Значение ходьбы для физического развития ребенка

Значение ходьбы для физического развития ребенка thumbnail

Значение ходьбы для физического развития ребенкаХодьба – одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого – начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Значение ходьбы для физического развития ребенкаХодьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг. При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении.

Значение ходьбы для физического развития ребенкаЭти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Несмотря на все это, с первых моментов овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения. Педагоги заметили, что малыши как бы ищут дополнительные трудности, намеренно усложняют движения, например переступают через камешки, ветки, пробираются через кусты, поднимаются на горку, ступеньки, т. е. дети сами пытаются найти способ для совершенствования осваиваемых движений.

Е.Н.Вавилова, “Учите бегать, прыгать, лазать, метать”, М., 1983 г.

Источник

Ирина Захтаренко
Ходьба для здоровья. Консультация для родителей

Ходьба для здоровья

Консультация для родителей

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.

Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т. е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Ходьба у детей в возрасте 3 – 4 лет имеет еще неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение указанного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты.

В возрасте 5 – 6 лет координация движений улучшается, согласованные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

К 7 годам почти у 1 % детей более согласованные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

«Дозированная ходьба»

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно-спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки, в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов — интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе.Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с).

Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.

Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:

— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;

— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;

— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.

Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость. Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию,используется как метод физкультуры в лечебных целях:

формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;

развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.

Упражнения в ходьбе для детей 3 – 4 лет.

Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.

Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.

«Волчий шаг» – поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.

«Мышиный шаг» – укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.

«Шагом, рысцой, галопом» – при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед.Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.

«Солдатский шаг» – развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.

«Подпрыгивание» – развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.

«Прыжки на носках».

Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.

Исходное положение то же.

«Краб» – развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг» – развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой» – развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове» – вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.

Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель» – руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:

1. легкая и гибкая нескользящая подошва;

2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;

3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;

4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;

5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;

6. супинатор внутри.

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ОВЛАДЕНИЕ ХОДЬБОЙ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.

Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.

Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.

Предметная деятельность. Предпосылки предметной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у преддошкольника нового отношения к миру предметов. Своеобразие этого периода состоит в том, что предметы начинают восприниматься ребёнком не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определённое назначение и способ употребления: мяч можно катать, подбрасывать, матрёшку — разбирать и собирать из частей, ложкой удобней есть, если её правильно держать, из пластилина можно слепить «колобок», «колбаску». Многие действия с предметами, их свойства, о которых ребёнок ещё не скоро бы догадался сам, он познаёт в предметной деятельности совместно со взрослыми. Здесь особенно важно персональное обращение к ребёнку, одобрение его действий, деловое общение.

Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребёнка. Если младенец, получив незнакомый предмет, манипулирует им всеми известными способами, то ребёнок раннего возраста выясняет, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?» сменяется на другую: «что с этим можно делать?». Действия ребёнка с одним и тем же предметом постепенно из ручных становятся орудийными. Вспомним хотя бы, как далеко не сразу он овладевает таким, казалось бы, простым предметом-орудием, как ложка. Лишь после довольно длительного обучения ребёнок усваивает основные приёмы пользования ею: он ведёт её не прямо в рот, а вначале вверх, затем горизонтально, ко рту. Но впоследствии он ещё долго пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка орудийным действиям с предметами, сообщал ему и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами (совочком можно рыхлить землю, насыпать песок в ведро, но нельзя бросать им этот песок на людей — ни на взрослых, ни на детей — можно засорить глаза и т. п.).

А как научить малышей обращаться с опасными предметами, предостеречь от травм? Интересные профилактические приёмы против травматизма и несчастных случаев использовали в своей семейной педагогике супруги Никитины. Они знакомили ребёнка с опасными вещами и ситуациями, как только он сталкивался с ними в первый раз, не откладывая до той поры, «пока он поумнеет». Предоставляя ребёнку, уже ползунку, как можно больше возможностей для самостоятельного познания мира и свойств вещей, не прятали от детей ни ножниц, ни вилок, ни ножей, они могли дотронуться до горячего чайника или утюга. Но при этом родители не были безучастными свидетелями — предупреждали ребёнка, что может быть больно, горячо, что он может упасть и т. п., но не мешали ему попробовать, так ли это на самом деле (конечно, предварительно убедившись, что серьёзная травма исключена). Иногда родители делали даже специальные ловушки, например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола, «помогали» стульям и скамейкам падать в нужный момент, а иголкам и булавкам — вовремя уколоть пальчик и т. д. Обычно 2—3 таких уроков с опасным предметом бывало достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.

Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения способов употребления вещей происходит зарождение умственной деятельности, активно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Она способствует и развитию речи ребёнка. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми, приобретённый в предметной деятельности, оказывает существенное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств преддошкольника. В предметной деятельности активно формируются и предпосылки изобразительной и игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.

Источник