Значение белков в развитии ребенка

Значение белков в развитии ребенка thumbnail

Белки. В развитии организма ребенка большое значение имеют белки пищи, которые служат единственным источником образования белков тканей организма. Они являются главнейшим пластическим материалом для построения тканей и поддерживают нормальное состояние иммунитета. Для превращения белков пищи в белки тканей необходимо их расщепление, которое начинается в полости желудка. Расщепление белков в желудке происходит под влиянием кислой среды желудочного сока. У детей раннего возраста расщепление белков в желудке происходит менее интенсивно, так как у грудных детей секреция как пепсина, так и соляной кислоты происходит сравнительно в меньшей степени, чем у детей более старшего возраста. У грудных детей расщепление белка происходит под влиянием сычужного фермента, который является активным даже в слабокислой и слабо щелочной среде. Дальнейшее расщепление белков пищи происходит в кишечнике, где они распадаются на химические соединения, известные под названием аминокислот. Такие аминокислоты, как триптофан, фенилаланин, лизин, метионин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, принято считать незаменимыми или жизненно необходимыми, так как они не синтезируются в организме. Белки молока, творога, мяса, рыбы, яиц, сыра содержат наибольшее количество жизненно важных аминокислот, поэтому являются более ценными, особенно для растущего организма. Белки продуктов растительного происхождения — крупы, муки, хлеба, овощей и т. д. — содержат аминокислоты, способные синтезироваться в организме. Отличаясь от белков тканей человека, белки, содержащие только заменимые аминокислоты, не способны обеспечить жизнедеятельность организма. Вместе с тем эти аминокислоты также необходимы, так как они способствуют сбережению незаменимых аминокислот. При правильно построенном питании белки растительных продуктов в сочетании с белками животных продуктов обеспечивают организм необходимыми аминокислотами.

Распавшиеся на составные части белки пищи в дальнейшем подвергаются синтезу. Нормальный синтез возможен только при условии достаточного содержания в белке незаменимых аминокислот и правильном соотношении последних между собой. При нарушении этого соотношения усиливается выведение неиспользованных аминокислот из организма. Конечные продукты распада белка в виде азота выводятся из организма главным образом с мочой.

При достаточном поступлении полноценного белка у взрослых людей наблюдается состояние азотистого равновесия, его количество введенного в организм азота равняется сумме азота, выведенного с мочой й калом. У детей состояние азотистого равновесия является сигналом неблагополучия. При правильно построенном питании у здоровых детей любого возраста должен быть положительный баланс азота, т. е. количество выведенного азота должно быть всегда меньше количества, вводимого с пищей. В таких случаях у ребенка происходит постепенное накопление азота, который идет на построение его тканей. При отрицательном балансе азота происходит распад собственного белка, что ведет к истощению организма.

Изучение обмена веществ у детей и подростков в период Великой Отечественной войны показало, что при недостаточном потреблении белка у детей наряду с отставанием в физическом и психическом развитии наблюдалось состояние азотистого равновесия вместо свойственного растущему организму положительного баланса азота. По состоянию азотистого баланса можно частично судить о полноценности рациона. Однако более точными показателями качества белка являются величина задержавшегося в организме азота (процент ретенции) и степень усвояемости его.

Питание оказывает влияние на реактивную способность организма. Неполноценное питание, обусловленное недостаточным или избыточным поступлением в организм одного из пищевых веществ или их комплекса, ведет к угнетению иммунобиологической реактивности организма, повышению восприимчивости организма ребенка к инфекционным заболеваниям. При более значительном падении иммунитета многие заболевания приобретают вяло текущую форму, снижается выработка постинфекционного иммунитета у детей.

В последнее время опубликован ряд работ, указывающих на связь между состоянием питания ребенка и выработкой у него иммунитета при вакцинациях. При неполноценном питании, особенно связанном с белковой или витаминной недостаточностью, у детей нарушается выработка прочного иммунитета после профилактических прививок. Поэтому для успешного проведения прививок необходимо обеспечить детей оптимальным питанием.

Для исследования состояния реактивности организма разработан ряд методик, с помощью которых нам удалось выявить, что у детей дошкольного возраста, получавших в годы Великой Отечественной войны рацион, содержащий 2,5 г белка на 1 кг веса в сутки с преобладанием белков растительного происхождения, такие показатели реактивности организма, как комплементарная активность сыворотки крови, были на низком уровне (до 0,2). У детей этой группы были снижены и показатели фагоцитарной активности нейтрофильных лейкоцитов. После перевода детей на рацион, содержащий 3,5 г белков, 3,5 г жиров, 12 г углеводов на 1 кг веса в сутки, и увеличения количества белков животного происхождения до 65%, титр комплемента и фагоцитарный индекс достигли нормы, принятой для детей данного возраста.

Дефицит белка в питании вызывает нарушения в жизнедеятельности организма, в особенности у детей раннего возраста. При белковой недостаточности происходят глубокие изменения в различных органах и тканях. Весьма чувствительна к недостаточности белка костная ткань. Опытами на животных показано, что при резком снижении белков в рационе крыс рост их останавливается, тормозится рост костей в длину с уменьшением содержания в них минеральных веществ, главным образом кальция и фосфора (Г. П. Еремин, 1952). Содержание белков в рационе оказывает также значительное влияние на функцию кроветворения. П. В. Симаков (1950), З.А. Касперская (1952) в эксперименте на животных выявили, что при значительном ограничении белков в рационе наблюдается снижение синтеза белков, ферментов и пигментов крови. При белковой недостаточности происходят глубокие нарушения в белковом обмене: увеличивается выделение с мочой азота аммиака, аминокислот, повышается выделение креатина, креатинина, уменьшается содержание в моче азота мочевины по отношению к общему азоту мочи (Н. Е. Озерецковская, 1965).

Читайте также:  Особенности развития общения ребенка со сверстниками и взрослыми

Избыточное потребление белков ведет к нарушению окислительных процессов, к снижению задержки белков в организме. Избыток введенных в организм аминокислот не может быть использован для синтеза белков, так как они выводятся из организма. Кроме того, большое количество белков, особенно животных, ведет к повышению возбудимости нервной системы и способствует развитию ряда заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Большое значение имеет не только количество, но и качество белков рациона. Изучение влияния качественно различных белков на использование их организмом (В. Ф. Ведрашко, 1957) показало, что при рационе, содержащем 40% белков животного происхождения, баланс азота у детей дошкольного возраста был слабо по-ложительный ( + 1,2); при увеличении количества белков животного происхождения до 65% баланс азота находился на удовлетворительном уровне (до 4-2,8). Ретенция (задержка азота в организме) увеличилась в 2 раза: с 12% при первом рационе до 25% при втором. На использование белков организмом влияет соотношение их с остальными составными частями пищи О. П. Молчанова и соавторы (1936) показали, что у детей первых лет жизни при увеличении количества жиров в рационе белки используются хуже и баланс азота снижается. Большое значение имеет и сочетание продуктов в рационе детей. Так, при замене в рационе детей части молока мясом наблюдалось снижение усвояемости белков. Следует поэтому учитывать, что для нормального развития организма ребенка имеет значение не только общее количество белков, их качество, соотношение с другими пищевыми веществами, но и набор продуктов в рационе.

Для растущего организма существуют определенные физиологические нормы белков, при которых рост и развитие идут наиболее правильно. Потребность детского организма в белках зависит от возраста ребенка: чем моложе ребенок, тем в большем количестве белков нуждается его организм. Исключение составляют дети первого полугодия жизни, которые при грудном вскармливании получают по 2—2,5 г белков на 1 кг веса в сутки. С введением прикорма количество белков в рационе увеличивается и к году ребенок получает около 4,5 г белков на 1 кг веса.

Работами Института питания АМН СССР установлено, что наилучшие показатели физического и нервно-психического развития наблюдались в тех случаях, когда дети в возрасте 1 — 1,5 лет получали 4,2 г белков на 1 кг веса, 1,5—3 лет —4 г, 3—5 лет —3,8 г, 5—7 лет —3,5 г, 7—11 лет — 3 г, 11 —14 лет — 2,5 г. Очень важно, чтобы белки животного происхождения составляли около 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона ребенка в возрасте 1—3 лет. Для детей 3—7 лет количество белков животного происхождения должно равняться 65%, а для детей школьного возраста — не менее 50%.

При определении потребности в белках следует принимать во внимание, что количество калорий за счет белков должно составлять 13—15% от общей суточной калорийности рациона,

Источник

Главной составной частью пищи являются белки. Основ­ное назначение их – построение клеток и тканей, необхо­димых для роста, развития и осуществления жизненных функций организма.  Белки входят в состав имунных тел, гормонов, ферментов.Значение белков для детского питания

Имунные тела (антитела) нужны организму для защиты его от различных заболеваний. Гормоны принимают участие в обмене веществ. Ферменты -биологические  катализаторы, которые ускоряют в десятки и сотни тысяч раз биохимические реакции, происходящие в организме.

В желудочно-кишечном тракте белки пищи под влиянием пищеварительных соков, содержащих ферменты, постепенно расщепляются до более простых соединений- альбумоз и пептонов, а затем до аминокислот. Последние участвуют в об­разовании новых белков, свойственных организму человека.

В тканях одновременно с процессами образования новых белков происходит разрушение старых, которые выводятся из организма в виде конечных продуктов обмена: мочевины, аммиака, креатинина и других азотосодержащих соединений. У здоровых детей при рациональном питании количество поступающего с пищей азота (в составе белков) должно быть больше, чем количество выводимого (положительный баланс азота). Азот в организме используется для образования белка, развития и роста тканей. При отрицательном балансе азота и даже при азотистом равновесии в организме ребенка начинается распад собственных белков, что посте­пенно приводит к истощению.

