Значение детской игры для развития ребенка

Значение детской игры для развития ребенка thumbnail

Екатерина Михальчёнок
Значение игры в развитии ребенка-дошкольника

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут…».

А. И. Горький

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т. к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Игра – отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра – всегда импровизация. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра – это основной вид игры ребенка.

Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка»
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Литературная гостиная «Значение чтения в развитии ребенка»
Литературная гостиная на тему: “Значение чтения в развитии ребенка”‘ Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли.

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна – воспитатель Структурное подразделение детский.

Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка
Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Источник

Значение игры для развития детей дошкольного возраста

В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать особенности развития каждого ребенка. Игра – это неотъемлемая часть развития детей.

На основании одного из принципов Федерального государственного образовательного стандарта осуществление программы производится в разнообразных формах, специфичных для детей данного возраста и прежде всего в игровой форме.

Психологическая теория деятельности в рамках исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева обращает внимание на три преобладающих вида деятельности человека – трудовую, игровую и учебную. В дошкольном детстве игра представляет собой ведущую деятельность человека, она оказывает большое влияние на его развитие.

В последние годы вопрос классификации детских игр опять стал одним из важных в детской педагогике и психологии. Одна из современных классификаций детских игр была представлена С.Л. Новоселовой, в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». Данная классификация базируется на понятии о том, кто был инициатором возникновения игры (ребенка или взрослого).

Читайте также:  Развитие ребенка в возрасте двух лет

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который организует их с воспитательными и образовательными целями:

а) игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

б) досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

3) игры, сложившиеся в ходе исторического развития этноса, возникающие как по инициативе взрослого, так и детей более старшего возраста: народные или традиционные.

В игровой деятельности развиваются все стороны детской личности, происходят интенсивные изменения в психике ребенка, которые подготавливают ее на следующую, более высокую ступень развития. На этом основывается большой воспитательный потенциал игры, которую психологи определяют, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

Игра является отражением жизни. В ней все «понарошку», «как будто», но в такой условной ситуации, порождаемой детским воображением, много реальности: действия участников всегда реальны, их переживания, чувства, искренни, натуральны.

Можно отметить определенные особенности игры дошкольников:

1. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей-дошкольников.

2. Игра также выступает результативным средством воспитания детской личности, его волевых и морально качеств.

3. Все психологические новообразования дошкольников берут свое начало в игровой деятельности.

4. Игра помогает развитию всех сторон детской личности, способствует происходящим психическим изменениям.

5. Игра является значимым средством интеллектуального развития ребенка, где интеллектуальная деятельность связана с деятельностью всех процессов психики.

Развитие игры в личностном онтогенезе проходит несколько стадий.

I. В раннем возрасте преобладает предметная игра, когда ребенок производит перенос действия с предметом в другие условия. Ложкой кормит и кукол, и мишек, и машину, и лошадку. Предмет приобретает разные несвойственные ему функции. Начало игры – игровое отношение к предметам.

II. В возрасте 3 лет появляется сюжетно-отобразительная игра. Деятельность ребенка в репликах, в действиях. Ребенок при этом одни играет с различными игрушками. Игрушки представляют собой доктора и больных, у них появляются дети и родители, хотя дети еще не выделяют отношения между ними. Но в подобной игре игрушки уже начинают изображать особенности реального человеческого поведения.

III. Позже появляется самая сложная форма игры – сюжетно-ролевая. Её сложность в том, что в ней принимают участие несколько детей, причем каждый исполняет свою роль. Взаимоотношения между играющими могут происходить как в реальном, так в сюжетном, воображаемом плане. Я – врач, а ты – больной. Но ты тоже хочешь поиграть с фонендоскопом, и мы меняемся ролями: ты – врач, я – больной.

Сюжетно-ролевая игра совершенствуется в различных направлениях; в сюжетах отображаются все более отдаленные области действительности: почта, путешествие, ателье, скорая помощь, концерт, космодром и т.п..

В процессе игровой деятельности дети формируются физически, психически и личностно. Рассмотрим более подробно влияние игры на детское развитие.

Физическое развитие. В ходе игры ребёнок производит различные движения, развивает свои двигательные умения. Все дети любят подвижные игры: они с увлечением бегают, прыгают, гоняют мяч, кувыркаются. В подобных играх дети учатся в совершенстве владеть своим телом, развивают мышечный тонус и ловкость, что чрезвычайно важно для растущего организма.

По мнению психологов, в том числе и В.С. Мухиной, игра оказывает большое влияние на воспитание произвольности психических процессов. 

Так, у детей в игровой деятельности начинают формироваться произвольная память и произвольное внимание. В игровых ситуациях ребенок лучше сосредоточивается и больше запоминает, чем в условиях лабораторных опытов. Осознанная задача (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в условиях игры.

Игровая деятельность постоянно оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника. В ходе игры он учится использовать заместитель предмета – применяет к заместителю другое игровое название и применяет его в соответствии с этим названием. Предмет-заместитель становится основой для мышления. На базе манипуляций с предметами-заместителями ребенок учится думать о реальном предмете.

Игровая деятельность как ведущая играет особую роль для формирования рефлексивного мышления. Рефлексия дает возможность строить адекватное поведение человека в обществе.

Ролевая игра играет огромную роль значение для развития воображения. В игре дети учатся замещать одни предметы другими, принимать на себя разнообразные роли. Все это помогает формированию воображения.

Значение игры для развития детской личности заключается в том, что через игру он сталкивается со взаимоотношениями и поведением взрослых людей, которые становятся эталоном для его собственного поведения, и в игре он усваивает главные навыки общения, качества, требуемые для установления контакта с другими детьми.

Внутри деятельности игровой начинает формироваться и деятельность учебная, которая позже станет ведущей. Учебные элементы вводятся взрослым, они не могут появиться непосредственно из игры. Ребенок дошкольного возраста начинает учиться в процессе игры – обучение он воспринимает как очередную ролевую игру с определенными правилами. Но при выполнении этих правил, незаметно для себя ребенок овладевает первичными учебными действиями.

В игровой деятельности детьми постигаются определенные знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, которые имеют мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконинеские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе исследовательской деятельности

В ходе сюжетно-ролевой игры у ребёнка появляется необходимость все время проговаривать собственные действия, изображая диалоги между игровыми персонажами. Игры в обществе других детей содействуют не только речевому развитию, но и совершенствованию коммуникативных умений: детям необходимо распределить роли, составить правила игры, поддерживать общение непосредственно в игровом процессе. Ребёнку необходимо уметь не только договариваться, но и соблюдать оговоренные правила.

Сюжетно-ролевые игры строятся на подражании ребёнком взрослому человеку. В процессе игры дети как будто примеряет на себя роль взрослого, на уровне игры старается выполнять его функции. Подобная игра порождает у ребёнка желание по-настоящему стать взрослым, то есть создать семью, получить профессию, зарабатывать деньги. Естественно, для того, чтобы в процессе игры складывалась «правильная» мотивация, у ребёнка должен быть перед глазами положительный пример взрослых.

Хотя сюжеты детских игр и являются фантазийными, но выводы, которые ребёнок делает в игровой ситуации – самые реальные. Игра становится в своем рода полигоном, на котором ребёнок формирует определенные личностные качества. Таким образом, у ребенка появляется желание поступать нравственно.

В игровой деятельности дети учатся жалеть, выражать симпатию, сочувствовать, поддерживать. Часто встречаются ситуации, когда в игре проявляются эмоциональные детские проблемы: тревога, страх, агрессия. В форме игры есть возможность дать выход подобны эмоциям и прожить с ребёнком трудные для него ситуации.

Таким образом, игра является для ребенка отражением жизни и ведущим видом деятельности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Все психологические новообразования ребенка берут начало в игре. В процессе игры ребенок развивается физически, психически и личностно.

  1. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.

  2. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Отв. ред. М.Н. Лазутова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

  3. Игра дошкольника. [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

Источник

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Читайте также:  Нормы развития ребенка три года

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства,обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные:игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник