Значение диагностики музыкального развития для ребенка

космач елена
Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.

Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей: – ладового чувства, – музыкально – слуховых представлений, – чувства ритма, – организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень,низкий уровень:

высокий уровень ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;

средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Первая младшая группа

1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий – низкий).Педагог показывает игрушку курочку:

– Послушайте, дети,как курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» (поет низким голосом)

Затем показывает цыплят:

– А цыплятки ей отвечают тоненькими голосочками: «Ко-ко-ко» (поет высоким голосом)

А сейчас послушайте, кто поет песенку, курочка или цыпленок? Возьмите игрушку и покажите. Аналогично проводится игра с утятами.

2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.Педагог приносит на занятие игрушку медвежонка: – Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, только он капризничает, потому что ему хочется спать. Мы сейчас споем медвежонку колыбельную песенку, и он заснет.Материал: «Баю» (колыбельная, муз. М. Раухвергера

3. Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Педагог предлагает детям прослушать музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук)Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида

4.Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, по­ворачивать кисти рук. Педагог побуждает детей под музыкувыполнять движения по показу в соответствии с текстом: притопывать ногой, хлопать в ладошки, поворачивать кисти рук.Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского

5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Педагог ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает мышку, которая играет на погремушке,приговаривая:

– Я – мышка – норушка, звеню погремушкой. Мышка звенит погремушкой и прячется за ширму. Затем педагог показывает детям зайчика, который играет на барабане.Материал: ширма;игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка.

Вторая младшая группа

1. Слушает музыкальное произведение до конца. Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлага­ется выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:

• плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);

• колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);

• марш (марширование на месте).

Вопросы:

– Вам понравилась эта музыка?

– Какая это музыка по настроению – веселая или грустная?Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колы­бельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И. Михайловой

2. Узнает знакомые песни. Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка.Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы

3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Пти­цы и птенчики».Вопросы:

– Всегда ли музыка звучит одинаково?

– Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.)

– Как чирикают птички?Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е. Тиличеевой; иллюстрации с изображени­ем птичек

4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо.

Вопрос: – Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкаль­ное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда му­зыка звучит «громко».Материал: «Громко – тихо», музыка Г. Левкодимова

5. Поет, не отставая и не опережая других. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вме­сте с ним.

Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, ко­торую он знает.

6.Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, прито­пывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т. п.)

7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается, зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик, волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит, медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет, лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет)

Читайте также:  Развитие рефлексов у ребенка первого года жизни

После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем.Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, бара­бан.

Средняя группа

1. Узнает песни по мелодии.Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни: В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку»Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М. Рустамова, сл. Л. Мироновой

2. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Педагог исполняет детям песенку Е. Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2, показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1)Материал: «Качели» муз. Е. Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.

3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой

4. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме­няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!»Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера

5.Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе­ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку:

пружинки – «Барыня»

подскоки – «Полька»

кружение

Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:

идти по кругу

бежать парами на носочках

кружиться в парах

Педагог показывает детям куклу:

– Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок.

Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. Мелодия.Материал: «Калинка», русская народная мелодия

кукла Марина и игрушки по количеству детей

6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку.Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Металлофон.

Старшая группа

1. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике.

Вопросы:

– Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку)

– Какая это музыка по настроению (по характеру?Материал: «В церкви» П. Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д. Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш.

2. Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат­решка, мишка, зайчик, металлофон

3. Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произ­носить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопро­вождении музыкального инструмента. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вме­сте с ним.Материал: «Песенка друзей» сл. Я. Акима, муз. В. Герчик

4. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех.Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия

5. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу,дети говорят:

Ты беги веселый бубен.

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый бубен,

Тот в кругу станцует нам!

Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детейвыполнять следующие движения:

Поочередное выбрасывание ног в прыжке

Полуприседание с выставлением ноги на пятку

Притопы

Читайте также:  Обучения в умственном развитии ребенка

Материал: «Полька» муз. М. Красева, бубен.

6. Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик.Материал: «Про лягушек и комара» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко

7. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.Материал: «Часики», муз. С. Вольфензона

Подготовительная группа

1. Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом.Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ

2. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом к какому жанру принадлежит прослушанный отрывок.Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки

3. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Педагог раздает детям карточки с изображением моря.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море?

– Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите,какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом.

– Скажите, вам понравилась эта музыка?

– Какая она по характеру?

Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль, легких волн и шторма

«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А. Вивальди («Времена года»)

4. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку.Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.

5. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Педагог разучивает с детьми песню

(в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»). Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.

6. Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.Педагог предлагает детям разные варианты исполнения:

– Сейчас в нашем хоре солистом будет …

– А теперь группа солистов… – Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента…

– Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет…Материал: «Листопад»; муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

7. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз­ным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.Педагог:

– Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер.

Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов.Материал: «Марш» И. Дунаевского, полька «Добрый жук» А. Спадавеккиа, «Вальс цветов» П. Чайковского, «Шествие гномов» Э. Грига

8. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Педагог выстраивает детей в кружок

– Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай».Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)

9. Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движе­ний в играх и хороводах. Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения, выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как. Игра с пением «Как у деда Трифона»

10. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских

музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки, прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми.Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко

Источник

Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.

Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития дошкольника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.

Что такое педагогическая диагностика? Возникновение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике в конце XIX в. экспериментального направления, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.

Читайте также:  Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка

Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.

1. В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики.

2. Педагогическая диагностика выполняет служебную функцию внутри системы образования, процессов воспитания и обучения. Она изучает личность, особенности ее развития только в условиях педагогического процесса.

3. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

4. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

5. Педагогическая диагностика всегда персональна.

Определены и основные функции педагогической диагностики.

1. Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.

2. Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.

3. Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и включаться в его деятельность.

4. Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера. Реализация этих функций возможна при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагога в процессе их взаимодействия.

5. Функция информирования участников педагогического процесса, т. е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, и родителям.

6. Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого ребенка.

Общими принципами педагогической диагностики являются следующие

1. Принцип целенаправленности диагностики, согласно которому необходимо четкое выделение объектов изучения.

2. Принцип единства воспитания и изучения, согласно которому необходим всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников.

3. Принцип изучения коллектива и личности в их единстве.

4. Принцип непрерывности педагогической диагностики, согласно которому изучение коллектива и личности является постоянным процессом, поскольку непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей.

5. Принцип соответствия диагностики уровню развития науки, согласно которому необходимо применение только таких методов изучения детей, которые апробированы в науке и дают наиболее точную картину. Методы должны быть адекватны задачам диагностики. Этот принцип позволяет нам выделить ряд дополнительных принципов, таких, как:

· принцип личностной {субъектной) ориентации диагностики, назначение которой заключается в выявлении индивидуальных особенностей детской личности;

· принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики, к которым относятся методы (наблюдение, беседа, диагностические задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка;

· принцип комплексного характера диагностики, согласно которому необходимо использование системы методов изучения, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке.

Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.— М., 1989.

Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб., 2000. — С. 47—143.

Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). — СПб., 2000.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.

Кочетов А. И. Педагогическая диагностика в школе. — Минск, 1987.

Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. — М., 2003.

С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:

· на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;

· на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;

· на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка;

· на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника;

· на информации об условиях педагогического процесса;

· на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?



Источник