Значение депривации в развитии ребенка

Значение депривации в развитии ребенка thumbnail

От автора: Данная статья является ознакомительной и не освещает проблематики в полном объеме.

Что такое «депривация» и почему это мешает ребенку развиваться полноценно?

     Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Иными словами , если ребенок попадает в ситуацию, где не удовлетворяются определенные потребности, как психологические так и физические, то это влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.  Последствия тем временем будут определяться  возрастом начала депривации, длительностью ее воздействия и качеством помощи такому ребенку.

Депривация бывает:

  1. Сенсорная
  2. Двигательная
  3. Материнская
  4. Эмоциональная
  5. Психосоциальная

       Остановимся на каждой из них отдельно и рассмотрим основные причины возникновения и возможные последствия.

                                                 СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

        Обедненная стимулами среда влечет за собой, так называемый «сенсорный голод», продолжительное,  снижение (или полное лишение) человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений. Для нормального развития психики,  головной мозг  постоянно нуждается в раздражителях, стимуляции его действия. Необходимыми раздражителями являются ВПЕЧАТЛЕНИЯ ребенка от взаимодействия с окружающим  людьми (в первую очередь матерью или лиц ее заменяющих), предметов и явлений этого мира (яркие игрушки, иные предметы, звуки и т.д). Если же ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, происходит замедление всех сторон его развития.

Стимулирующую развитие ребенка среду, создают близкие, заботящиеся о ребенке. Взрослый стимулирует развитие ребенка, когда пеленает его, купает, кормит, разговаривает с малышом, играет с ним.

Рекомендации для родителей: 

– с того момента, когда ребенок начал фиксировать свое внимание на ярких предметах (примерно около 2х месяцев жизни ребенка) такие предметы должны демонстрироваться ему регулярно.   Немногим позже важно обеспечить доступ к ярким красочным игрушкам, которые можно хватать и манипулировать ими. Не сердитесь, если малыш пытается взять в рот игрушку, так проявляется его исследовательская деятельность. В связи с этим стоит позаботиться о безопасных игрушках (помните о возможности застревания мелких предметов в гортани) и пространстве для малыша.

– разговаривайте с ребенком, подражайте ему, называйте по имени

– обнимайте, целуйте, улыбайтесь вашему ребенку, свободно выражайте нежные чувства  к малышу

 – во время купания используйте плавающие игрушки, в которые можно набирать воду, сжимать. Превратите купание в игру.

–  для детей более старшего возраста (от года) : при прогулках на свежем воздухе, позволяйте малышу трогать травку, собрать опавшие с дерева  листья, подобрать понравившейся камушек. Проявляйте уважение к интересу ребенка, не стоит говорить «это всего лишь камень, выбрось», таким образом вы тормозите познавательную активность.

                                               ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

      Возникает при ограничении движений ребенка  вследствие болезни. А  так же негативно сказывается на ребенке тщетность его действий (двигательных, голосовых), когда он не может влиять на окружающую среду своими действиями, ситуация не меняется от его усилий. 

В первом случае дети могут испытывать депрессию, возможны вспышки ярости и агрессии. Во втором же случае ребенок на собственном опыте убеждается, что его действия бесполезны, в дальнейшем  может вообще перестать делать попытки повлиять на обстановку. Такие дети часто становятся пассивными, отсутствует инициатива, возможна агрессия.

Пути преодоления:

– создание условий способствующих двигательной активности ребенка, начиная с первых месяцев жизни.

– предоставление ребенку свободы действий в выборе двигательных игр. Ограничение детей (нельзя бегать, прыгать, лазать) приводит к тревожности, раздражительности и агрессивным реакциям.

                                                МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

    Американский психолог М.Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы. Его выводы неутешительны. Отсутствие материнской заботы приводит к тяжелым соматическим расстройством уже у детей 2х месяцев. При этом у детей, проживающих в негигиенических условиях, но имеющих физический контакт с матерью такие расстройства не возникают.

    Когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о массивной материнской депривации. Следствием этого может стать  нарушение формирования личности, нарушение психического и интеллектуального развития, психические расстройства (психопатия, депрессия, фобии у ребенка).

     Если малыш оказался без матери с рождения, то у него могут  наблюдаться в дальнейшей жизни  отставание в развитии, неуверенность в себе, неумение вступать в значимые отношения, вялость эмоциональных реакций.  В подростковом возрасте они замкнуты и неконтакты.

     Ребенок, лишенный матери не с самого рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла, он  переживает тяжелую эмоциональную реакцию, возможно шок. Ребенок находится в отчаянии, позже может впасть в апатию, возвращается на более ранние этапы развития, утрачивает уже сформированные навыки. Более взрослые дети могут начать мочиться в постель, требовать, чтобы их носили на руках. Подростками эти ребята отличаются склонностью к правонарушениям.

Прогноз компенсации нарушений формирования личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке.

                                             ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Через непродолжительное время после рождения, у ребенка появляется потребность в эмоциональном контакте с другими людьми (обычно это мать и близкие ухаживающие за ребенком). Малыш познает себя через другого и нуждается в доверительных отношениях.

    Эмоциональная депривация задевает личность ребенка и влечет за собой нарушения становления этой личности во многих  сферах жизни: восприятие себя (Я-концепция), отношения с близкими, друзьями, сексуальным партнером, супругом, собственными детьми. Страдает мотивация такой личности, цели.

Эмоциональной депривации способствует:

– холодное, формальное отношение матери к ребенку

– игнорирование потребностей ребенка выражающихся неудобным способом  ( например плач) в воспитательных целях

– большое количество лиц ухаживающих за ребенком и частая их смена

– запугивание с целью прервать «негативное» поведение ребенка: «сейчас придет дядя и тебя поругает (заберет)»

– спонтанные исчезновения матери на длительное время

                                   ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Психосоциальная депривация объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные).

Причины возникновения:

постоянное пренебрежение основными физическими потребностями (уход, защита) наряду с психологическими (комфорт, стимулирование, внимание)

-повторяющаяся смена лиц осуществляющих уход за ребенком, так называемых «отцов» (т.к. невозможно сформировать устойчивые привязанности)

Последствия  заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими . Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено.

Источник

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Родительская депривация

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Источник