Значение гибкости для физического развития ребенка

Значение гибкости для физического развития ребенка thumbnail

Гибкость имеет большое значение в жизнедеятельности дошкольника. Так высокий уровень развития гибкости позволяет при потере равновесия избежать падения; найти более удобный способ передвижения; быстрее и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Гибкость способствует правильной осанке, которая улучшает внешний вид ребёнка, влияет на жизненный тонус. Растягивание приносит ощущение комфортности и может смягчать или устранять болевые ощущения.

По мнению И.В. Шефер, во время занятий гимнастикой большое значение придается красоте линий, большой амплитуде, точности и законченности движений.

Изучая проблему развития физических качеств, определила, что в действительности хорошая гибкость свидетельствует о состоянии мускулатуры, связок, сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния. Систематические занятия по развитию гибкости позволят улучшить здоровье. [8]

При систематических занятиях оздоровительной физкультурой под воздействием постепенно возрастающей нагрузки увеличивается поперечник мышцы, повышается её способность реагировать на раздражение максимальным числам сокращающихся нервно – мышечных единиц.

Таким образом, включая физические упражнения на гибкость в содержание двигательного режима, ребёнок добивается существенного прироста гибкости. Следовательно, уровень развития гибкости непосредственно связан с физическим состоянием дошкольника, чем лучше показатели здоровья, тем выше уровень развития гибкости. [8]

Нетрадиционные методы физического воспитания, рассматриваемые в рамках нашей курсовой работы – стретчинг и детская йога.

Стретчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Это – специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.

Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стретчинг – это метод фиксированной растяжки. [7]

Основополагающим принципом стретчинга является регулярность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стретчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.

Ползучесть – это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину.

Релаксация – это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении.

Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Методика стретчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений. Она исключает использование баллистических упражнений, именно из-за обязательно возникающего при этом перерастяжения мышц.

Согласно этой методике, лучше недорастянуть мышцу, чем перерастянуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения всегда остается запас растяжки.

Каждый раз, выполняя упражнения с запасом растяжки, мышца тем самым подготавливается к большему растяжению, постепенно она перестает чувствовать напряжение (в основе возникновения такого мышечного изменения лежит свойство ползучести). [4]

Таким образом, постепенно, без перерастяжки и перенапряжения, можно сделать мышцы эластичными, а тело гибким.

Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, наоборот, стретчинг успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело.

Отличительной особенностью метода стретчинга является то, что стретчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стретчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление. [3]

Комплекс ощущений, возникающих каждый раз при принятии той или иной позы, закладывает основу для правильного выполнения упражнений, производит точную и своевременную коррекцию, помогает найти оптимальный путь для решения поставленных задач.

Делая тело ребенка гибким, мы даруем ему и двигательную свободу, в конечном счете, способствуем восстановлению психического равновесия и открываем перед детьми возможность через тело взаимодействовать со своим внутренним миром.

Стретчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребенка в рабочий ритм. [3]

Детская йога – это вариант йоги, разработанный с учетом особенностей психологического, физиологического и физического развития ребенка. Многие специалисты и врачи по всему миру подтверждают благотворное воздействие йоги на развивающийся детский организм и мышление. [6]

Дети 5-6 лет легко воспринимает и усваивает новую информацию, особенно если она преподносится в игровой форме. Йога как нельзя лучше подходит для игры. Именно здесь ребенок имеет возможность представлять себя «журавлем», «кошкой», «кузнечиком» или «луком». Такие названия заменяют в детской йоге традиционные наименования поз и создаются по форме животного или растения, которое напоминает тело при выполнении той или иной асаны – позы в йоге. Асаны в йоге способствуют не только гибкости тела ребенка, но и развивают его воображение и внимательность, а также учат концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Заниматься йогой можно с самых ранних лет. Это имеет важное значение, так как упражнения йоги направлены не только на формирование физически здорового тела, но и на совершенствование духа маленького человека. [5]

Принятие различных поз и растяжение мышц обеспечивают полноценное здоровое развитие ребенка, укрепляют его организм, улучшают пластичность тела и гибкость суставов. Кроме того, физические упражнения йоги учат выносливости, концентрации, сосредоточенности и внимательности.

Наиболее эффективно можно заинтересовать детей любым видом полезной деятельности, превратив занятия в игру. Игра лежит в основе любого развития и творчества, удовлетворяет любознательность маленького человека. Наличие правил в игре учит ребенка существовать и действовать в рамках определенных договоренностей, с чем взрослые люди ежедневно сталкиваются в обычной жизни. Кроме того, действия в установленных рамках избавляют детей от страха сделать что-то неправильно. Они легче воспринимают суть задания, если оно принимает вид игры. Именно по этой причине эффективно проходит знакомство детей с практиками йоги через метод игры. [9]

Еще одним действенным методом воздействия на детский ум является метод подражания. Дети любят копировать и передразнивать. Йога как нельзя лучше подходит для этого. Общепринятые названия поз в йоге, изображающие растения, птиц и зверей, доступны детскому мышлению и вызывают в малышах неподдельный интерес. Очень занимательным и интересным для детей станет выполнение таких асан, как «дерево», «цапля», «кузнечик», «лягушка», «кошка» и тому подобное. Восприятие йоги через подражание и копирование повышает заинтересованность детей в окружающем мире, развивает внимательность и наблюдательность. [15]

Йога не опасна для формирования сознания личности, так как это не религиозное учение, способное увлечь за собой еще не сформированную личность, не способную адекватно оценить все плюсы и минусы религиозных направлений. Основной задачей йоги для детей является: формирование здорового, гибкого и выносливого тела, существующего в гармонии с позитивным отношением к жизни и стремлением к самопознанию. Поэтому можно сказать, что йога для детей – это один из эффективных способов позаботиться о будущем своего ребенка.

С точки зрения здоровья, занятия йогой гарантируют ровную осанку, гибкость, пластичность, выносливость и целеустремленность в физическом развитии. Кроме того, возможно, более важным достижением йоги является то, что она поможет сформировать психологическую устойчивость к стрессам и умение справляться даже с самыми неожиданными ситуациями. Также неоценимую услугу ребенку 5-6 лет в его будущей жизни окажут умение концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении определенного задания. Данные навыки очень важны в предстоящем в скором времени школьном процессе. [7]

Источник

Автор Ребенок в спорте На чтение 7 мин. Просмотров 10k. Опубликовано 07.11.2019

Гибкость влияет на работу всего организма, придает движениям быстроту и изящество. Ее можно развить при помощи специальных упражнений. Главное — начать с правильного возраста, пока момент не упущен.

Виды гибкости

Гибкость — это способность выполнять упражнения, предусматривающие большую амплитуду движения суставов. Показателем гибкости является максимальный размах движений. Существует несколько видов гибкости.

Активная гибкость

Активная гибкость — максимальная амплитуда движений, при работе того или иного сустава. Чтобы проверить, насколько развита эта способность, необходимо встать спиной к гимнастической стенке. Из положения стоя следует поднять ногу как можно выше и удерживать ее в таком положении.

Проверка должна производиться без посторонней помощи, можно рассчитывать лишь на собственную силу. Показатели активной гибкости дают представление о растяжимости мышц-антагонистов, выполняющих тягу в противоположные стороны. Также они характеризуют силу мышц-протагонистов, которые работают в одном направлении.

Пассивная гибкость

Пассивная гибкость — максимальная амплитуда движений, совершаемых человеком с применением внешнего воздействия. Это могут быть снаряды, отягощения или помощь партнера. Для проверки показателей пассивной гибкости необходимо встать спиной к гимнастической стенке. Сохраняя положение стоя, нужно как можно выше поднять ногу, поддерживая ее руками.

Движения суставов ограничиваются степенью растяжимости мышечной и соединительной ткани. Высокая пассивная гибкость обеспечивает хорошую подвижность суставов. При этом амплитуда пассивных движений всегда больше амплитуды активных. Разница между этими показателями называется резервом гибкости.

Общая гибкость

Общая гибкость представляет собой степень подвижности всех суставов в теле человека. Она позволяет совершать движения с наибольшей амплитудой.

Специальная гибкость

Специальная гибкость определяет предельную подвижность конкретных суставов. Этот показатель учитывают при составлении требований к тому или иному виду спортивной деятельности.

Анатомическая гибкость

Второе название этого вида физической гибкости — предельно возможная. Она определяется особенностями строения суставов. В повседневной жизни человек использует малую часть анатомической подвижности. Но при занятиях спортом подвижность суставов порой может достигать 95% от предельно возможного показателя.

Избыточная гибкость

Избыточная гибкость — состояние, при котором сустав из-за чрезмерной подвижности теряет стабильность положения. Из-за этого повышается риск травм. При избыточной гибкости мышца достигает своей максимальной длины, но дальнейшее растяжение продолжается. В результате в связках и мышцах возникает дополнительное напряжение, которое может привести к их разрыву.

Когда желаемая степень гибкости достигнута и сохраняется в течение недели, следует ненадолго приостановить интенсивные упражнения. Гибкость немного снизится, но ее будет легко восстановить до нужного уровня. Лучше подождать несколько дней, чем выйти из строя на пару месяцев из-за травмы.

Значение гибкости

В повседневной жизнедеятельности человека наибольшую роль играет подвижность позвоночника, плеч и тазобедренной части. От степени развития этой способности зависит эффективность овладения техникой спортивных упражнений. А упражнения, направленные на улучшение гибкости, укрепляют мышцы, сухожилия и связки. Также благодаря им совершенствуется координация работы нервно-мышечного аппарата. Как результат — снижение риска возникновения травм и растяжений.

Плохое качество гибкости становится помехой при попытке овладеть техникой выполнения спортивных упражнений. Прогресс в развитии других физических способностей ухудшается. Занятия отнимают больше времени, чем следует, мышцы постоянно напряжены. Из-за этого быстрота и сила вскоре исчезают, уступая место усталости. Часто именно недостаточная гибкость становится причиной травм опорно-двигательной системы.

Качество гибкости

Подвижность скелетно-мышечной системы зависит от нескольких факторов:

  1. Строения суставов: их форма, толщина суставного хряща, длина суставных поверхностей. Наличие костных выступов также имеет значение.
  2. Степени эластичности мягких тканей.
  3. Силы мышц, осуществляющих движения в суставах.

Форма суставов может быть:

  • шаровидная;
  • эллипсовидная;
  • блоковидная;
  • седловидная;
  • плоская;
  • цилиндрическая.

Шаровидные суставы (тазобедренные, плечевые) обладают максимальной анатомической гибкостью тела. Седловидные, плоские и блоковидные суставы от природы подвижны меньше всего. Анатомическая подвижность прямо пропорционально зависит от длины и кривизны суставных поверхностей.

Из всех мягких тканей костно-мышечной системы наибольшей растяжимостью обладают мышцы. Их длина может увеличиться на 30-50% от первоначальной. Связки и сухожилия куда менее эластичные. Но эластичные способности мягких тканей увеличиваются благодаря высокой температуре, обеспечивающей приток крови к ним.

Поэтому так важно делать разогревающую разминку перед упражнениями на растяжку. Эффект будет продолжаться, пока кровообращение ускорено. После охлаждения максимально возможная амплитуда движений уменьшается.

Гибкость у детей

Большую гибкость можно развивать естественным путем до 14-15 лет. Динамика развития неравномерна и зависит от типа задействованных суставов. Наибольшее улучшение амплитуды движений тазобедренных суставов отмечается в возрасте 7-8 и 11-13 лет. Далее процесс происходит в стабильном темпе, а с 16 лет прогресс заметно замедляется.

Подвижность суставов позвоночника и темпы ее естественного прироста у мужчин и женщин отличаются. У девочек в 7-8, 10-11 и 12-14 лет происходит быстрое развитие этой способности. Мальчики переживают естественный прирост подвижности в 7-11 и 14-15 лет. По наступлении 15 лет у мальчиков и 14 лет у девочек наблюдается стабилизация и снижение гибкости позвоночника.

Мелкие суставы отличаются более быстрым развитием подвижности. Применение специальных упражнений помогают приумножить гибкость и сохранить ее на высоком уровне. Если пренебрегать ими, то с наступлением юношеского возраста подвижность всех суставов начнет ухудшаться.

При этом у женщин амплитуда движений в среднем на 10% больше, чем у мужчин. Женскому телу присуща большая подвижность суставов. Но с наступлением старости гибкость у женщин и мужчин почти одинакова.

Виды спорта и гибкость

Для развития гибкости спортсмену нужно соблюдать регулярность упражнений и поддерживать одну и ту же частоту занятий.

Подвижность суставов помогают улучшить следующие виды спорта:

  • гимнастика (художественная и спортивная);
  • стретчинг;
  • акробатика (свободная, на полотнах);
  • йога.

Каждая из этих методик имеет свои преимущества. В основе гимнастики лежит гибкость, поэтому работе над этой способностью гимнасты посвящают огромную часть времени. Стретчинг — это комплекс специальных упражнений, направленных на растяжку.

Занятия акробатикой помогают не только усовершенствовать силу гибкости, но и укрепить мышцы. Йога предусматривает развитие умения поддерживать баланс. Одновременно с прорабатыванием гибкости и выносливости оттачивается правильное дыхание, наполняющее кровь кислородом.

С точки зрения физкультуры гибкость классифицируется точно так же, как и в спорте. Но целью занятий становится растяжка всего тела, от спины до нижних конечностей.

Как развить гибкость

Первый и необходимый этап развития гибкости — выполнение спортсменом разогревающих упражнений в течение 10-15 минут. Идеальным вариантом считается кардионагрузка.

Спортсмену будут полезны прыжки со скакалкой, ходьба на месте, бег, приседания. Они повысят тонус тела и обеспечат приток крови к мышцам. После этого можно переходить непосредственно к упражнениям на гибкость.

Методы развития гибкости

Всего существует два главных способа развития гибкости. Первый — метод многократного растягивания, второй — метод статического растяжения, который имеет несколько вариаций. Выбор способа зависит от того, какая гибкость должна быть натренирована.

Метод многократного растягивания

Основан на том факте, что многократное повторение упражнения позволяет больше растягивать мышцы. При этом амплитуда движений должна постепенно увеличиваться. В начале занятий она будет небольшой, но к 8-12 повтору ее следует довести до максимума. Уменьшение размаха движений служит пределом оптимального количества повторений.

Метод статического растягивания

В его основе лежит зависимость степени растягивания от его длительности. Следует расслабиться и затем выполнить упражнение на гибкость. После этого необходимо сохранять конечное положение от 10 секунд до пары минут. Точное время зависит от возможностей и опытности человека. Статические упражнения можно выполнять как в одиночестве, так и с партнером.

Метод активно-статического растягивания

В нем используется максимальное напряжение мышц-антагонистов для растягивания конкретной мышцы. Такая методика рекомендуется тем, кто занимается, например, гимнастикой. Этот вид спорта задействует определенные разновидности активной гибкости.

Метод растягивания с чередованием напряжения и расслабления мышц

Предусматривает одновременное сокращение мышц-антагонистов. Эластичность тканей повышается благодаря совокупности аутогенного торможения перед растягиванием и реципрокного торможения во время растягивания.

Источник

ПОЛЬЗА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ТЕЛА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей, обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный показатель здоровых детей неутешителен и составляет не более 4% от всех детей дошкольного возраста.

С каждым годом этот показатель ухудшается, и все больше детей еще до того, как поступают в школу, начинают испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Если родители или педагоги заметили у ребенка дошкольного возраста проблемы с осанкой, то должны обязательно принять меры, не дожидаясь усугубления ситуации.

ДЛЯ ЧЕГО РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ГИБКОСТЬ?

Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:

  • укрепить суставы и связки;
  • укрепить мышечные волокна;
  • сделать мышцы более эластичными;
  • предупредить травмы.

Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.

Упражнения для развития гибкости младших дошкольников

Стимулировать развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста можно с помощью игровых упражнений.

  1. Наклоны. Положите за спину стоящего ребенка игрушку. Попросите его из исходного положения с расставленными на уровне плеч ногами достать игрушку, после чего взять ее и, прогнувшись назад, передать маме, брату, сестре или любому другому человеку, стоящему сзади. Игра помогает развивать гибкость позвоночника.
  2. «Потягушки». Предложите малышу встать возле кресла или дивана, развернувшись к нему правым боком. Ребенку нужно будет положить правую ногу на поверхность дивана или кресла, после чего выполнить серию пружинистых наклонов, пытаясь достать кончиками пальцев пола. Выполнить упражнение нужно будет поочередно для каждой ноги.
  3. «Мельница». Простое и проверенное упражнение. Малышом кистями рук очерчивает в воздухе круги, постоянно увеличивающиеся в диаметре.
  4. «Йог». Ребенку предлагают занять место на коврике с вытянутыми вперед ногами, после чего принять позу лотоса (можно показать на личном примере). Будет здорово, если малыш сможет удержаться в этом положении как можно дольше.
  5. «Мостик». Знакомое многим с детства упражнение. Выполнять его можно на полу, стараясь, чтобы малыш выдержал в положении мостика не менее 10 секунд. Обратите внимание на положение стоп и кистей во время выполнения упражнения. Стопы должны полностью касаться пола, а кисти — оставаться параллельными друг другу.
  6. «Кукла». Упражнение особенно оценят девочки дошкольного возраста. Для выполнения им необходимо будет поставить ноги на ширине плеч и выполнить наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, после чего вернуться в исходное положение с незначительным прогибом назад.

Регулярное выполнение этих упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость малышей в дошкольном возрасте. Школьникам можно добавить в программу более сложные и вместе с тем эффективные упражнения для гибкости тела, направленные на улучшение состояния определенных мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.

Даже незначительные деформации позвоночника могут привести к серьезным последствиям, таким как заболевания внутренних органов, остеохондроз или сколиоз.

Источник