Значение художественной литературы в развитии личности ребенка

Музалевская Наталья
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Музалевская Наталья Анатольевна,

старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного вида», г. Орел.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Уникальность данного периода в том, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоение разных типов деятельности.

На современном этапе остро стоит проблема литературного образования детей, формирование у них умений полноценной читательской деятельности, а отсюда – и проблема готовности дошкольных образовательных учреждений, семьи, родителей и воспитателей к работе с детской книгой, к развитию у детей устойчивого интереса к литературе, чтению, формированию у них первоначальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой, общаться с ней.

Снижается роль семьи в привлечении ребенка к чтению. Сегодня взрослых все больше интересуют компьютерные технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром телепередач.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и нелегкий, и начинаться он должен как можно раньше.

Через художественную литературу ребенок познает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Под влиянием художественногослова у детей воспитываются потребности: в познании мира через литературные произведения; в книге как средстве самообразования (порождает стремление самому научиться читать); в восхищении красотой художественного слова, обогащении своей активной речи лучшими литературно-языковыми формами (фразеологизмами, пословицами, поговорками, образными выражениями); в коммуникации художественного содержания, высказывании собственных мыслей, вопросов, умозаключений; в самовыражении и самореализации через словесное творчество, вхождение в различные литературные образы; в хорошем настроении, положительных эмоциях, связанных с восприятием художественного слова.

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка четко прослеживается через функции,которые она выполняет как искусство слова: информационно-образовательную, воспитательную, национально-духовную, историческую, эстетическую, культурологическую.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

В своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Поэтому при выборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т. п.

Особое место занимает знакомство малышей с книгой, ведь именно в книге ребенок видит первые в своей жизни живописные работы художников, перелистывая страницы, слушая чтение, он открывает новый увлекательный мир, наполненный яркими художественными образами, чувствами, отношениями. Детские впечатления от прочитанных книг остаются на всю жизнь.

У детей с раннего возраста формируется представление о книге как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным текстом, запоминают и радостно находят любимых героев, выполняют игровые действия (мяукают, лают, кормят зайчика). Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор, народные песенки, потешки, прибаутки, которые легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации таких художников как Ю. Васнецов, В. Сутеев насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.

Книжная иллюстрация – это особый вид изобразительного искусства,она выступает в синтезе со всеми элементами книги: текст, его сюжет, жанр и стиль; форма, размер книги и др. Каждый художник-иллюстратор имеет собственную, неповторимую манеру, свой стиль, любимые литературные жанры.

Показывая детям своеобразие, оригинальность иллюстраций художников к литературным произведениям, педагог развивает эстетический вкус, творческую чуткость, способствует выработке собственного стиля у детей в художественной деятельности.

Ежедневное чтение детской литературы оказывает большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети также упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях.

Для формирования интереса к книге детском саду предлагается использовать следующие формы работы:

– чтение художественного произведения воспитателем в кругу детей;

– недели русских народных сказок, авторских сказок;

– вечера чтения;

– выставки книг или организация книжного уголка;

– семейные вечера чтения;

– викторины: «Какие я знаю сказки?», «Каких детских писателей (сказочников) я знаю?»;

– конкурсы чтецов, рассказчиков;

– тематические КВН (для детей подготовительной группы);

– конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;

– родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как привить интерес к книге»;

– праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги);

– тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг);

– воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;

– знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек);

– проектная деятельность по темам: «Чудесный мир волшебных сказок» (проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению сказок А. С. Пушкина, «Басня коротка – искусство безгранично» (знакомство детей старшей группы с баснями И. А. Крылова);

– оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;

– сотрудничество с районной детской библиотекой.

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм и родного языка.

В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.

Источник

Значение художественной литературы в формировании личности ребенка»

Детская книга – это весенний

солнечный луч, который заставляет

пробуждаться дремлющие силы

детской души и вызывает рост

брошенных на эту благодарную

почву семян.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. О книге.  (1898г.)

Нигде в мире писатель не пользовался таким авторитетом, нигде чтение не считалось таким важным и необходимым занятием, как в России. Литература занимает особое место среди основных видов искусства. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную (нравственную) и эстетическую.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Показывая то, что есть в жизни, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, ситуациям, вызывают в читателе сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству (воспитательная функция). Цель эстетической функции литературы состоит в том, чтобы в особой форме познать и осмыслить действительность. Литература – это искусство, связанное с речью, важнейшей формой человеческого общения. Слово доступно всем, от мала до велика. Своим звучанием слово доставляет малышу не только эстетическое наслаждение, оно развивает и воспитывает его.

Самый главный и наиболее эффектный рецепт приобщить ребенка к чтению – читать ребенку книги, когда он сам этого еще не умеет. Процесс чтения доставляет равное удовольствие, как исполнителю, так и слушателю. Это один из увлекательных и полезных видов общения со своим ребенком. Дошкольнику нужна книга для того, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться ему и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие. Произведение должно отвечать повышенной эмоциональности ребенка, остроте его восприятия окружающей действительности.

Детские поэты и писатели должны быть непременно хорошо образованными людьми. Каждая строчка в произведениях для детей должна быть образна, т.е. заключать в себе материал для художника – в книжке ведь очень важны картинки.

Для чего современному человеку чтение? В прежние времена книга была источником знания. Но сейчас количество источников для их приобретения увеличилось. В прежние времена книга, чтение нужны были человеку для нравственного очищения, и даже перерождения. Сейчас человек старается не задавать себе вопросов нравственного содержания, хочет быть свободным от них. Большинству читающих взрослых качество литературы обременительно. Ненужным кажется и анализ текста, процесс обдумывания прочитанного, поиск смысла в нем.

Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Образ человека читающего у большинства современных молодых людей, какими являются родители нынешних дошкольников, связан с такими понятиями, как отсутствие успеха в обществе, медленный карьерный рост, невостребованность у противоположного пола, финансовая несостоятельность, не позволяющая пользоваться благами жизни. Чтобы опровергнуть негативное мнение о книге у родителей и убедить детей в пользе чтения, педагогу нужно обладать обширными знаниями не только детской литературы, но и психологии и социологии чтения, психологии ребенка. Воспитатель сам должен быть человеком читающим. Чтобы подбирать художественные произведения для чтения, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, определяя, какие из них придутся по душе детям группы (для девочек и мальчиков, для деятелей и созерцателей). Зная своих подопечных, воспитатель не ошибется в выборе, важно лишь, чтобы чтение не стало принудительным занятием. Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

Большие повествовательные произведения почти не используются в детском саду. Но именно они представляют интерес для старших дошкольников. Продолжающиеся истории персонажей позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе. Примером могут быть следующие произведения:

В.Драгунский «Денискины рассказы»

Б.Житков «Что я видел»

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

В.Бианки «Мышонок Пик», «Синичкин календарь»

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

П.Ершов «Конек-Горбунок»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Н.Носов «Приключения Незнайки», рассказы

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Дж. Родарри «Приключения Чиполлино»

А.С.Пушкин Сказки.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Они живут в другой цивилизации, где источников знания много. Книга только один из них, но очень важный. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы, у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя приобщить детей к чтению.

Если привычка к чтению не сформирована в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем невелики…

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное. Ф.М.Достоевский.

Ройся в книгах при самом удобном случае. Старайся перелистать и пересмотреть на своем веку возможно больше разных книг. Н.Рубакин.

Детская книга должна появиться в доме вместе с ребенком. Выбор книги для ребенка – ответственнейшее дело. В.Осипов.

Мне книга – океан бездонный,

С которым слился с давних дней,

И словно жизней миллионы

На свете прожил вместе с ней.

        Петрусь Бровка.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №4,2008г «Истоки и причины нечтения».
  2. Дошкольное воспитание №6,2007г «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка».
  3. Дошкольное воспитание №4, №5, 2007г «Поговорим о здоровой духовной пище».
  4. Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

МАУДО «Детский сад №5»

г. Ялуторовск

Источник

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

          У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

         Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

       Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

        Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

    В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

         Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений .

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

                С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

 Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].

Дыхание – периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

 Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

 Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

  3) Логика  чтения (логическое ударение) – выделение во фразе главного по смыслу слова.

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

  6)Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

            Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

           Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

       Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

                       При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

             .

           Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

              На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством

 Отгадывая загадки –  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

  Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

   Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

  Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Литература:

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Источник