Значение физической активности для развития организма ребенка

Значение физической активности для развития организма ребенка thumbnail

Елисеева Наталья
Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Значение двигательной активности ребенка для его полноценного развития“.

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения.К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной Двигательной Активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, игры – соревнования.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных игр,для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, горки, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Первая младшая группа

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Вторая младшая группа

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д., так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по “дорожке” и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

Средняя группа

Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.

Старшая и подготовительная группы

Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр “Попади в кольцо”, на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в “Классики”.

• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка с ринолалией определяются

Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.

Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

• Массажёр “Орешки”.

Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул “киндер-сюрпризов”, по бокам две ручки (использованные фломастеры).

• Дорожка “Апельсиновая”

Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

• Тренажёр “Поймай мяч ловушкой”

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от “киндер-сюрприза” на конце.

Цель – забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной веревки.

• “Лыжи”

Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев “лыжи”, выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

А сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы.

Вопросы:

1. Перечислите формы организации двигательной активности в ДОУ? (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы, самостоятельная двигательная деятельность, праздники, развлечения, гимнастика после сна)

2. Приведите пример подвижных игр с бегом? («Воробушки и автомобили», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Огуречек», «Ловишки с ленточками», «Не оставайся на полу» и т. п.)

3. Приведите пример народных игр? («Гуси-лебеди», «Горелка», «12 палочек», «Казаки-разбойники», «У медведя во бору», «Краски», «Жмурки», «Кошки-мышки», «Тише едешь – дальше будешь» и т. д.)

4. Что из нижеперечисленного способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности?

а) утренняя гимнастика;

б) физкультминутки;

в) кружки.

5. Что из нижеперечисленного является основной формой развития оптимальной двигательной активности детей?

а) коррегирующая гимнастика;

б) физкультурное занятие;

в) гимнастика после дневного сна;

6. Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день (утренняя гимнастика).

6. Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол, волейбол, футбол, эстафеты).

7. Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах, плавание).

8. Для какого из нижеперечисленных видов характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них, выполняемые в рамках правил?

а) соревнование;

б) экскурсия;

в) подвижная игра.

5. На что должна быть направлена содержательная сторона двигательного режима дошкольников в ДОУ?

а) формирование широкого круга игровых действий;

б) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

в) развитие умственных, духовных, физических способностей детей.

12. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (спортивный праздник).

Источник

Почему контроль за физическим развитием ребенка так важен? Как изменение двигательных параметров влияет на здоровье и становление мальчиков и девочек? Что нужно контролировать взрослым в разные периоды жизни сына или дочки, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития? Данная статья рассказывает о значении физических изменений у детей в зависимости от возраста. Здесь будет показано, на какие аспекты физического совершенствования нужно обратить особое внимание, почему необходим своевременный контроль за критериями развития.

Содержание:

  • Значение физического развития детей в зависимости от возраста
    • С рождения до года
    • С 1 до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • С 7 до 11 лет
    • С 11 до 17 лет

Значение физического развития детей в зависимости от возраста

показатели развитияФизическое развитие ребенка — многогранный процесс, включающий в себя несколько важных групп показателей:

  • антропометрия. Динамика роста, прибавка веса, увеличение окружности головы и груди в определенный промежуток времени и их гармоничность между собой;
  • функциональность организма. Качество работы всех внутренних систем, отражающихся на видимых или измеряемых показателях: сила мышц, емкость легких, частота и глубина сердцебиения и т. д.;
  • соматические показатели. Внешние признаки, указывающие на общее здоровье тела: состояние кожи и слизистых, правильность формирования осанки, состояние волос, зубов и т. д.;
  • оценка динамики развития ребенка. На основании сравнения имеющихся на данный момент физических умений и навыков с нормативными, можно судить о динамике развития малыша, отмечать и развивать его сильные стороны и вовремя обнаруживать вопросы, требующие скрупулезного рассмотрения.

Вы уже, наверно, заметили, что большинство параметров физического развития тесно связаны со здоровьем мальчиков и девочек? И вы правы. Развитие тела и организма ребенка напрямую связаны со здоровьем малыша. Малейшие изменения в физическом развитии тут же сказываются на иммунной системе, здоровье, общем состоянии всех органов и систем. А все болезни и недомогания — на физическом развитии.

