Значение безусловных рефлексов в развитии ребенка
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка
Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
В первые дни можно также отметить следующее. Сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т. д. Эти реакции – защитные рефлексы.
Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы.
Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Легко вызываются и ориентировочно- пищевые рефлексы. Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы.
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции появляются еще до рождения. Так, через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс.
Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты – детского места – из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспосабливание происходит рефлекторно. После того, как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и спокойно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, сначала плохо согласованны между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы. Вся его активность направлена на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.
Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития – они только обеспечивают выживание ребенка.
У ребенка в отличие от детенышей животных имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.
Как показали исследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это – атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Цеплятельный рефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Движения ребенка, необходимые для его психического развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром, формируются не на основе этого цеплятельного рефлекса, а на основе хватания, которое возникает при раздражении пальцев. Цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является исходным для развития самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движения рук: ребенок тянется к привлекшему его внимание предмету, «переступает» руками и продвигается вперед.
Хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, а значительно позже – при взаимодействии ребенка со взрослым, который понуждает и тренирует эти действия.
Таким образом, ребенок гораздо меньше «вооружен» врожденными формами поведения, чем детеныш животного. У ребенка все человеческие формы поведения еще должны сложиться.[2]
Источник
Безусловные рефлексы новорожденного
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры – неонатологи разделяют на три основные группы:
- Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
- Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
- «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Источник
Рождение
является для организма ребёнка большим
потрясением. От вегетативного,
растительного существования в относительно
постоянной среде (организм матери) он
вдруг переходит в совершенно новые
условия воздушной среды с бесконечным
количеством часто меняющихся раздражителей,
в тот мир, где ему предстоит стать
полноценной личностью.
Жизнь ребёнка
в новых условиях обеспечивают врождённые
механизмы. Он рождается с определённой
готовностью нервной системы приспосабливать
организм к внешним условиям. Так, сразу
после рождения включаются рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем
организма (дыхания, кровообращения).
В
первые дни можно отметить также следующее.
Сильное раздражение кожи (укол) вызывает
защитное одергивание, мелькание
какого-либо предмета – зажмуривание,
а резкое увеличение яркости света –
сужение зрачка. Эти реакции – защитные
рефлексы.
Кроме
защитных, у новорождённых можно обнаружить
реакции, направленные на контакт с
раздражителем. Это ориентировочные
рефлексы.
Наблюдениями установлено, что в период
от первого до третьего дня сильный
источник света вызывает поворот головки:
в детской комнате родильного дома в
солнечный день головки новорождённых,
как подсолнухи, всегда направлены в
сторону света. Доказано также, что уже
в первые дни новорождённым свойственно
следить за медленно перемещающимся
источником света. Легко вызываются и
ориентировочно-пищевые
рефлексы.
Прикосновение к углам губ и щекам
вызывает у голодного ребёнка реакцию
поиска: он поворачивает головку в сторону
раздражителя, открывает рот.
Кроме
перечисленных обнаруживается ещё
несколько реакций: сосательный
рефлекс
– ребёнок сразу же начинает сосать
вложенный ему в рот
предмет;
цеплятельный
рефлекс
– прикосновение ладони вызывает реакцию
схватывания; рефлекс
отталкивания (ползания)
– при прикосновении к подошвам ног и
некоторые другие рефлексы.
Таким
образом, ребёнок вооружён определённым
количеством безусловных рефлексов,
которые проявляются в самые первые дни
после рождения. За последние годы учёными
доказано, что некоторые рефлекторные
реакции проявляются ещё до рождения.
Так, уже через восемнадцать недель у
плода образуется сосательный
рефлекс.
Большинство врождённых
реакций необходимы ребёнку для жизни.
Они помогают ему приспособиться к новым
условиям существования. Благодаря этим
рефлексам для новорождённого становится
возможным новый тип дыхания и питания.
Если до рождения плод развивается за
счёт организма матери (через плаценту),
то после рождения организм ребенка
переходит к лёгочному дыханию и так
называемому оральному питанию (через
рот и желудочно-кишечный тракт). Это
приспосабливание происходит рефлекторно.
После того как лёгкие наполняются
воздухом, целая система мышц включается
в ритмичные дыхательные движения.
Дыхание осуществляется легко и свободно.
Питание происходит с помощью сосательного
рефлекса. Врождённые действия, включённые
в сосательный рефлекс, на первых порах
ещё плохо согласованы между собой:
ребёнок при сосании захлёбывается,
задыхается, у него быстро иссякают силы.
Вся его активность направлена на сосание
ради насыщения. Очень большое значение
имеет также установление рефлекторного
автоматизма терморегуляции: организм
ребёнка лучше приспосабливается к
температурным перепадам.
Новорожденность
– единственный путь в жизни человека,
когда можно наблюдать в чистом виде
проявление врождённых, инстинктивных,
форм поведения, направленных на
удовлетворение органических потребностей
(в кислороде, пище, тепле). Эти органические
потребности не могут, однако, составить
основу психического развития – они
только обеспечивают выживание ребёнка.2
У
ребёнка в отличие от детёнышей животных
имеющиеся безусловные рефлексы не
обеспечивают проявления человеческих
форм поведения, в то время как сложный
набор безусловных человеческих рефлексов
детёнышей животных позволяет сложиться
взрослой особи с активными защитными,
охотничьими, материнскими и другими
реакциями, необходимыми для нормального
существования.
Как показали
исследования, в сравнительно небольшом
наборе врождённых реакции на внешние
раздражители есть много рефлексов, на
основе которых ничего не развивается.
Это – атавистические
рефлексы,
наследство, полученное ребёнком от
животных предков. Такими являются
цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания.
Движения, связанные с этими рефлексами,
со временем угасают. Цеплятельный
рефлекс заключается в том, что ручка
сжимается в кулак в ответ на раздражение
ладони. Цеплятельный рефлекс угасает
раньше, чем начинает складываться
хватание. Рефлекс ползания при упоре
на подошвы также не является исходным
для самостоятельного движения ребёнка
в пространстве. Как показали наблюдения,
подлинное ползание начинается не с
отталкивания ножками, а с движений рук:
ребёнок тянется к привлекшему его
внимание предмету, переступает ручками
и продвигается вперёд.
Хватание и
ползание начинают формироваться не в
период новорожденности, а значительно
позже – при взаимодействии ребёнка со
взрослым, который понуждает и тренирует
эти действия.
Таким образом, ребёнок
гораздо меньше «вооружён» врождёнными
формами поведения, чем детёныш животного.
У ребёнка все человеческие формы
поведения ещё должны сложиться.
1.2Особенности
развития органов чувств. Значение
упражнения органов. Здесь
следует отметить, что отсутствие
значительного количества врождённых
форм составляет не слабость, а силу
ребёнка.
Основная
особенность новорожденного –
безграничные возможности усвоения
нового опыта, приобретения свойственных
человеку форм поведения.
Если органические потребности в
достаточной мере удовлетворяются, то
вскоре они теряют своё ведущее значение,
и в условиях правильного режима и
воспитания формируются новые потребности
(в получении впечатлений, в движении, в
общении со взрослыми); на их основе
осуществляется психическое
развитие.
Потребность в получении
впечатлений связана в своих истоках с
ориентировочными рефлексами и развивается
в зависимости от готовности органов
чувств ребёнка получать эти впечатления.
Хотя зрительный и слуховой аппараты
новорождённого вступают в строй с
первого дня, их работа крайне несовершенна.
Зрительные реакции вызывает только
свет, находящейся вблизи, слуховые
реакции – только резкие звуки. На
протяжении первых недель и первых
месяцев жизни зрение и слух быстро
совершенствуются. Ребёнок начинает
следить глазами за движущимися предметами,
а потом останавливает взор на неподвижных
предметах. Он начинает реагировать на
нерезкие звуки, в частности на голос
взрослого. В ответ на зрительные и
слуховые раздражители возникает ещё
пока кратковременная задержка импульсных
движений ручек, ножек и головы: прекращение
плача свидетельствует о
зрительном и слуховом сосредоточении.
Важная
особенность новорождённого состоит в
том, что развитие зрения и слуха происходит
у него быстрее, чем развитие телесных
движений. Эта
особенность отличает ребёнка от детёнышей
животных, у которых в первую очередь
совершенствуются движени
Развитие
работы зрительного и слухового аппаратов,
совершенствование реакций на внешние
раздражители происходят на основе
созревания нервной системы ребёнка и
в первую очередь его головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет ¼
часть веса мозга взрослого человека.
Количество нервных клеток в нём такое
же, как у взрослого человека, но эти
клетки недостаточно развиты. Тем не
менее, уже в период новорожденности (и
даже у детей, родившихся недоношенными)
оказывается вполне возможным образование
условных рефлексов. Этот факт служит
доказательством того, что в установление
контакта ребёнка с внешним миром
включаются высшие отделы головного
мозга – кора больших полушарий.
Источником
зрительных и слуховых впечатлений,
необходимых для нормального развития
нервной системы и органов чувств ребёнка,
и, что ещё важнее, организатором таких
впечатлений становится взрослый.
Взрослый подносит к лицу ребёнка
предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает
с ребёнком, тем самым активируя его
ориентировочные реакции.
1.3
Развитие эмоциональной сферы. Комплекс
оживления.
Новорожденный начинает свою жизнь с
крика, который в первые дни носит
безусловный рефлекторный характер.
Первый крик – результат спазма голосовой
щели. Спазм сопровождает первые
дыхательные рефлексы. Некоторые учёные
считают, что крик – это проявление и
первой отрицательной эмоции: спазмы
вызывают чувство стеснения. В данном
случае действительно невозможно отличить
мышечную реакцию и эмоциональное
отношение – у новорожденного
ещё
нет никакого жизненного опыта. Однако
можно утверждать, что уже в
первые
дни жизни ребёнок криком отвечает на
неприятные ощущения,
связанные с
потребностью в пище, сне, тепле: основанием
для крика служат голод, мокрые пелёнки
и т.д.
При нормальном воспитании
оглушительное «уа» новорождённого
переходит в менее бурное выражение
отрицательной эмоции – плач.
Плач
становится выражением всякого рода
страдания, будь то физическая боль или
душевное горе.
Улыбка,
выражающая положительные эмоции,
появляется позднее, чем крик. Первые
достаточно определённые проявления
положительной эмоции в виде улыбки
наблюдалось в конце первого – начале
второго месяца жизни. Улыбка возникает
либо при зрительном сосредоточении на
предмете, либо в ответ на обращённые к
ребёнку ласковые слова и улыбку взрослого.
Из этого можно сделать вывод, что для
проявления положительных эмоции
недостаточно одного только удовлетворения
органических потребностей. Оно лишь
снимает отрицательные эмоции и создаёт
условия, при которых ребёнок может
испытывать радостное переживание. Но
само такое переживание вызвано получением
впечатлений, связанных со взрослым.
Постепенно
у ребёнка вырабатывается особая
эмоционально-двигательная реакция,
обращённая ко взрослому, которая
называется комплексом
оживления.
Комплекс оживления состоит в том, что
ребёнок сосредотачивает взгляд на лице
склонившегося над ним человека, улыбается
ему, оживлённо двигает ручками и ножками,
издаёт тихие звуки. Это выражение
появившейся потребности ребёнка в
общении со взрослым – первой
социальной потребности ребёнка.
Возникновение комплекса оживления
является границей между периодом
новорождённости и младенчеством.
Глава
2. Роль общения со взрослым в развитии
ребёнка.
Жизнь
младенца целиком зависит от взрослого.
Взрослый удовлетворяет органические
потребности ребёнка – кормит, купает,
переворачивает его с одной стороны на
другую. Взрослый удовлетворяет и растущую
потребность в постоянных впечатлениях:
младенец заметно оживляется, когда его
берут на руки. Перемещаясь в пространстве
благодаря взрослому, ребёнок имеет
возможность видеть большее количество
предметов, дотягиваться до них, а затем
схватывать. От взрослого исходят также
основные слуховые и осязательные
впечатления.
Уже в комплексе оживления
обнаруживается положительное отношение
ребёнка ко взрослому, явное удовольствие
от общения с ним. Такое отношение начинает
нарастать на протяжении всего периода
младенчества. Эмоциональное общение
со взрослым сильно сказывается на
хорошем настроении ребёнка. Если малыш
капризничает или не хочет играть, то
взрослый одним своим появлением поднимает
ему настроение. Он может вновь начать
развлекаться с теми игрушками, которые
перестали было его интересовать. К
четырём – пяти месяцам общение приобретает
избирательный характер. Малыш начинает
отличать своих от чужих, знакомому
взрослому он радуется, а незнакомый
может вызвать у него испуг.
Потребность
в эмоциональном общении, имеющая огромное
значение для развития ребёнка, может,
однако, приводить к отрицательным
проявлениям. Если взрослый пытается
постоянно находиться с ребёнком, то
ребёнок привыкает непрерывно требовать
внимания, не интересуется игрушками,
плачет, если его хотя бы на минуту
оставили одного.
При правильных
методах воспитания непосредственное
общение (общение ради общения), характерное
для начала младенчества, скоро уступает
место общению по поводу предметов,
игрушек, перерастающему в совместную
деятельность взрослого и ребёнка.
Взрослый как бы вводит ребёнка в
предметный мир, привлекает его внимание
к предметам, наглядно демонстрирует
всевозможные способы овладения ими,
часто непосредственно помогает ребёнку
выполнить действия, направляя его
движения.
Совместная
деятельность взрослого и ребёнка состоит
в том, что взрослый руководит действиями
младенца, а также в том, что младенец,
будучи не в состоянии сам выполнить
какое – либо действие прибегает к помощи
и содействию взрослого.
Большое
значение в совместной деятельности
ребёнка и взрослого имеет развивающаяся
на протяжении младенчества способность
подражать действиям взрослого. Она
открывает широкие возможности обучения.
В семь – девять месяцев ребёнок
внимательно следит за движениями и
речью взрослого. Чаще всего он воспроизводит
показанное ему действие не сразу, а
спустя некоторое время, иногда даже
несколько часов.
Действия,
которым ребёнок учится под руководством
взрослого, создают основу для психического
развития. Таким образом, уже в младенческом
возрасте ярко обнаруживается общая
закономерность психического развития,
которая состоит в том, что психические
процессы и качества складываются у
ребёнка под решающим влиянием условии
жизни, воспитания и обучения.
Зависимость
младенца от взрослых приводит к тому,
что отношение ребёнка к действительности
и к самому себе всегда преломляется
через призму отношений с другим человеком.
Иначе говоря, отношение
ребёнка к действительности является с
самого начала социальным, общественным
отношением.
Младенец
очень рано интегрируется в ситуацию
общения со взрослыми. В общении всегда
проявляется направленность одного
человека на другого, происходит
взаимодействие участников коммуникации,
когда действие одного предполагает
ответное действие другого и внутренне
на него рассчитано. Исследование
поведения детей с первых недель жизни
показало, что первое время потребность
общения младенца со взрослым отсутствует.
Позднее она возникает не сама по себе,
а под воздействием определённых условий.
Таких два.
Первое
условие – объективная нужда младенца
в уходе и заботе окружающих.3
Только благодаря постоянной помощи
близких взрослых ребёнок может выжить
в тот период, когда он не в состоянии
самостоятельно удовлетворить свои
органические потребности. Подобная
заинтересованность ребёнка во взрослом
вовсе не является потребностью в общении.
Как известно, в первые же дни после
рождения ребёнок старается использовать
взрослого для устранения дискомфорта
и получения того, что ему необходимо с
помощью разнообразных криков, гримас,
аморфных движений. Младенец в этот
период не адресует свои сигналы
конкретному лицу, пока ещё нет
общения.
Втрое
условие – поведение взрослого, обращённого
к ребёнку. Взрослый
с первых дней появления ребёнка на свет
обращается с ним так, как будто тот может
включаться в общение. Взрослый
разговаривает с младенцем и неустанно
ищет любого знака, по которому можно
было бы судить, что ребёнок включился
в общение.
Эмоциональные контакты
с детьми в возрасте двух, трёх, четырёх
месяцев показывают, какой глубокий
восторг вызывает у них ласковый разговор
взрослого человека, который никогда
никого не кормил и не пеленал, но теперь,
нагнувшись, улыбается и нежно гладит.
Младенец не сводил глаз с лица взрослого,
губил, перебирал ножками и не уставал
радоваться.
Первоначально ребёнка
втягивает в общение мама, позднее у него
появляется потребность контакта и
отрабатывается средства для включения
в общение других людей.
Взрослый
не только удовлетворяет потребности
ребёнка, но и учит его действовать с
предметами. Он определённым образом
оценивает поведение ребёнка, поощряет
улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем,
если малыш поступает не так, как следует.
Благодаря этому ребёнок усваивает
положительные привычки, учится правильно
себя вести.
Нарастающая потребность
общения со взрослым вступает в противоречия
с возможностями общения. Это противоречие
находит своё разрешение в понимании
человеческой речи, а затеи и овладевании
ею.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник