Значение деятельности в развитии личности ребенка

Значение деятельности в развитии личности ребенка thumbnail

Лариса Кунавина
Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Составитель: Кунавина Л. Ю. ,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 9»

комбинированного вида

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п., обладающего определенными заданными качествами (Н. И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка-дошкольника

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка – дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваютсяпознавательные процессы:

– Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

– В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

– Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

– На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

• с геометрическими объемными формами,

• получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

• При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

• понятия о стороне, углах, центре.

• Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,

аккуратности,

умения работать в коллективе,

трудолюбия,

пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Вывод. Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Используемая литература:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

2. Давыдова Г. Н. Пластилинография.

3. ДороноваТ. Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М.: РАО, 2000.- 197 с.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. – М., 2000.

6. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Источник

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.»

 Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра – альтернатива действительности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Игра стимулирует развитие всех когнитивных процессов ребенка. Выполнение игровых действий и правил требует от ребенка сосредоточенности, что совершенствует его непроизвольное и произвольное внимание. Сознательная цель запомнить что-либо раньше и легче всего выделяется ребенком именно в игре. Дошкольники больше запоминают в игровых условиях, чем по непосредственному заданию взрослого, поэтому в игровой деятельности интенсивно развиваются все мнемические процессы. Игра предполагает действия ребенка в воображаемой ситуации и использование предметов-заместителей, поэтому способствует развитию репродуктивного и продуктивного воображения. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей.

Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра способствует переходу к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению ребенка, преодолению познавательного эгоцентризма, т.е. недостаточного отграничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда ее доминирования, невозможности стать на другую позицию и осознать наличие других точек зрения.

Игровая деятельность имеет решающее значение для личностного развития ребенка. Всякая игра содержит в себе правила и в ней постоянно возникает необходимость ребенку отказываться от сиюминутных желаний в пользу выполнения взятой на себя игровой роли. В игре поведение ребенка становится произвольным, интенсивно развиваются волевые свойства. Большое значение при этом имеет мотивация деятельности, поскольку выполнение эмоционально привлекательной игровой роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение соответствующих ей игровых действий. Содержащаяся в игровой роли модель поведения является эталоном, с которым ребенок самостоятельно сравнивает свои действия, осуществляет контроль за ними.

Весь процесс игры эмоционально окрашен и она способствует эмоциональному развитию ребенка, обогащению его эмоциональной сферы. Так как содержание ролей главным образом сосредоточено вокруг норм межличностных отношений, то в игре происходит развитие нравственных свойств личности ребенка. Игра имеет большое значение для развития коммуникативных умений и формирования дружного детского коллектива, для развития самостоятельности дошкольника, для формирования положительного отношения к труду, для коррекции некоторых поведенческих нарушений. Эти воспитательные эффекты основываются на том влиянии, которое игровая деятельность оказывает на развитие психики ребенка, на формирование его личности.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда,  обучения.

Игровая деятельность имеет обучающий характер. Основную роль при этом играет воспитатель. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

 Использование игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Таким образом, для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует у ребенка новые знания, умения, навыки, осуществляет умственное развитие дошкольника, Оценивает деятельность  в соответствии с особенностями детей, обеспечивает охрану жизни и здоровья, воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. 

Источник

Содержание.

 Введение

1. Роль деятельности в развитии личности
ребенка.

2. Влияние игры.

3. Влияние изобразительной деятельности.

4. Формирование у дошкольников мотивов
трудовой деятельности.

5. Заключение.

 Библиографический список.

 ВВЕДЕНИЕ

В возрастной психологии дошкольный возраст рассматривается
как период, в течение которого психическое
и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня,
который позволит ему организованно перейти
к систематическому школьному обучению.
Дошкольное детство, короткий период в
жизни человека, всего первые шесть-семь
лет, имеет для него очень большое значение.
В этот период развитие идет как никогда более бурно и стремительно;
из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец постепенно
превращается в относительно самостоятельную,
активную личность; развиваются все стороны
психики ребенка, и тем самым закладывается
фундамент для дальнейшего личностного
роста. Развиваясь, ребенок усваивает
новые психологические черты и формы поведения,
благодаря которым он становится маленьким
членом человеческого общества. Ребенок
приобретает тот сравнительно устойчивый
внутренний мир, который дает основания
впервые назвать ребенка личностью, хотя,
конечно, личностью, еще не вполне сложившейся,
способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
На протяжении всего дошкольного детства
происходит изменение и усложнение деятельности
ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие
требования, особенно к умению организовать
свое поведение. Постепенно, шаг за шагом,
формируется личность ребенка, причем
каждый новый сдвиг в формировании личности
изменяет влияние условий, увеличивает
возможности дальнейшего воспитания.
Условия развития личности так тесно переплетаются
с самим развитием, что разделить их практически
невозможно. Развитие личности ребенка
включает две стороны. Одна из них состоит
в том, что ребенок постепенно начинает
понимать окружающий мир и осознает свое
место в нем; это порождает новые типы
мотивов поведения, под влиянием которых
ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развитие чувства и воли.
Они обеспечивают действенность этих
мотивов, устойчивость поведения, его
известную независимость от изменения
внешних обстоятельств основной путь
влияния взрослых на развитие личности
детей— организация усвоения моральных
норм. Эти нормы усваиваются ребенком
под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами поведения для детей служат
прежде всего сами взрослые— их поступки,
взаимоотношения. Наиболее существенное
воздействие оказывает на ребенка поведение
непосредственно его окружающих близких
людей. Он склонен им подражать, перенимать
их манеры, заимствовать у них оценку людей,
событий, вещей. Однако дело не ограничивается
близкими людьми. Ребенок дошкольного
возраста знакомится с жизнью взрослых
многими путями — наблюдая их труд, слушая
рассказы, стихи, сказки. В качестве образца
для него выступает поведение тех людей,
которые вызывают любовь, уважение и одобрение
окружающих. Образцом для ребенка может
служить также и поведение сверстников,
одобряемых и пользующихся популярностью
в детской группе. Наконец, немалое значение
имеют образцы поведения, представленные
в действиях сказочных персонажей, наделенных
теми или другими моральными чертами.
Решающих моментов в усвоении образцов
поведения, выходящих за рамки поведения
окружающих ребенка людей,— та оценка,
которую дают другим взрослым, детям, персонажам
рассказов и сказок люди, к которым ребенок
привязан, мнение которых для него наиболее
авторитетно. Дети дошкольного возраста
проявляют большой интерес к образцам
поведения.

1. Роль деятельности на развитие
ребенка.

Влияние на ребенка со стороны взрослых
и сверстников осуществляется главным
образом в процессе деятельности. Организуя деятельность
детей, взрослые дают советы и указания
по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят
детей с взаимоотношениями и действиями
изображаемых людей, предъявляют определенные
требования к действиям и поступкам самих
детей, оценивают их, помогают разрешать
возникающие в ходе деятельности затруднения
и конфликты. Только выполняя совместную
деятельность, дети объединяются и вступают
между собой в различные взаимоотношения,
составляющие основу детского общества
и способствующие развитию личности его
членов. Развитию личности ребенка способствуют
продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых
и учебных заданий. В этих видах деятельности
складывается направленность на получение
результата, одобряемого взрослыми и сверстниками.
Этим результатом может служить рисунок,
конструкция, приведенное в порядок помещение
или вскопанная грядка, решение арифметической
задачи и т. д. Необходимость добиться
хорошего результата приучает ребенка
планировать свои действия, управлять
ими и, таким образом, ведет к развитию
воли, умения управлять своим поведением.
Кроме того, результат деятельности является
основанием для сравнения успехов, достигаемых
разными детьми. Если первоначально такое
сравнение проводят взрослые, привлекая
к нему детскую группу, то впоследствии
его начинает выполнять и сам ребенок,
овладевая при этом навыками самооценки,
осознания своих собственных качеств
и достижений. Особенно важно то, что под
влиянием деятельности, дающей определенный
результат, у детей формируются новые
мотивы поведения. При выполнении трудовых
заданий дети учатся руководствоваться
той пользой, которую они приносят другим
людям (семье, своей группе и даже обществу
в целом). 
Выполнение учебных заданий способствует
развитию у детей познавательных мотивов
— любознательности, желания узнать новое,
а также интересов к познанию отдельных
областей действительности, с которыми
дети знакомятся в процессе обучения. 
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития
общих и специальных способностей у ребенка.
Направленность на результат деятельности
развивает трудоспособность — один из
основных компонентов любой способности.
Трудоспособность в большой мере обеспечивает
успех в деятельности, что поощряется общественным
признанием. Удовлетворение притязания
на признание побуждает ребенка к новым
достижениям. Таким, образом, формируется
внутренняя установка на определенный
вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные
виды деятельности — условие развития
способностей.

2. Влияние игры.

 Наиболее важное значение 
для развития личности имеет игра. Беря на
себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность
и взаимоотношения, дети знакомятся с
доступными для них правилами и мотивами
поведения, которыми руководствуются
взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой.
Так, играя роль рабочего в мастерской,
ребенок старается воспроизвести его
ответственное отношение к своему делу,
исполняя роль врача — заботливость и
внимательность по отношению к больному
и т.п. 
Игра захватывает детей, заставляет их
по-настоящему переживать те чувства,
которые должны испытывать изображаемые
персонажи,— симпатию, сочувствие к больным,
к детям, уважение к старшим и др. С симпатией,
покровительством, нежностью относится
ребенок к куклам и игрушечным животным,
используемым в игре. 
Интерес к игре, желание хорошо сыграть
роль, настолько велики, что в этих условиях
дети выполняют такие действия, которые
сами по себе для них трудны, непривлекательны,
или воздерживаются от удовлетворения
возникающих по ходу дела других желаний.
Изображая учеников, дошкольники длительно
и старательно занимаются скучным, однообразным
делом — многократным выписыванием одних
и тех же букв. Играя роль буфетчицы на
железной дороге, пятилетняя девочка сама
не ест находящееся в ее распоряжении
печенье, поскольку это противоречит интересам
пассажиров. Однако не следует думать,
что достигнутые в игре успехи могут быть
непосредственно перенесены детьми в
другие условия, в их повседневное поведение.
Нередко можно видеть, как мальчик, только
что проявлявший в роли доктора заботу
о заболевшей девочке, через несколько
минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает
у той же девочки игрушки, не обращая внимания
на ее слезы. Те действия и взаимоотношения,
которые дети разыгрывают в соответствии
с взятыми на себя ролями, позволяют им
ближе познакомиться с определенными
мотивами поведения, поступками, чувствами
взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения
детьми. Игра воспитывает детей не только
своей сюжетной стороной, тем, что в ней
изображается. В процессе реальных взаимоотношений,
разворачивающихся по поводу игры,— при
обсуждении содержания игры, распределении
ролей, игрового материала и т. п.— дети
учатся на самом деле учитывать интересы
товарища, сочувствовать ему, уступать,
вносить свой вклад в общее дело. Нередко
между детьми возникают конфликты по поводу
тех или других моментов организации или
проведения игры. Причиной таких конфликтов
обычно служит неумение согласовать свои
планы и действия. 
На помощь в этих случаях приходит воспитатель.
В большинстве игр роли, выполняемые разными
детьми, неравноценны. Имеются роли главные
(капитана, доктора, воспитательницы) и
второстепенные (матросов и пассажиров,
медсестер, санитарок и больных, няни и
детей). Поскольку главные роли наделены
наибольшим авторитетом, они обычно наиболее
привлекательны для детей. Когда ребенок
играет один, а остальных персонажей изображают
куклы, он обязательно берет на себя главную
роль. Когда же в игре участвует несколько
детей, все они, естественно, не могут претендовать
на главную роль. Обычно в группе детского
сада выделяются дети, которые придумывают
и организуют игры, руководят распределением
ролей, подсказывают другим детям нужные
действия. Они же, как правило, выполняют
главные роли, хотя могут и уступить, дать
другому ребенку ту роль, которую он хочет
взять. Характер реальных взаимоотношений,
складывающихся между детьми в связи с
игрой, в значительной мере зависит от
особенностей поведения таких «вожаков»,
от того, какими путями они добиваются
выполнения своих требований. В одних
случаях это могут быть дети, пользующиеся
в группе наибольшей популярностью, любовью,
умеющие договориться со сверстниками,
учесть их желания, уладить возникшее
недоразумение.

В других случаях в качестве «вожаков»
выступают дети, подавляющие других, стремящиеся
командовать, распоряжаться, прибегая
к физическим воздействиям. 
Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное
влияние на развитие личности детей, зависит
от воспитателя. В случае необходимости
воспитатель должен подсказать детям
содержание игры, проследить за распределением
ролей. В игре проявляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы
ребенка; проявляясь, они в ней вместе
с тем и формируются. В игре формируются
все стороны психики ребенка.

3. Влияние изобразительной
деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных
конструкций из природных материалов
и т.д. Такие занятия дарят детям радость
познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих
рисунках, аппликациях, поделках рассказать
о том, что узнал, увидел, пережил. 
Изобразительная деятельность ребенка,
которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве
со стороны взрослого. 
Но чтобы развить у каждого воспитанника
творческие способности, заложенные природой,
педагог должен сам разбираться в изобразительном
искусстве, в детском творчестве, владеть
необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен
обеспечить эмоциональное, образное восприятие
действительности, формировать эстетические
чувства и представления, развивать образное
мышление и воображение, учить детей способам
создания изображений, средствам их выразительного
исполнения.  
Процесс обучения должен быть направлен
на развитие детского изобразительного творчества,
на творческое отражение впечатлений
от окружающего мира, произведений литературы
и искусства. Рисование, лепка, аппликация
– виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное
отражение действительности. Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных
для детей дошкольного возраста. Изобразительная
деятельность – это специфическое образное
познание действительности. Как всякая
познавательная деятельность имеет большое
значение для умственного воспитания
детей. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название
форм, цветов и их оттенков, пространственных
обозначений способствует обогащению
словаря; высказывания в процессе наблюдений
за предметами, при обследовании предметов,
построек, а также при рассматривании
иллюстраций, репродукций с картин художников
положительно влияют на расширение словарного
запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления
разных видов деятельности, умственного развития детей большое
значение имеют те качества, навыки, умения,
которые они приобретают в процессе рисования,
аппликации и конструирования. 
Изобразительная деятельность тесно связана
с сенсорным воспитанием. Формирование
представлений о предметах требует усвоения
знаний об их свойствах и качествах, форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства,
сравнивают предметы, находят сходства
и различия, то есть производят умственные
действия.

Таким образом, изобразительная деятельность
содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного
мышления. Детское изобразительное творчество
имеет общественную направленность. Ребенок
рисует, лепит, конструирует не только
для себя, но и для окружающих. Ему хочется,
чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы
изображенное им узнали. Общественная
направленность детского изобразительного
творчества проявляется и в том, что в
своей работе дети передают явления общественной
жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания
заключается также в том, что в процессе
этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые
качества: потребность и умение доводить
начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься, помогать товарищу, преодолевать
трудности и т.п. Изобразительная деятельность
должна быть использована для воспитания
у детей доброты, справедливости, для углубления
тех благородных чувств, которые возникают
у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая
активность. Для создания рисунка, лепки,
аппликации необходимо приложить усилия,
осуществить трудовые действия, овладеть
определенными умениями. Изобразительная
деятельность дошкольников учит их преодолевать
трудности, проявлять трудовые усилия,
овладевать трудовыми навыками. Сначала
у детей возникает интерес к движению
карандаша или кисти, к следам оставляемыми
ими на бумаге; постепенно появляются
новые мотивы творчества – желание получить
результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими
навыками, которые позднее будут нужны
для выполнения самых разнообразных работ,
приобретают ручную умелость, которая
позволит им чувствовать себя самостоятельными.

4. Формирование мотивов трудовой
деятельности в дошкольном возрасте. 
Трудовая деятельность человека направлена
на изменение, преобразование окружающего
мира, на создание общественно полезного
продукта. Цель труда заключается не в
нем самом, а в его продукте. Мотивы труда
имеют общественный