Следить за изменениями в теле ребенка — это значит своевременно решать сложные задачи понятными и доступными способами:

  • контролировать здоровье и способствовать укреплению сопротивляемости организма;
  • обеспечивать оптимальные условия для формирования и развития всех органов и систем. В теле человека все взаимосвязано и работает по определенной схеме. Например, если рост малыша стал отставать от развития внутренних органов, уже через короткое время системы начнут чувствовать нехватку места, питательных веществ;
  • помогать  сыну или дочке вовремя приобретать необходимые навыки, развивать психические, умственные, двигательные навыки в правильные сроки, обеспечивая комфортное и быстрое усвоение развивающего и учебного материала.
  • своевременно исключать или корректировать негативные факторы, влияющие на здоровье, физическое и умственное развитие.

Решение обозначенных задач — это не только своевременный контроль за физическим развитием ребенка, но и подбор воспитательных и развивающих программ, создание оптимальных условий для воспитания, развития, нервно-психологического становления.

Не всегда с первого раза получается правильно организовать и подобрать все необходимые условия для развития малыша. В такой ситуации контроль физического становления тела ребенка может стать “звоночком”, который подскажет, что либо начинается какой-то сбой в здоровье ребенка, либо ребенку подобрали не совсем подходящие для него условия и методы развития.

Все методы и системы, применяемые для развития ребенка, рекомендуется заранее обсуждать с педиатром, чтобы не рисковать  здоровьем и благополучием сына или дочки.

Давайте подробно рассмотрим, как и какие показатели физического развития нужно контролировать в разные периоды жизни ребенка.

С рождения до года

с рождения до годаДети на первом году жизни нуждаются в постоянном контроле физического развития. В первые 3-5 дней, пока мама и малыш находятся в роддоме, кроху обследует врач каждый день. Эта необходимость в первую очередь связана с биологически обусловленной потерей веса в первые дни жизни.

Ситуация считается нормальной, если за первые 2 суток кроха теряет до 10% веса, а на 3-и сутки начинает понемногу набирать.

Отклонение от этого закона природы должно контролироваться специалистами, поэтому маму с крохой, при отсутствии иных патологий, выписывают из роддома только после стабилизации набора веса ребенком.

Читайте также:  Характеристика возрастных этапов развития личности ребенка

Приехав домой, родители остаются один на один со своим малышом. Для многих из них первые недели дома становятся настоящим испытанием, потому что мама и папа пока, плохо себе представляют как должен в реальной жизни развиваться малыш. Главное, в первые недели пребывания крохи дома не теряться и следовать рекомендациям педиатра, полученным в роддоме и при патронажном посещении.

Медицинский патронаж — посещение новорожденного ребенка по месту жительства представителем поликлиники для проведения контроля состояния здоровья малыша, обучения родителей основам ухода.

Первый патронаж происходит обычно на следующий день после выписки (в ближайший рабочий день) мамы и ребенка из роддома. В большинстве случаев патронаж осуществляет специальная медицинская сестра, которая осматривает кроху, проверяет его физические показатели: состояние родничка, кожи, слизистых, скорость заживления пупочной ранки и т. д. Раз в неделю вас посетит врач, чтобы послушать и осмотреть сына или дочку.

Рекомендуется к приходу патронажной сестры или врача подготовиться заранее. Хорошо, если вы составите список всех вопросов, которые вас волнуют. Беспокойство, сыпь, проблемы с кормлением и т. д. — все эти волнующие вас аспекты, связанные с уходом за новорожденным ребенком, лучше озвучить и получить на них компетентный ответ. Это поможет медицинскому работнику вовремя заметить возможные незначительные изменения, снизить ваше волнение, улучшить уход за малышом, наладить кормление и режим.

Не стесняйтесь задавать тревожащие вас вопросы, они могут оказаться очень своевременными и полезными.

Медицинский патронаж длится на протяжении всего первого месяца жизни. Если визуально у малыша все в порядке, мама уверена в своих силах и грамотно выполняет свои обязанности, то медицинские работники могут посещать семью раз в неделю. При возникновении вопросов к состоянию ребенка, необходимости оказания матери поддержки в уходе (научить правильно выполнять основные действия), патронаж может посещать семью и чаще.

Обычно на последней неделе патронажа медицинская сестра или доктор уведомляют маму о завершении посещений, назначают день и время посещения детской поликлиники для следующего осмотра.

осмотр врачаНа первом году жизни организм малыша растет очень быстро. Его вес и рост ежемесячно увеличиваются на 600 — 900 гр, 2-3 см. В теле малыша происходит быстрый рост и развитие всех систем, поэтому важно ежемесячно, в день рождения ребенка посещать педиатра.

В большинстве больниц для этого существует отдельный день в неделе, называемый “день грудничка” или “день здорового ребенка”.

В течение первых 3 лет жизни посещать педиатра со здоровым малышом желательно только в этот день, чтобы минимизировать возможный контакт с болеющими детьми.

Во время приема врач проведет ряд процедур:

  • взвесит ребенка;
  • измерит его рост, окружность головы и груди;
  • сверит динамику увеличения роста, веса, окружности груди и головы с показателями при рождении;
  • проверит, как зарастает большой родничок на голове;
  • послушает сердцебиение и дыхание;
  • прощупает животик;
  • осмотрит горлышко;
  • спросит как часто малыш писает и какает;
  • измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС);
  • проверит тонус мышц тела, скорость появления основных двигательных навыков.

Ежемесячная оценка развития ребенка позволяет своевременно заметить отклонения в развитии, понять, насколько хорошо налажено питание и режим, все ли в порядке с процессами развития внутренних систем.

На приеме у педиатра необходимо задать все вопросы, связанные с уходом за ребенком, озвучить все волнующие ситуации, изменения.

Кроме ежемесячного посещения педиатра каждая мама может проводить контроль физического развития ребенка в домашних условиях, применять рекомендованные способы улучшения условий для развития малыша.

Способы оценки физического развития мальчиков в домашних условиях можно посмотреть тут.

Способы оценки физического развития девочки в домашних условиях смотрите тут.

Чтобы обеспечить условия для оптимального развития ребенка на первом году жизни, рекомендуется:

  • контролировать качество и количество питания. Показателем нормального питания служит набор веса: до 6 месяцев — около 700 гр., с 6 до 12 месяцев — около 500 гр. От пищи зависит и набор роста: в первые 6 месяцев кроха подрастает на 2-3 см, с 6 до 12 месяцев — 1-2 см. При снижении и существенном увеличении среднемесячных показателей веса и роста, необходимо проконсультироваться с педиатром, возможно, необходимо внести корректировки в питание.
  • с первых дней жизни крохи создавать условия для поддержания правильного режим сна и бодрствования. На время сна карапуза желательно создавать тихую обстановку, слегка затемнять освещение. В периоды активности разговаривать с крохой, петь ему песенки, проводить рекомендованные физические упражнения и т. д. Рекомендуется сразу установить определенное расписание основных элементов ухода, чтобы малыш к ним привыкал. Так, например, купаться, умываться, лежать на животике лучше всего в одно и то же время дня. Постепенно сын или дочка привыкнут к предложенному графику, будут радоваться, зная, что их ожидает.
  • включать в ежедневный график обязательную прогулку на свежем воздухе. Обычно, если с малышом все хорошо, то на 10-14 день патронажная медсестра дает разрешение на первую прогулку. С этого дня гулять на улице рекомендуется ежедневно. В теплое время года минимум 1,5 часа, в холодное — 30 минут. До 6 месяцев большинство детей предпочитают на прогулке спать, выходя на улицу по расписанию, легко приучить кроху отдыхать и бодрствовать в определенное время суток.
  • с 7 дня проводить массаж тела крохи. В первые месяцы это будут простые поглаживания, с 3-х месяцев первые движения, с 5-6 месяцев упражнения. Желательно перед началом массажа проконсультироваться у патронажной сестры или массажиста из поликлиники о наиболее подходящих элементах для крохи. Проводить массаж нужно до еды, в период бодрствования карапуза.
  • с 1 месяца жизни можно проводить закаливающие процедуры: обтирание кипяченой водой комнатной температуры после утреннего умывания (с 1 месяца), обливание ножек (с 9-10 месяцев). Закаливание проводится только со здоровыми детьми.

При хорошем питании, достаточном сне, массаже и закаливании, дети за первый год обычно удваивают свой вес при рождении и вырастают на 23-25 см.

С 1 до 3 лет

от года до трехС года контроль за показателями физического развития ребенка осуществляется ежеквартально. В первую очередь это связано с некоторым замедлением скорости роста ребенка.

Посещать педиатра обязательно нужно в 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 месяцев. На приеме у доктора кроху обязательно измерят, оценят динамику его развития, проверят функциональные и соматические показатели.

Также вы можете дома контролировать физическое развитие при помощи центильных таблиц.

Обязательный контроль динамики развития, функционального и соматического состояния тела необходимы в 1 — 3 года для определения:

  • качества и скорости увеличения тела для обеспечения роста внутренних органов и правильного функционирования всех систем организма;
  • своевременности приобретения всех необходимых навыков;
  • контроля состояния и здоровья ребенка.

Чтобы обеспечить малышу оптимальные условия для физического становления, в жизни карапуза рекомендуется вводить новые виды занятий:

  • утренний гимнастический комплекс (зарядка);
  • подвижные игры на свежем воздухе и дома;
  • классическая и альтернативные (фитбол, степ-аэробика, дыхательная) виды гимнастики;
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, босые прогулки.
Читайте также:  Развитие ребенка половые органы мальчиков

Не меньше внимания нужно уделять:

  • режиму дня. Ближе к году дети переходят на однократный сон. Общее количество сна в 12-18 месяцев должно составлять около 14 часов; с 1,5 до 3 лет — 13 часов. При нарушении сна у малыша нужно обратиться к педиатру за консультацией, возможно, понадобится дополнительный прием у узкого специалиста.
  • питанию. К году дети начинают переходить на новый тип питания: взрослый стол. Следует учитывать, что малышам нельзя жареного, соленого, копченого. Многие виды продуктов (шоколад, апельсины, грибы и т. д.) пока противопоказаны карапузу из-за их высокой аллергенности. Рекомендуется введение новых продуктов в рацион крохи обсуждать с педиатром. Показателем нормального питания у ребенка считаются антропометрические изменения. В среднем дети от 1 до 3 лет за год подрастают на 8 см, прибавляют 2,5 кг.  Окружность головы после 12 месяцев обычно увеличивается на 1 см в год, окружность груди на 2,5 см.

К 2 годам большой родничок на голове полностью закрывается.

С 3 до 7 лет

от трех до семиОценка физического развития ребенка с 3 до 7 лет производится в медицинском учреждении минимум раз в полгода. На приеме врач оценивает основные признаки (антропометрические, функциональные, соматические), делает вывод о гармоничности развития, группе здоровья малыша.

Оценить физическое развитие ребенка в этот период можно и дома, при помощи формульного или центильного метода (гиперссылка). В среднем в этот период дети вырастают на 6 см за год, увеличивают вес на 3 кг за год. Окружность груди увеличивается на 2,5 см, окружность головы — на 1 см за год.

Для обеспечения условий для оптимального физического развития ребенка в этот период необходимо позаботиться о:

  • питании ребенка. Здоровый сбалансированный рацион позволит организму ребенка развиваться и расти по законам природы, своевременно приобретать обязательные навыки;
  • режиме дня. После 3 лет нервная система, контролирующая все процессы в организме еще очень несовершенна, поэтому контролировать количество сна и бодрствования очень важно. В сутки малыш должен спать около 12 часов.
  • закаливающих процедурах: обливание, контрастный душ, хождение босиком, контроль одежды — позволяют укреплять иммунную систему, способствуя корректному физическому развитию;
  • достаточной физической нагрузке в течение дня, адекватном распределении умственной и физической нагрузок. Предлагайте своему сыну или дочке ежедневно выполнять зарядку и комплексы гимнастических упражнений в течение дня, учите спортивным подвижным играм, знакомьте с разными видами спорта, научите кататься на велосипеде, самокате, роликах, коньках и т. д.

Ребенок с 3 до 7 лет должен играть на улице в подвижные игры минимум 1,5 часа в день.

С 7 до 11 лет

с семи до одиннадцати К 7 годам большинство детей начинают посещать школу. Начало школьной жизни не должно вызвать у вас иллюзию, что теперь физическое развитие ребенка ложится на плечи учителей.

Контроль за физическим развитием сына или дочки со стороны родителей в период младшей школы обязателен. Рекомендуется не только помогать сыну или дочке преодолевать сложности адаптации, но контролировать соблюдение режима дня, обеспечивать достаточной двигательной активностью.

С началом посещения школы дети больше времени проводят в статическом положении: сидя за партой. Подбор спортивной секции или организация подвижных игр после уроков — важная задача, которую должны решить родители. Да, в рамках уроков предусмотрены физкультминутки, разминки для глаз и тела, в течение недели есть несколько уроков физкультуры, но этого очень мало.

Двигательная активность позволяет телу быстрее доставлять к каждой клеточке необходимые элементы для роста и развития. Стоит внимательно оценить школьный режим ребенка, подобрать для свободного времени занятия, в рамках которых он сможет хорошо побегать, попрыгать, размяться. Это позволит не только улучшить физическое состояние тела ребенка, но и снизит негативизм, поможет побороть нежелание подчиняться новым правилам.

Занимаясь спортом, ребенок устает, но сбрасывает негативные эмоции, его головной мозг отдыхает, готовится к “штурму” новых знаний. Многие ученые пишут, что дети, посещающие спортивные секции на любительском уровне, более сконцентрированы на занятиях, лучше усваивают учебный материал.

Оценку физического развития ребенка с 7 до 11 лет необходимо проводить 1 раз в год в месяц рождения сына или дочки. Темпы роста и развития мальчиков и девочек в этот период начинают отличаться, становятся скачкообразными. Дело в том, что в этот период начинают просыпаться органы, ответственные за половое созревание и деторождение. Организм начинает подготовку к подростковому возрасту.

Особое внимание со стороны взрослых нужно уделять детям, находящимся в периоде бурного роста. Достаточно часто, при быстром увеличении длины тела, внутренние системы не успевают перестроиться.

Сильнее всего это заметно на сердечно-сосудистой системе. Сосуды не успевают за ростом тела, поэтому иногда кислорода недостаточно, при сильных нагрузках мальчики и девочки могут чувствовать слабость, головокружение. Если вы заметили у своего ребенка эти признаки, рекомендуется обратиться к педиатру. Обычно это состояние не требует лечения, но исключить возможный порок сердца стоит.

В этот период взрослым нужно контролировать:

  • режим дня ребенка. Мальчики и девочки должны спать около 10 часов в сутки.
  • питание. Рацион ребенка должен быть сбалансированным, содержать большое разнообразие витаминов, минералов и других полезных веществ.
  • соблюдение принципов здорового образа жизни. Следить за выполнением основных гигиенических процедур.
  • достаточность двигательной активности. Если ребенок не посещает спортивную секцию, то он должен играть на улице минимум 1,5 часа в день.

С 11 до 17 лет

до семнадцатиС 11 лет дети входят в подростковый период. Контроль их физического развития происходит ежегодно в месяц рождения. Во многом сохранению хорошей физической формы и соблюдению основ здорового образа жизни способствует активная работа взрослых в предыдущие периоды.

С 11 до 17 лет нужно стараться:

  • контролировать режим дня ребенка. Сон 9 — 10 часов;
  • минимизировать количество вредной пищи. Лучший способ это сделать — показать пример.
  • напоминать подростку о необходимости выполнения гигиенических и закаливающих процедур.
  • организовывать совместные спортивные мероприятия и прогулки: велопробежки, посещение спортивных праздников, походы.

Тесная связь между физическим развитием и  здоровьем мальчиков и девочек обуславливает необходимость постоянного контроля за изменениями:

  • роста;
  • веса;
  • скоростью приобретения навыков;
  • правильностью осанки, состоянием кожных покровов и волос и т. д.

Родители, выполняющие приведенные выше простые советы о плановом посещении специалистов, своевременно получают ответы врачей на все тревожащие вопросы по развитию ребенка. А это дает возможность заботливым и ответственным родителям обеспечить свое чадо необходимым уходом, вовремя скорректировать питание или режим, добавить нужные виды двигательной активности.

Внимание к физическому развитию ребенка на протяжении всего периода взросления — это важнейший вклад в здоровье сына или дочки. Будьте пунктуальны и бдительны, чтобы вырастить сильного, здорового и счастливого ребенка.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее