Значение физкультминуток для развития ребенка
Елена Логинова
Значение физкультминутки для здоровья детей
Значение физкультминутки для здоровья детей.
Автор: инструктор по физической культуре Логинова Е. Н.
Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.
Что же это такое – физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.
Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего и локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.
Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
2. Упражнения для кистей рук
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад –
С ними можно полетать
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка – дошкольника еще недостаточно развиты.
3. Гимнастика для глаз
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете
Офтальмолог В. Ф.Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух –
И с разбегу в воду плюх!
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.
4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки
Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка,
• недостаточное освещение.
Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.
2.«Обезьянки» – прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу
3. «Часы» – наклоны туловища вправо – лево и др.
Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…
5. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок
1. Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.
Дует, дует ветерок,
Полетит сейчас пушок.
2. Ныряние. задержка дыхания.
6. Использование музыки и танца для физкультминуток
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.
Танцы полезны,потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе,
• развивают дыхательную систему.
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.
Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Успехов Вам, дорогие педагоги!
Источник
Значение физминуток для дошкольников
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет – через 10-12 минут, в 7-8 лет – через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную системуи восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка – это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это – “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!
Классификация физминуток
Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.
1. Физминутки – разминки ( двигательно – речевые)
Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки – разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.
Планирование разучивания физминуток – разминок рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие».
Сентябрь.
1 – 2 неделя. №1.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
3 – 4 неделя. №2.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Октябрь.
1 – 2 неделя. №3.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
3 – 4 неделя. №4.
Я иду, и ты идешь— раз, два, три.
(шаг на месте)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
(стоя, дирижируем 2-мя руками)
Мы идем и мы поем — раз, два, три.
(шаг на месте)
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
( хлопаем руками)
Ноябрь.
1 – 2 неделя. №5.
На балконе две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
3 – 4 неделя. №6.
Поднимите плечики.
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Декабрь
1 – 2 неделя. №7.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
3 – 4 неделя. №8.
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Январь.
1 – 2 неделя. №9.
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
3– 4 неделя. №10.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – Встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Февраль.
1 – 2 неделя. №11.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
3 – 4 неделя. №12.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем и кружимся потом
Март.
1 – 2 неделя. №13.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
3 – 4 неделя. №14.
Лебеди летят, крыльями машут,
Летают над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.
Сели, посидели,снова улетели.
Апрель.
1 – 2 неделя. №15.
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу – чу – чу, чу – чу – чу,
Далеко я укачу.
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики тук – тук,
Тук – тук, тук – тук.
3 – 4 неделя. №16.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Май.
1 – 2 неделя. №17
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде — раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде — два!
3 – 4 неделя. №18.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
2. Упражнения для глаз.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!
Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки – офтальмотренажеры). Это – гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и называют картинки, на которые приземляется бабочка. Но, к сожалению, пока еще внедрение ЭОР в ДОУ оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе разнообразные упражнения для глаз.
Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.
Планирование разучивания упражнений для глаз рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие».
Примерное планирование разучивания упражнений для глаз с детьми подготовительной к школе группы детского сада
Сентябрь.
1 – 2 неделя. «Пчела — оса».
По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
3 – 4 неделя. «Маятник».
В руках воспитателя – метроном. Дети следят за стрелкой глазами, переводят глаза слева направо и наоборот.
Октябрь.
1 – 2 неделя. Упражнение «Далеко-близко».
Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).
3 – 4 неделя. «Рисуем геометрические фигуры глазами».
Воспитатель показывает фигуры, дети «обводят» их глазами.
Ноябрь.
1 – 2 неделя. «Вправо-влево смотрит кошка».
В руках воспитателя – игрушка, кошка. Ее голова поворачивается, дети следят слева направо и наоборот.
3 – 4 неделя. «Рисуем цифры глазами».
Воспитатель показывает цифры, дети «обводят» их глазами.
Декабрь.
1 – 2 неделя. «Вверх ты руку подними, на игрушку посмотри…».
Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках мелкие игрушки из Киндер-сюрприза, следим глазами за ними.
3– 4 неделя. «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. ( Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
Январь.
1 – 2 неделя. «Вверх снежинку подними».
Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.
3– 4 неделя. «Восьмерки».
Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица).Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.
Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,
Зажмурься крепко моментально. Давай, дружочек, не ленись!
(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Глаза открой-ка наконец.
Закончилась восьмерка. Молодец! (Легко моргают).
Февраль.
1 – 2 неделя. «Солнышко и тучка».
Дети смотрят на иллюстрацию – тучку в руках воспитателя. За тучкой солнышко. Тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.
3 – 4 неделя. «Рисуем буквы».
Воспитатель показывает буквы (М, В, З, И, Л, О, П, Р). Дети «рисуют» буквы глазами.
Март.
1 – 2 неделя. «Маятник».
Перемещаем взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 3 метра.
3 – 4 неделя. «Поморгаем глазками».
Воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.
Апрель.
1 – 2 неделя. «Оса».
Са-са-са — Прилетела к нам оса. (Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной).
Су-су-су —Мы видели осу. (Проследить движение пальца вверх-вниз).
Сы – сы- сы —Испугались мы Осы.(Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом).
3 – 4 неделя. «Далеко – близко».
Дети держат игрушку в руках, медленно вытягивают руки вперед и подносят обратно игрушку близко к глазам. Следят взглядом за игрушкой.
Май.
1 – 2 неделя. «Самолет»
Пролетает самолет, (раскинули руки, летим, глазки вниз)
С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, словно оглядывая из кабины землю)
Правое крыло отвел– (посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел – (посмотрели влево)
Я мотор завожу ( рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)
И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)
3 – 4 неделя. «Часики – ходики».
Тик -так, ходики (Плавные движения глаз вправо – влеволавно)
Работают исправно. (Дети садятся прямо и настраиваются)
Влево – вправо – раз,
Влево – вправо – два,
Влево – вправо –три,
Влево – вправо – четыре,
Влево – вправо – пять, (Движения глаз влево-вправо-вперед на воспитателя)
Полезно и забавно,
И весело моргать (Дети легко моргают)
Источник