Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка по месяцам до года

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Изучение педагогом личностных и познавательных особенностей

Детей и подростков.

Проектирование развития личности школьника и коллектива класса.

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. В социально-психологически зрелых группах и коллективах существуют два основных вида отношений: деловые и личные.Их развитие и функционирование оказывает преимущественное влияние на формирование деловых и личных качеств ребёнка, таким образом, необходимо вести параллельное развитие в детских группах и коллективах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников.

К деловым отношениям¹ в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде – основных видах совместной деятельности детей. Сюда входят:

– руководство;

– подчинение;

– распределение обязанностей;

– координация действий;

– составление планов и программ; Подвиды деловых отношений

– их обсуждение и реализация;

– подведение итогов;

– оказание взаимопомощи и т.д.

В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определенные возрастные особенности²:

1. В дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им ещё не доступен.

2.К совместному планированию как к более развитой и сложной форме деловых отношений можно переходить в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.Взрослый человек должен уметь объяснить детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется.

3.Переходить к самостоятельному планированию дети могут к концу младшего школьного возраста, причём не только в игре и труде, но также и в учебной деятельности.

4.Развитую систему самоуправления и самоконтроля деятельности можно включать в подростковом и раннем юношеском возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводится в основном к роли консультанта и советчика.

Личные взаимоотношения детей¹, их развитие и руководство детскими группами и коллективами имеют свои особенности. Главной задачей развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы; важнейшими нравственными качествами являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная с раннего возраста, причём формирование и укрепление нравственных отношений в детских группах должно находиться на первом месте по сравнению с деловыми взаимоотношениями.

1. На начальном этапе морального развития ребёнка нормы и правила поведения детям должны разъясняться. Необходимо добиваться того, чтобы сами дети научились давать нравственные объяснения своим поступкам, и всего этого можно достичь в возрасте от 2 – 3 до 4 – 5 лет.

2. В группах старшего дошкольного и младшего школьного возраста допустимо переходить к построению межличностных отношений на базе морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнений отдельных людей и обязательны для всех.

Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах и коллективах.

Организация деятельности детских групп и коллективов должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения ею положительных качеств². Каковы же эти условия?

Читайте также:  Интернет не помогает развитию ребенка

1. Обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех её делах.Это условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек.

2. Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.Для того чтоб выполнить это условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый опыт общения, усваивать разные формы ролевого поведения, вырабатывать коммуникативные умения и навыки.

Использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Это условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым её членом будут строиться на равноправной, демократичной основе.

3. Воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно столкнутся.Деятельность развивающих детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо, чтобы в неё вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем.

4. Выявление задатков ребёнка и превращение их в способности.Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Автор: Перетятькина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО “СРЦ для несовершеннолетних Заветинского района”
Населённый пункт: село Заветное, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах
Дата публикации: 02.02.2017
Раздел: дополнительное образование

Управление межличностными отношениями в детских группах и

коллективах
Управление
межличностными
отношениями
в
детских
группах
и
коллективах
составляет
педагогическую
задачу
повышенной
значимости.
Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится
потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей
происходит
активный
процесс
становления
личности,
а
межличностные
отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления
развитием личности.
В
социально-психологически
зрелых
группах
и
коллективах,
т.е.
в
таких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной совместной
деятельностью,
существуют
два
основных
вида
отношений:
деловые
и
личные.
Их
развитие
и
функционирование
оказывает
преимущественное
влияние на формирование деловых и личных качеств ребенка, и первый
педагогически
важный
вывод,
который
может
быть
сделан
на
основе
констатации
этого
факта,
заключается
в
необходимости
параллельного
развития
в
детских
группах
и
коллективах
как
деловых,
так
и
личных
взаимоотношений их участников.
Что же входит в понятие системы деловых отношений? Какова их база
и
условия
оптимального
формирования
в
детских
группах?
К
деловым
отношениям в группах детей можно отнести те, которые складываются в
игре, учении и труде — основных видах совместной деятельности детей.
Сюда
входят
руководство,

подчинение,
распределение
обязанностей,
координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и
реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и др. В каждом
подвиде
деловых
отношений
формируется
и
развивается
то
или
иное
социально
полезное
личностное
качество
или
группа
таких
качеств.
Например,
включение
ребенка
в
руководство
детским
коллективом
способствует
становлению
у
него
практического
интеллекта
и

ответственности,
более
глубокого
понимания
интересов
других
людей
и
умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного
развивает
у
ребенка
дисциплинированность,
а
личное
участие
в
распределении обязанностей формирует у него более широкий взгляд на
проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и
память.
Руководство товарищами по группе с целью координации их усилий
развивает
у
ребенка
оперативность
и
гибкость
мышления.
Составление
планов и программ совместной деятельности, их обсуждение и подведение
итогов побуждают детей к совершенствованию коммуникативных умений и
навыков,
в
том
числе
умения
слушать,
понимать,
излагать
свои
мысли,
доказывать, сотрудничать, идти на компромисс.
Управление
деловыми
взаимоотношениями
детей
в
процессе
их
индивидуального
развития
постепенно
охватывает
разные
сферы
деятельности: игру, учение и труд. Это одно из направлений в развитии у
детей
умения
работать
вместе
с
другими
людьми.
Второе
направление
связано
с
постепенным
переходом
от
внешней
организации
и
контроля
деятельности
к
самоуправлению
и
самоконтролю
в
детских
группах
и
объединениях, причем прогрессивное развитие личности ребенка по этой
логической
линии
в
разных
видах
деятельности
может
происходить
независимо.
Желательно,
чтобы
в
сюжетно-ролевых
играх
детей
вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру организовывали и проводили сами
дети.
В
управлении
деловыми
взаимоотношениями
детей
имеются
определенные
возрастные
особенности.
Отметим
некоторые
из
них.
В
дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны
быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной
форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им еще не
доступен.
Это
не
исключает
возможность
использования
взрослым
словесных воздействий при руководстве деятельностью детей. Однако когда

ставится
задача
перевода
деловых
отношений
детей
на
рельсы
самоуправления, то наличие достаточного количества чувственных сигналов
и
ориентиров
для
детей
следует,
по-видимому,
считать
обязательным
моментом в данном случае социально-психологического научения.
К совместному планированию как более развитой и сложной форме
деловых
отношений
можно
переходить
в
старшем
дошкольном
или
в
младшем школьном возрасте. Взрослый человек должен уметь объяснить
детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется. Вместе с
детьми ему следует разработать два или три простейших плана, по которым в
дальнейшем будет разворачиваться их совместная деятельность. Переходить
к самостоятельному планированию дети могут к концу младшего школьного
возраста,
причем
не
только
в
игре
и
труде,
но
также
и
в
учебной
деятельности.
Развитую
систему
самоуправления
и
самоконтроля
деятельности
можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте, причем
участие
взрослого
в
управлении
здесь
сводится
в
основном
к
роли
консультанта
и
советчика.
Это
не
значит,
что
совместную
деятельность
подростков надо пускать на самотек, просто методы руководства ею в это
время должны быть существенно иными, чем в более ранних возрастах. Их
следует
строить
с
учетом
трех
важнейших
обстоятельств.
Во-первых,
с
расчетом на то, что складывающиеся деловые отношения в конечном счете
должны вырасти до уровня взрослых; во-вторых, имея в виду специфические
особенности детей подросткового и раннего юношеского возраста; в-третьих,
с учетом того факта, что создаваемая система отношений, несмотря на ее
приближение к взрослости, в данном возрасте играет еще подчиненную роль
по сравнению с другими, ведущими видами деятельности детей.
Личные взаимоотношения детей, их развитие и руководство детскими
группами и коллективами имеют свою логику. Поскольку главной задачей
развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной
основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и

образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нрав-
ственности,
реализуя
их
в
системе
детских
групповых
межличностных
отношений.
Важнейшими
из
них
являются
порядочность,
доброта,
ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.
Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная с раннего
возраста, причем формирование и укрепление нравственных отношений в
детских
группах
должно
находиться
на
первом
месте
по
сравнению
с
деловыми взаимоотношениями. Такая постановка вопроса объясняется тем,
что сами по себе деловые отношения автоматически не несут нравственное
начало, а если человеческие взаимоотношения не основываются на высокой
нравственности,
то
могут
привести
к
формированию
и
укреплению
отрицательных личностных свойств у ребенка. Нравственные основы детских
взаимоотношений с возрастом развиваются. Логика их преобразования может
быть описана в русле концепции развития детской морали, по Л. Колбергу. На
начальном этапе морального развития ребенка, которому свойственна так
называемая доконвенциональная мораль, нормы и правила поведения детям
должны
разъясняться.
Необходимо
добиваться
того,
чтобы
сами
дети
в
конечном счете научились давать нравственные объяснения своим поступкам,
и всего этого вполне можно достичь в возрасте от 2—3 до 4—5 лет.
В
группах
старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
допустимо переходить к построению межличностных отношений на базе
конвенциональной морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы
существуют
и
развиваются
независимо
от
мнений
отдельных
людей
и
обязательны
для
всех.
Развитие
детской
морали
можно
ускорить
при
правильно организованном руководстве их личными взаимоотношениями в
подростковом и раннем юношеском возрасте. Весьма положительную роль
могли бы сыграть уроки нравственности, проводимые людьми в моральном
отношении высокоразвитыми, культурно образованными.

Читайте также:  Показатели отклонений в развитии ребенка раннего возраста

Источник