Значение художественной литературы в развитии ребенка раннего возраста

Елена Ваганова
Художественная литература и её значение в работе с детьми раннего возраста

Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. В это время ребенок быстро познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребенок осваивает многовековой опыт человечества.

Прослеживая периоды детского развития, психолог Д. Б. Эльконин указывает, что в раннем возрасте решающим в психическом развитии ребенка является эмоциональность общения со взрослым. Величайший творец и педагог- народ создал множество песенок и потешек именно для такого эмоционального контакта с маленьким ребенком. Под звуки ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть, накормить. Моменты ухода за ребенком, не всегда приятные для него, под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития малыша. К сожалению, в настоящее время значительно выросло количество детей, воспитывающихся с самого раннего детства в домах ребенка, детских домах, школах- интернатах. Проблема социального сиротства стоит очень остро, так как самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

Задержки в психическом развитии детей, воспитывающихся в домах ребенка, отмечаются уже с самых первых месяцев жизни. Прежде всего у младенцев тормозится развитие потребности в общении и соответственно — сроки появления коммуникативной деятельности. Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни, то его ущербность отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка, и прежде всего эмоциональной сферы и познавательной активности. В условиях проживания ребенка в семье в первом полугодии жизни у младенцев в процессе эмоционального общения с близкими взрослыми закладываются основы личности и самосознания, проявляющиеся в их положительном самоощущении, жизнерадостности, инициативности, требовательности, любознательности. У воспитанников дома ребенка вследствие дефицита общения и отсутствия привязанностей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция в отношении к окружающему миру; дети пассивны, апатичны. Даже при максимальном уходе за детьми в домах ребенка, полноценного общения со взрослыми- воспитателями, нянями, логопедами явно недостаточно для нормального психического и эмоционального развития малышей- воспитанников домов ребенка. У педагогов часто не хватает времени на полноценное, эмоционально окрашенное общение с детьми. Поэтому необходимо использовать буквально каждый режимный момент, каждую минуту для общения с каждым воспитанником, задействуя все возможные формы и методы, в том числе и устное народное творчество, и художественное слово. Исходя из вышеперечисленных проблем и противоречий, темой нашей работы стало «Художественная литература и ее значение при работе с детьми раннего возраста».Цель: определить значение художественной литературы при работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в доме ребенка.

Задачи: -изучить подходы к решению данного вопроса в психолого-педагогической литературе; -обобщить личный опыт работы в данном направлении.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных,то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи.»; «Чики, чики, чикалочки.»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Устное поэтическое творчество способствует развитию речевых навыков, побуждает детей к познавательной активности, направленно на постепенное освоение смыслового содержания литературы для самых маленьких. «Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени.

«Программа воспитания в детском саду», программа дома ребенка предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Задача детского сада по Л. М. Гурович – в подготовке долгосрочного литературного образования, которое начнется в школе. Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества – потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений (необходимость готовить вопросы по усвоению содержания для детей). Педагог должен помнить – излишние морализирования, по поводу прочитанного приносят большой, часто непоправимый вред, «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста. Детям раннего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки). Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести). Потому важная часть профессиональной подготовки – заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения – способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.

Источник

Роль художественной литературы в развитии детей раннего возраста

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К cожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. И как результат, школьники не любят, и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллеkт, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами xудожественной литературы, формирования личности ребенка, его xудожественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Выбирая книги, предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать c малышами и помогать при анализе произведения. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Oчень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге!

На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.

Младший дошкольный возраст, это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души cострадать, возмущаться, радоваться.

Поскольку одна из педагогических задач – прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие иллюстрации, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога – предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений.

Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно!

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т.е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Поэтому , читая по книге, взрослый должен смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» -в детском саду. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их слов.

При отборе литературы для детей дошкольного возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.       

        Психологические принципы

-Учет возрастных особенностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

-Доступность литературного произведения;

-Учитываются особенности внимания, памяти,  мышления, круг интересов детей, их   жизненный опыт.

Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения.

          Педагогические принципы

-Доступность -это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка

-Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети, разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории. 

-Занимательность и динамичность сюжета- динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является cущественным.

-Воспитательная ценность произведения – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. 

          Литературоведческие принципы

-Наличие в книгах для детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма;

-Наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература;

-Разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, частушки, небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы).

        Oсобый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. 

       Историко-литературные принципы.

Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор.

Источник

Родительское собрание в первой младшей группе на тему:

«Значение художественной литературы в развитии  ребёнка».

Подготовила и провела воспитатель Заботина Т.Л.

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи: убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи;

познакомить родителей с литературой, которую лучше читать детям раннего возраста, ее особенностями;

познакомить родителей с художниками, иллюстрирующими детские книги;

научить родителей анализировать иллюстрации к детским книгам и подбирать для малышей литературу, способствующую всестороннему развитию.

Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки:

«Дом, в котором нет книги,

Подобен телу, лишенному души».

Тема нашей встречи: “Значение художественной литературы в развитии ребёнка”.

Не случайно компасом для нашего собрания я взяла эти строки. Анализируя анкеты, которые вы заполнили, я сделали вывод, что не все родители знают, какие книги соответствуют возрасту детей, а основная масса не читает дома детям, что в некоторых семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда они сами об этом попросят взрослых. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. 

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

Сюда входит детская литература, детское творчество, детские журналы с учётом возрастных особенностей.

Небольшая разминка: “Кто есть, кто”. Вам предстоит ответить, каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

Айболит – доктор

Бармалей – разбойник

Каракула – акула

Мойдодыр – умывальник

Тотошка, Кокошка –крокодильчики

Цокотуха – муха

Рыжий, усатый великан – таракан

Федора – бабушка.

Сказочная викторина

Уважаемые родители, а теперь для вас сказочная викторина. Сейчас мы узнаем, как вы знаете сказки.

1) Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2) Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

3) Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это… (доктор Айболит) .

4) С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

5) На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок) .

6) Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите, как звали её? (Красная шапочка)

7) Кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему велению, по моему хотенью.

Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передомной, как лист перед травой! » (Емеля)

Конкурс «Кто здесь был и что забыл? »  (воспитатель достаёт по одной вещи из сундука, а родители называют литературные произведения, а так же называют автора произведения) .

1) Телефон («Телефон» К. Чуковский) ;

2) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К Чуковский) ;

3) Письмо («Почта» С. Маршак) ;

4) Сковорода, перчатки, билеты («Вот какой рассеянный» С. Маршак) ;

5) Мячик, зайчик, мишка, кораблик («Игрушки» А. Борто) ;

6) Туфелька («Золушка» Ш. Перро) ;

7) Пара сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро) ;

8) Шапочка красная («Красная шапочка» Ш. Перро) ;

9) Чашка с горохом («Принцесса на горошине» Г. Андерсен).

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать сочинять рассказы по прочитанному.

Показ детской литературы в группе.

Воспитатель обращает внимание родителей на содержание подготовленной к встрече книжной выставки (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.) . Обращается внимание на то, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворения, сказки, рассказы, малые фольклорные формы) .

Рекомендации родителям:

Дети от года до трех лет начинают понимать содержание детских книг и рассматривать иллюстрации. Поэтому лучше выбирать для них такую детскую литературу, где действуют знакомые ребенку персонажи: животные, люди. И конечно, следить за тем, чтобы большинство слов в детских книгах были понятны малышу. Дети такого возраста очень любят стихи и сказки о животных. Читая малышу подобные детские книги, мама может подражать голосом животным, приглашая к этому же и ребенка. При чтении знакомой сказки или стишка ребенок может самостоятельно договаривать слова, когда мама делает паузу. Из классики детской литературы можно выбрать Сутеева, Чарушина, Чуковского, народные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», стихотворения Агнии Барто для самых маленьких.

В этом возраста для чтения вполне достаточно пяти минут, а далее можно действовать по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Выберете момент, когда ребенок займется игрушками, подсядьте к нему и почитайте, не стараясь привлечь внимания. Хорошо, если ребенок по ходу чтения будет договаривать последний звук, слог, слово. Не препятствуйте использованию жестов. С их помощью ребенку легче выразить свои мысли, переживания. Повторяйте слова, которые ребенок произнес особенно удачно и не забывайте похвалить ребенка.

А для того, чтобы у ребенка была возможность повторять за вами или подсказывать – читайте произведение несколько раз. Так ребенок будет гордиться тем, что он знает это произведение, и что он сам может вам подсказать слово или предложение.

После двух лет рекомендуется использовать загадки – это мощное средство развития речи, интеллекта, познавательного интереса ребенка. Начинать нужно с простых загадок, отгадка на которые прячется не очень далеко – в самой загадке (кто нам молоко дает, кто мычит? раньше всех встает ку-ка-ре-ку поет) .

В три года у детей заметно увеличивается словарный запас, что позволяет расширить выбор детской литературы по сравнению с ранним периодом жизни. Детям этого возраста можно читать сказки Чуковского, стихотворения Маршака, Яснова, Степанова, Токмаковой, Михалкова, сказки и рассказы Чарушина, Льва Толстого, множество русских народных сказок. А самим родителям обязательно стоит прочесть книгу Чуковского «От двух до пяти», которая построена на материале творчества самих детей. Это очень интересное и забавное чтение. Не пожалеете.

Подведение итогов собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

– рассказать детям о детской библиотеке, записаться в неё и регулярно брать книги для семейного чтения.

– читать ежедневно с ребенком детские книги;

– обсуждать с ним прочитанное;

– помогать детям составлять по иллюстрации рассказы;

– регулярно разучивать с детьми стихотворения.

– в каждой семье найти время для организации семейного чтения.

Источник