Значение хореографии в развитии личности ребенка

Значение хореографии в развитии личности ребенка thumbnail
Значение хореографии в развитии личности ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

выступление на родительском собрании

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» . В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек – в руках у мальчиков. Внимание и забота о других – необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников . Творческая личность – важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Занятия хореографическим искусством оказывает непосредственное влияние на физическое развитие детей,

Формирует красивую фигуру,

Помогает избавиться от физических недостатков,

Развивает физическую силу и выносливость,

Укрепляет здоровье,

Правильно развивается костно-мышечный аппарат,

Максимально исправляются нарушения осанки,

Помогает развивать их творческую активность,

Учит эстетике и выразительности,

Воспитывает и развивает у ребёнка художественный вкус.

Учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает интерес к ней.

В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия детей в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребёнка.

Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей.

Хореография для малышей

наглядный материал для родителей

Занимаясь танцами, ребенок учится общению со сверстниками, интересно проводит с ними время. И совсем не обязательно, что хореография станет его будущей профессией. Но те приобретенные навыки будут способствовать развитию пластики. Тренированные мышцы и красивая осанка придадут уверенности вашему ребенку, что позволит с легкостью достигать поставленных целей.

Хореография для детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и, как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребенка в танце, используя импровизацию, способствует и умственному развитию, поэтому хореография принесет только пользу.

Хореография очень полезна и для мальчиков. Танцуя в паре с девочкой, он, ощутив ее нежность и грациозность, никогда не поднимет руку на женщину в будущем.

Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, в общем, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определенных высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, дорогие родители, что ваш ребенок от занятий танцами станет еще здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. И действительно, уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают все налету, учатся, как бы играючи.

Они переполнены энергией, оптимистичны, легки на подъем. С такими друзьями в компании легко и уютно.

Данная информация заставляет родителей о многом призадуматься. И коль нравятся вашему сыну танцы, пусть ими занимается на радость вам и себе.



Источник

Юлия Гордеева
Роль хореографии в формировании ребенка как личности

Роль хореографии в формировании ребенка как личности.

Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются.

Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.

Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости.

Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.

Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета.

Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д.

Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков. Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми.

Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется.

Культура поведения.

Кроме физического развития также растет культура поведения: дети становятся более вежливыми, начинают относиться внимательней к окружающим, находят общие интересы с товарищами, чувствуют себя частью коллектива. Между мальчиками и девочками складываются дружеские отношения. Культура поведения растёт не только во время занятий, но и в обычной жизни.

“Движения – это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым – это не пустое. Умение встать – тоже много значит” (А. С. Макаренко).

Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у детей вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.

Танцевальное искусство имеет и познавательное значение. В танце отражены чувства, эмоции, жизнь людей, которые расширяют кругозор ребёнка, обогащают его новыми знаниями и представлениями.

Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок приобретал черты своего характера, имел свои взгляды, складывал своё мировоззрение, т. е. формировался как личность.

Исходя из целей любых программ по хореографии,основными задачами являются:

1. Укрепление здоровья.

– Способствование росту и развитию опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки.

– Содействие профилактике плоскостопия.

– Развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей.

– Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации, силовых способностей.

– Содействие развитию чувств ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовать движения с музыкой.

Формирование навыков пластичности, выразительности, грациозности танцевальных движений.

– Развитие мелкой моторики.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей.

– Развитие мышления и воображения.

– Расширение кругозора.

– Воспитание эмоционального выражения, раскрепощенности, уверенности в себе.

Формирование музыкальных навыков.

– Развитие инициативы, творческой активности, чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

– Современные рекомендации родителям по физическому воспитанию детей.

В первую очередь родителям следует приучить ребёнка к утренней гимнастике, выполнение её можно начать с ясельного возраста. Однако, по мере роста и развития ребенка, физическая нагрузка должна увеличиваться. Ребёнка можно отдать в танцевальную студию.

Для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия нужно помнить,что:

– отдых должен быть достаточным по времени, как пассивный, так и активный,

– во время выполнения уроков дома, положение тела должно быть правильным,

– мебель должна соответствовать росту ребёнка,

– должна быть удобная обувь и одежда,

– спальное место должно быть правильно подобранным (матрас должен быть полужестким, а подушка невысокой).

Таким образом, хореография развивает физические способности ребёнка, его нравственные качества, учит быть культурным, расширяет кругозор, обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является незаменимым средством целостного формирования ребёнка как личности.

Источник

Детство – это тот период ребенка, в котором он о легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям окружающей среды. Именно в этот период создается основа, на которую базируется все последующее обучение и воспитание. Семья в воспитании дошкольника играет важную роль. Часто она бывает единственной средой, формирующей его личность.

Танцевальное искусство существует с давних времен. Культовые, трудовые,охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.

Слово «хореография» появилось около 1700 года как название для появившихся тогда систем стенографирования танцев. В последствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.

Хореография – это искусство, любимое детьми. Это искусство обладает редкой возможностью разносторонне воздействовать на ребенка . Танец – форма хореографического искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Двигательная активность у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период « возрастом двигательной расточительности «Хореография творчески помогает реализовать эту потребность, бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укрепить мускулатуру и скелет, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение . Стоит заметить что дети занимающиеся хореографией реже болеют, ребенок владеющий балетной осанкой вызывает восхищение у окружающих. Но ее формирование – процесс длительный, требующий многих качеств от ребенка.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переноситься на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью в одежде.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания,которых он не мог бы получить из каких-либо источников.

Вывод по главе 2

И так танец развивает эстетический вкус, воспитывает нравственные качества и возвышенные чувства, но и, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело ребенка физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Особая ценность танца заключается как раз в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы здесь соединяются в единое целое. Занятия танцами оказывают положительное воздействие на физическое развитие и здоровье детей: систематические занятия формируют правильную осанку, укрепляют мышцы, учат координировать свои движения и владеть своим телом. При этом понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу, грацию и выразительность. Также танец и хореография – искусство коллективное, которое учит работать в коллективе, способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности и других социально-значимых качеств.

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«СТАРТ+»

Влияние занятий хореографией

на формирование личности ребенка

Педагог дополнительного образования

Вербецкая Оксана Валерьевна

Санкт-Петербург

2016

Будущее любой страны во многом зависит от того, каким воспитано  подрастающее поколение. В России в последние годы много делается для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно,  росли полноценными и достойными гражданами страны. И в вопросе личностного формирования  дополнительное образование детей может и должно сыграть весомую роль. Занятия в домах творчества,  творческих  центрах, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс как раз в рамках дополнительного образования детей – одна из важнейших составляющих создания нашего будущего. Они не только участвуют в конструировании единого образовательного пространства, которое многократно повышает эффективность воспитания личности.  В процессе этих занятий раскрываются творческие способности и  таланты юного поколения, происходит нравственное и физическое формирование личности, ее социальная адаптация в обществе, включая  профессиональную ориентацию.

Одним из таких центров, активно участвующих в работе по формированию подрастающего поколения является Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга. В нем действуют многочисленные творческие объединения четырех различных направленностей: художественной, технической, социально-педагогической и физкультурно-спортивной.  У детей есть возможность выбрать занятия по своим интересам и потребностям. Теперь же хочется остановиться на теме, особенно мне близкой: роль и возможности хореографии для гармоничного развития ребенка.

Детство – это период жизни, в котором человек легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям.  Именно в этот период закладывается основа, на которой базируется не только последующее обучение и воспитание, но практически вся последующая жизнь. 

Воздействие обучения хореографии на формирование личности ребенка может быть глубоким и крайне разнообразным, спектр личностных параметров, которые активно развиваются в этом процессе, широк и зачастую неожидан для неискушенного взгляда. В результате многие родители неадекватно оценивают перспективу и результативность обучения их ребенка танцам, хореографии. Достаточно широко бытует мнение, что обучать детей хореографии имеет смысл лишь в том случае, когда поставлена цель сделать танцы профессией, делом жизни. Но в то, что из девочки вырастет прима-балерина Большого, или хотя бы Мариинского театра, практически никто не верит (этих прим – единицы, а в кружках обучаются тысячи, а то и больше); стать средненькой танцовщицей – такой судьбы никто из родителей в здравом уме своей дочери не пожелает (хотя немного странно: инженер-середнячок, средненький учитель из тех, что с маленькой буквы «у» – такая перспектива часто почему-то представляется нормальной, вполне респектабельной). Я уже не говорю о сложившемся мнении о, мягко говоря, неупорядоченной, «богемной» жизни людей искусства вообще и танцоров, в частности.

Так что в лучшем случае родители девочки, которая просится на занятия в студию хореографии, разрешают ей, но как-то несерьезно: очень хочется – ну, пойди, потанцуй, скоро сама бросишь.

А теперь посмотрим непредвзято: чем будут полезны занятия хореографией, танцами для детей?

  1. Укрепление здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Те, кто регулярно и серьезно занимается хореографией, в значительной степени укрепляют свое здоровье: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, мышечный корсет укрепляются, препятствуя возникновению заболеваний на годы вперед; регулярные физические нагрузки дают необходимый выплеск эмоциональной энергии, способствуют формированию ровного характера.
  2. Ритмичность. Танец без ритма невозможен, и в процессе занятий постоянно улучшается чувство ритма, весьма полезное не только в танцах. Хорошо известно, что любая работа, деятельность, выполняемая в определенном ритме, получается лучше, результативнее. Жизненные ритмы не менее сложны, чем танцевальные. Занятия хореографией развивают умение ощутить, уловить ритм и следовать ему, как в танце.
  3. Пластика. Развитая пластика полезна не только для физического здоровья, но и для общения, для социальной коммуникации. Все знают, как трудно и порой неприятно общение с человеком, который постоянно «дергается» и «дергает», такого общения мы стараемся избегать. Но мало кому приходит на ум, что плавность и пластичность, которой обучаются дети на занятиях хореографией, и комфортность в общении с «недерганым», «плавным» человеком, по сути – разные проявления той самой пластики.
  4. Формирование характера, его «закалка». Для того, чтобы хорошо освоить любое действие, нужно его многократно повторить. Это же справедливо и по отношению к обучению хореографии: для достижения цели как в танцах, так и в любом деле, требуется упорство. Умение не отступить, понять причину неудачи, исправить то, что нуждается в исправлении и все равно достичь цели – это важно в любой жизненной сфере, и занятия хореографией воспитывают это умение.
  5. Точность выполнения поставленной задачи. Исполнение  движения, связки, танца красиво, когда оно точно. Сначала педагог ставит задачу и бдительно следит за точностью ее выполнения; затем и сам обучающийся начинает ставить себе задачи и стремится выполнить их с такой же точностью. Не правда ли, крайне полезный для жизни навык?
  6. Обязательность. Представьте себе, что несколько участников творческого коллектива забыли про важную репетицию или выступление, перепутали время, увлеклись чем-то крайне интересным и не пришли на эту репетицию или выступление. Понятно, что мероприятие будет по меньшей мере подпорчено, а отношение пришедших вовремя участников к «прогульщикам» будет весьма негативным. Так вот: описанная ситуация для танцевального, хореографического коллектива – вопиющая редкость. И обязательность не только производит хорошее впечатление на окружающих, она также очень помогает и в достижении социальных целей.
  7.  Психологическая устойчивость, внимательность,  сосредоточенность. Как во время занятий, так и на выступлениях всегда присутствуют внешние раздражители, стрессовые ситуации, факторы, отвлекающие от исполнения танца или его элементов, вызывающие сильное волнение. Все эти моменты мешают выполнению поставленной задачи. Не умея абстрагироваться, «отключаться» от постороннего, невозможно качественно сделать дело, которым ты занят. В процессе же обучения хореографии формируется та самая психологическая устойчивость, необходимая практически во всех сферах деятельности.
  8. Настойчивость в достижении цели. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Пройти путь от освоения азов танца, хореографии до исполнения танцевальной композиции, да еще на публике – это труд, упорный труд. Настойчиво идти к цели – это навык, который прочно нарабатывается при постоянных занятиях хореографией в течение нескольких лет. И этот навык весьма востребован в жизни.

Необходимо отметить: опыт занятий хореографией и ее преподавания показывает, что для достижения устойчивых результатов, о которых шла речь выше, необходимы регулярные занятия в течение 3-4 лет. Тот же опыт говорит о том, что 5-7 лет занятий дают фактически «необратимый» воспитательный и развивающий эффект, полученные навыки сохраняются на всю жизнь, а некоторые после этого связывают свой профессиональный путь с миром танцев.

Вывод из вышесказанного весьма очевиден: вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут дети, занимающиеся хореографией, в будущем, эти занятия активно способствуют формированию личностных качеств, необходимых для полноценной и успешной социальной жизни в дальнейшем. И если ваш ребенок захотел заниматься хореографией, отнеситесь к этому серьезно, поддержите его желание, потому что эти занятия необходимо воспитают волевые качества, дадут отличный задел постоянному здоровому образу жизни, поспособствуют формированию и росту личности, которая сможет жить и работать в обществе завтрашнего дня эффективно и с удовольствием. Уверена, что этого желают своим детям все родители.

Источник