Значение детской литературы в развитии ребенка

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

 Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

             Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

          У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

         Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

       Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

        Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.

    В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

         Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений .

       Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

                С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

 Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.

А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия [4, 59].

Дыхание – периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох.

 Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом.

 Можно отметить характерные черты плохой дикции:

1. «Проглатывание» отдельных звуков

2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний.

3. Шепелявость, картавость (не правильное произнесение звуков, замена звуков в словах)

4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.

Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.

Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

1)  Основной тон- основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.

  2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.

  3) Логика  чтения (логическое ударение) – выделение во фразе главного по смыслу слова.

Читайте также:  Развитие ребенка 7 лет упражнения онлайн

  4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.

   5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.

  6)Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.

   7) Поза чтеца- положение тела чтеца во время исполнения произведения.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

            Итак, каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Среди средств художественной выразительности сравнение является основным, сравнение обычно соединяется союзами как, как будто, словно, точно и т.

           Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

       Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

                       При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

             .

           Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

Читайте также:  Общение понятие значение в развитии ребенка

              На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П, Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.

Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством

 Отгадывая загадки –  у ребенка развивается логическое мышление.     А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

  Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

   С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.

   Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

  Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Литература:

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Источник

Анонимный вопрос

18 января 2019  · 3,5 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Детская литература имеет образовательное и воспитательное значение. Хорошая и правильно подобранная детская литературы влияет на формирования характера ребенка, имеет терапевтический эффект, учит эффективному взаимодействию с миром, даёт ребенку знания о том, чего он не может увидеть в жизни.

Почему детям нельзя давать читать любые книги?

Лингвист, переводчик, лягушка-путешественница.

Книги формируют детей, их психику и восприятие мира. Но, к сожалению, не все детские книги написаны качественно. Перед тем, как дать книгу ребенку, узнайте её сюжет и посмотрите, грамотно ли написана книга, подходит ли язык и тема книги возрасту ребенка.

Прочитать ещё 6 ответов

Для чего нужна литература?

моё личное мнение на счёт роли литературы в нашей жизни таково:

в первую очередь литература это кладесь знаний несённый через года ,а то и века соответственно вместе с литературой люди передают свои знания из поколения поколению .Так же в литературе писатель делится своими взглядами .

Прочитать ещё 9 ответов

Как объяснить ребенку, почему важно читать?

Мне кажется, это странный вопрос. Вы никогда не объясните ребёнку то, чего не понимаете сами, а если такой вопрос возник, значит проблема не у ребёнка, очевидно, Вы не ответили на этот вопрос для себя.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка и питание

Я встречала разные варианты:
1. Просто потому что это интересно
2. Для того, чтобы быть начитанным, расширять кругозор и блистать в разговорах и спорах
3. Для того, чтобы развиваться интеллектуально и  добиться бОльших успехов в учёбе/на работе

Вся фишка в том, ЧТО читать – цели могут быть разные, от этого различия в выборе книг, отсюда разные ответы на этот вопрос.

Когда дети спрашивают об этом меня, то речь обычно идет о художественной литературе или о книгах в целом (иногда – зачем предмет литература в школе?). Мой ответ продиктован моим личным опытом и восприятием: Читать нужно потому, что книги – значимая часть человеческой культуры. Мир становится объемным, если мы ухватываем как можно больше частей этой культуры – наука, искусство, развлечения, общение – части пазла, которые нужны нам, чтобы понимать мир и себя самих. Все ситуации, которые обыгрываются в книгах не новы для нас (здесь можно доступно объяснить ребенку, что такое архетип и почему они эксплуатируются из века в век, это работает, дети понимают намного больше, чем многим кажется), но могут дать подсказки – не столько ответит на вопрос “как действовать в этой ситуации?”, сколько показать, какие могут возникнуть чувства, эмоции; показать, что они нормальны, что ты не единственный, кто их переживает. Чтение – это поддержка твоего внутреннего мира. Крайне трудно строить его, если тебе не хватает таких важных кирпичиков – они так же важны, как логика или навык анализировать. Литература растит в нас личность с точки зрения чувствования, как музыка, например. 
Ну и, ко всему прочему, без определенного пласта текстов в сознании человек становится маргиналом в обществе, которое опирается на ряд прецедентных феноменов, многие их которых зародились в книгах.

Говорите с ребёнком искренне! Для чего читаете именно Вы? Если у Вас нет ответа на этот вопрос, то, возможно, стоит сначала найти его для себя, а уже потом пытаться говорить с детьми. Это будет честнее.

Прочитать ещё 2 ответа

Что такое смысл жизни, где его искать и в чем он заключается?

Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…

Смысл жизни – это то, что составляет сущность человеческого существования или же сущность существования человечества, он отвечает на вопрос – “Зачем я живу на Земле?” или “Зачем человечество живёт на Земле?” В попытках ответить на этот вопрос любой человек занимается трансцендированием (“перенесением вовне”)смысла жизни за пределы индивидуального земного существования. Вот варианты такого трансцендирования:

1) Атеист рано или поздно приходит к трем возможным типам трансцендирования – а) трансцендирование в детях (смысл моей жизни в том, чтобы продлить своё существование после моей смерти, породив потомков), б) индивидуальное трансцендирование в поступках, делах (смысл моей жизни в совершении поступков, которые долго будут помнить люди после моей смерти), в) коллективное трансцендирование в Большом Деле (я буду частью некоего Большого дела, чаще всего по построению лучшего будущего для своей страны или человечества и этим самым я переживу себя).

2) Пантеист (религиозный или светский) рано или поздно приходит к идее слияния или растворения в безличном Абсолюте (индуизм) или в идее достижения конца истории как цели Абсолюта (гегельянство) или в идее самопознания своего бессознательного, т.к. Абсолют или самость скрываются там (юнгианство).

3) Буддист (или акосмический пантеист) рано или поздно приходит к тому, что жизнь и смерть – это две стороны одной иллюзии, цель пробиться от иллюзии к познанию чистого бытия (где нет ни смерти, ни жизни, ни познания, ни неведения, ни да, ни нет) и проч.

4) Мусульманин рано или поздно приходит к идее того, что надо выполнять волю Бога на земле за награду в раю (идея посмертного вечного чувственного блаженства в исламском аналоге Эдема).

5) Иудей понимает смысл как посмертное будущее в коллективном Эдеме под управлением избранного народа, а для этого надо выполнять предписания и заповеди Яхве.

6) Христианин приходит к пониманию того, что в посмертном будущем он соединится с Богом, оставаясь при этом собой, то есть соединится в благе.

Вот такие возможные ответы.

Прочитать ещё 12 ответов

Источник