенкамобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное.В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Источник

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.»

 Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра – альтернатива действительности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в игровых условиях, чем по непосредственному заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы. Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей.

Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению ребенка, преодолению познавательного эгоцентризма, т.е. недостаточного отграничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда ее доминирования, невозможности стать на другую позицию и осознать наличие других точек зрения.

Игровая деятельность имеет решающее значение для личностного развития ребенка. Всякая игра содержит в себе правила и в ней постоянно возникает необходимость ребенку отказываться от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя игровой роли. В игре поведение ребенка становится произвольным, интенсивно развиваются волевые свойства. Большое значение при этом имеет мотивация деятельности, поскольку выполнение эмоционально привлекательной игровой роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение соответствующих ей игровых действий. Содержащаяся в игровой роли модель поведения является эталоном, с которым ребенок самостоятельно сравнивает свои действия, осуществляет контроль за ними.

Весь процесс игры эмоционально окрашен и она способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащению его эмоциональной сферы. Так как содержание ролей главным образом сосредоточено вокруг норм межличностных отношений, то в игре происходит развитие нравственных свойств личности ребенка. Игра имеет большое значение для развития коммуникативных умений и формирования дружного детского коллектива, для развития самостоятельности дошкольника, для формирования положительного отношения к труду, для коррекции некоторых поведенческих нарушений. Эти воспитательные эффекты основываются на том влиянии, которое игровая деятельность оказывает на развитие психики ребенка, на формирование его личности.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда,  обучения.

Игровая деятельность имеет обучающий характер. Основную роль при этом играет воспитатель. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

 Использование игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Таким образом, для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует у ребенка новые знания, умения, навыки, осуществляет умственное развитие дошкольника, Оценивает деятельность  в соответствии с особенностями детей, обеспечивает охрану жизни и здоровья, воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

Источник

Елена Никулина
Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста

Игра для дошкольников – это основной вид деятельности. Через игру дети познают окружающий мир, учатся радоваться и сопереживать. В игре формируются личностные черты ребенка, он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности.

Игра – это отражение жизни, через игру ребенок учится общению.

В своей работе воспитатель использует различные виды игр: Дидактические; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры-соревнования; малоподвижные и подвижные игры, а также творческие.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Я работаю воспитателем в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ручеек». Основная задача учреждения – оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В процессе реабилитации воспитанники обучаются правилам гигиены, культуры поведения и общения, социализируются.

Работа с детьми дошкольного возраста в центре отличается спецификой и возрастными, и личностными особенностями воспитанников. В наш центр поступают дети из социально неблагополучных семей, соответственно не все дети владеют культурно-гигиеническими навыками: не умеют пользоваться зубными принадлежностями и полотенцем, не знают и не соблюдают правила личной гигиены, боятся воды. Здесь то мы и применяем различные методы и приемы: занятия, беседы, дидактические игры, художественное слово.

Чтобы ребенок овладел культурно-гигиеническими навыками, в свой план работы я включала следующие беседы: «Зачем нам нужна вода», «Для чего нужны зубные принадлежности», занятия: «Уроки Мойдодыра», «Королева – зубная щетка».

Следующий этап в моей работе как воспитателя был направлен на обучение воспитанников правилам поведения за столом, а также культуре поведения в общественных местах.

Для составления плана занятий и мероприятий по реализации этического воспитания несовершеннолетних используется различный методический инструментарий, среди которого наиболее активно применяется авторская разработка Г. П. Шалаевой, О. М. Журавлевой, О. Г. Сазоновой «Правила поведения воспитанных детей», где в сказочно-игровой форме детям дошкольникам объясняются правила этикета. Ещё в рамках этического воспитания был проведен цикл занятий по теме «В царстве вежливых наук», где на практических упражнениях-играх воспитанники учились правильно вести себя за столом и в общественных местах. В процессе реализации комплекса «В царстве вежливых наук» воспитанникам стали доступны понятия вежливость, культура поведения, культура общения.

Большая работа проделывается по формированию у детей знаний и представлений об окружающем мире и его действительности, развитию элементарных математических представлений, речи и обогащению словаря.

В этом направлении запланирован ряд занятий, по разным видам деятельности, которые всегда проходят в форме игры. Чтобы адаптировать занятия под условия нашего центра, необходимо в занятии сочетать разные виды деятельности.

Изменив структуру занятий, можно повысить их продуктивность и эффективность. Занятия выдерживаются в соответствии со структурой:

1. Вводная или подготовительная часть включает пальчиковую гимнастику (проводится с целью создания хорошего настроения у детей, улучшения мозгового кровообращения, повышения познавательной активности ребенка).

2. Сюрпризный момент (проводится с целью заинтересованности детей).

3. Основная часть включает упражнения и задания 3-4 (проводится с целью развития внимания, мышления, восприятия, памяти, Упражнения разнообразные по способам выполнения (пигры, задания с предметами).

4. Заключительная часть – продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги (проводится с целью закрепления полученного материала).

Все занятия планируются по определенной тематике с учетом принципа сезонности, например:

– математика «В гостях у Маши и медведя», «В гостях у зайчика», «Осень»;

– ознакомление с окружающим «Путешествие в осенний лес», «Осень золотая», «Зачем нам нужны витамины», «Зоопарк», «Транспорт»; «Клоун в гостях у ребят».

– художественное творчество «Подсолнух», «Птичка», «Осенние деревья».

(Приложение

С первого занятия дети не усваивают данный им материал, они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать неоднократно, в одних и тех же условиях.

В. А. Сухомлинский писал, что ум детей находится на кончиках их пальцев, поэтому необходимо давать им как можно больше заданий на развитие мелкой моторики рук, чем больше ребенок будет делать руками и пальцами, тем лучше будет развита его речь и умственные способности, следовательно он лучше будет подготовлен к школе, и легче сможет усваивать школьную программу. Для этого в план своей работы я включаю пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, точечный массаж и самомассаж. Игры с мелким конструктором «Лего», различными крупами и пуговицами разного размера, а также со счетными палочками и спичками. Детям, проживающим в нашем центре такие игры очень нравятся.

(Приложение 2).

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Приложение 1

Тема: «Клоун в гостях у ребят»

Программное содержание: Закрепляем знания полученные, на занятиях, умения и навыки в меняющейся обстановке игры.

Доставить детям радость от участия в играх, приучать к согласованным действиям, развивать чувство товарищества.

Воспитывать быстроту, ловкость и выносливость.

Оборудование: Обручи, ленточки разных цветов, шнуры, маска-шапочка кошки, палочка с привязанной бабочкой, большая конфета с сюрпризом.

Ход досуга

Клоун: Здравствуйте детки-конфетки! Это где я появился, у кого я очутился?

Дети: У нас в «Ручейке».

Клоун: А вы меня узнали? Как меня зовут? Меня зовут клоун Топ. А что это вы такие хмурые, невеселые. Улыбаться умеете как я? (Клоун улыбается и пальцами хочет сделать улыбку шире). Я очень люблю веселиться и играть? А вы любите?

Дети: Да, очень любим.

Клоун: Сейчас я и посмотрю, какие вы смелые, ловкие и быстрые. Я не просто клоун, я еще немного волшебник.

Во время игр мы с вами будем превращаться в разных сказочных персонажей.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Я превращусь в маму курицу, а вы в моих деток-цыпляток. Но нам еще нужна будет кошка, сейчас мы посчитаемся и тогда кто-то из вас превратится в кошку. (считалкой выбираем кошку).

(Объяснение правил игры). (Кошка будет спать на дорожке, а курица с цыплятами будут гулять по двору, когда кошка проснется, цыплята убегают и прячутся за мамой-курицей).

Клоун: Молодцы ребята, хорошо убегали от кошки. А теперь я хочу посмотреть как вы умеете прыгать. Ко мне прилетела очень красивая бабочка и тоже хочет с вами поиграть. Она хочет, чтобы вы попрыгали и попытались её поймать, хлопая в ладоши.

П. и. «Поймай бабочку». (Клоун держит палочку с бабочкой, завязанной на ниточке. Дети стараются поймать бабочку, подпрыгивают и хлопают в ладоши. Клоун поднимает палочку повыше, чтоб у детей были прыжки повыше. Потом бабочка поддается детям, они её ловят и игра заканчивается).

Клоун: Вы молодцы, хорошо умеете прыгать, а вот бегать, все равно не умеете как я.

Дети: Умеем, ещё лучше тебя.

Клоун: Вот сейчас мы и проверим. На этот раз мы с вами превращаемся в ящериц. Вы знаете, что когда ящерку поймаешь за хвост, она его откидывает, потому что не хочет, чтоб её поймали.

(Клоун догоняет ящерок и забирает у них хвостики-ленточки).

Клоун: Ой, какие вы быстрые, за вами и не угнаться. Вы ещё не устали играть? Будем продолжать? Мне по секрету сказали, что вы очень любите играть в эту игру?

Отгадайте загадку:

Клоун: Правильно – это самолет. Давайте поиграем с вами в эту игру.

(П. и. «Самолеты». Вспоминаем правила игры. Играем 2-3 раза).

Клоун: Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами играть. Вы на самом деле очень смелые, ловкие и умелые ребятишки. Но, у меня произошло небольшое несчастье. Когда я к вам шел, у меня в руках была большая конфета, я хотел вас угостить, но по дороге я её потерял. Вы мне поможете её найти.

Клоун: Когда я шел к вам, то помечал дорогу красной нитью. Давайте все вместе искать красную нитку.

(Дети ищут красную нитку, за ширмой находят «конфету»).

Клоун: Спасибо вам большое ребята, вы не просто сильные и ловкие, вы еще и очень наблюдательные.

(Клоун открывает конфету с одной стороны и достает пуговицы).

Клоун: Ребята, пуговицы разве можно есть? Посмотрите это не простая конфета, она волшебная, сейчас мы с вами что-нибудь наколдуем. Колдуем и открываем конфету с другой стороны и достаем конфеты настоящие и раздаем их детям.

Клоун: Ну вот и все. Мне пора уходить. Мне очень понравилось с вами играть, я бы еще хотел бы прийти к вам в гости. Вы не будете против? До свидания ребята, до новых встреч!

Приложение 2

Точечный массажКрылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять.

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку.

А сюда браслетики, красивые манжетки

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики

Вот как славно потрудились и красиво нарядились.

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Самомассаж лица “Ладошки”.

Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая! (хлопки в ладоши) Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко (шлепки правой рукой по левой, от плеч к кисти)

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче сделай, (руки поменяли).

А потом, а потом,

Даже щёчки мы побьём, (лёгкое похлопывание по щекам)

Вверх ладошки!

Хлоп, хлоп! (хлопки над головой)

По коленкам -шлёп,шлеп.

По плечам теперь похлопай! (хлопки по коленям и плечам).

По бокам себя пошлёпай! (шлепки по бокам).

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой! (шлепки по спине и по груди)

Справа-можем, слева-можем!

И крест накрест руки сложим! (шлепки по груди слева и справа).

И погладим мы себя.

Вот какая красота! (поглаживание по рукам, груди, бокам, сине и ногам).

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет, (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца – левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

Дождик вышел погулять, (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)

“Не ходите по газону!”

Дождь тихонечко вздохнул: “Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон, (ритмично хлопаем по коленям)

Список использованной литературы

1 Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. 1986 год.

2 Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год

3 Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1999 год

4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

6. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., 1986.

7. Гербова В. В. Воспитание детей. – М., 1981.

8. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. – М., 1997.

9. Менжерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

10. Мухина В. С. Психология дошкольника. – М., 1975.

11. Пидкосистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.

12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

13. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

14. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992.

15. Шмаков С. А. Ее величество игра. – М., 1992.

16. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.

17. Флерина Е. А. Игра и игрушка. – М., 1973.

18. Азбука общения «Детство – пресс». 2000.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.

19. Анищенко О. А. Развиваем в игре. – Мн., Асар. 2000.

20. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991.

21. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение.

Источник