Недостаток белков в пище ведет к глубоким изменениям » организме детей: замедляется рост, нарушается формиро­вание скелета и мышц, зубы поражаются кариесом. К этому нередко присоединяются анемия (малокровие) и Нарушение обмена веществ.

Недостаточное образование иммунных тел, снижение за­щитных сил организма увеличивает заболеваемость детей. Постоянный дефицит белка в питании негативно влияет на умственное развитие детей, они позже овладевают речью, отстают в учебе. Интеллектуальные способности могут оста­ваться стойко пониженными и после устранения белковой недостаточности, перенесенной в раннем возрасте.

Читайте также:  Упражнения для развития речи ребенка

Питание с избыточным количеством белка, как уже отме­чалось выше, также не полезно для ребенка: в кишечнике усиливаются гнилостные процессы, в организме накапли­ваются продукты неполного окисления белков, с мочой выделяется много азотистых соединений. Это затрудняет работу печени и органов выделения.

Излишек белков, особен­но животного происхождения, ведет к повышению возбуди­мости нервной системы, способствует развитию заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Источником белка являются многие продукты животного и растительного происхождения. В зависимости от этого их делят на белки животные и растительные.

Из основных продуктов питания наиболее богаты белком (в г на. 100 г съедобной части): мясо (15-20), рыба (13,0- 20,5), сыр (25-^30), яйцо (12,7), творог (14-18), молоко коровье (2,8-3,2), а из растительных продуктов – бобовые (23), хлеб (5,5-8,3), крупы (7-13), картофель (2).

В суточном рационе детей дошкольного возраста коли­чество белка должно составлять 13-15 % общей калорий­ности рациона; доля белков животного происхождения в суточном рационе для детей 1-3-х лет – 75-70 %, к 6 го­дам – 65 %, в школьном возрасте – 60-50 % .

Потребность в белках

Рекомендуем к прочтению:

    Похожих записей нет

Источник

Белок – это длинная цепочка из аминокислот, соединённых пептидной связью, и именно она является носителем нашего врождённого генетического кода, что и можно назвать основной и очень важной ролью данного вещества в организме человека.

Однако это далеко не единственное назначение аминокислотной цепи, и существует множество других, выполнение которых предполагает сохранение целостности тканей и их защиту от воздействия внешних агрессивных факторов. Белок – это транспортировщик энергетических и питательных веществ в организме. Без него невозможно было бы протекание обменных процессов и усвоение многих поступающих из продуктов компонентов.

Вдобавок к этому белок является связующим веществом и защитной оболочкой между клетками, а также вокруг них, оберегая ткани и органы от воздействия вредных микробов, помогая выстраивать и активизировать иммунный отклик организма на внешние раздражители.

Без белка невозможно было бы восстановление клеток и образование новых, а также адекватная реакция всех органов и систем на воспалительные процессы и заражение болезнетворными бактериями.

Белок является одним из основных и жизненно важных продуктов.

В организме человека запасов белка нет. Поэтому для нормального роста организма необходим белок, который невозможно заменить ни жирами ни углеводами

Биологическая ценность белков определяется аминокислотным составом и способностью этих белков к гидролизу под влиянием ферментов пищеварительного тракта. Для детей незаменимыми являются следующие 9 аминокислот:

– триптофан

  • – лизин
  • – метионин
  • – треонин
  • – гистидин
  • – фенилаланин
  • – валин
  • – лейцин
  • – изолейцин

А для детей первых месяцев жизни еще:

  • – цистеин
  • 40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является соотношение: триптофан : лизин : (метионин+цистеин) = 1 : 3 : 3

Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного происхождения. От 100% в грудном возрасте до 75-55% в последующие периоды. Потребность в пищевом белке на 1 кг. веса тела с возрастом постепенно снижается от 3-3,5 г. в раннем детском возрасте до 1-2 г. в подростковом. Как недостаточное, так и избыточное потребление белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и психомоторном развитии.

Белки выполняют в организме различные функции:

  • 1) пластические функции – распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;
  • 2) белки – составная часть различных ферментов, гормонов, антител;
  • 3) белки участвуют в поддержании кислотно-щелочного состояния;
  • 4) белки – источник энергии, при распаде 1 г белка образуется 4 ккал;
  • 5) белки осуществляют транспорт метаболитов.

Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания

  • 1. Биодоступность (всасываемость) рассчитывается по формуле:
    • (N поступивший – N выделенный с калом) ч ч100 / N поступивший.
  • 2. Чистая утилизация (NPU, %) рассчитывается по формуле:

N пищи – (N стула + N мочи) ч100 / N пищи.

  • 3. Коэффициент эффективности белка – прибавка в массе тела на 1 г съеденного белка в эксперименте.
  • 4. Аминокислотный скор рассчитывается по формуле:
    • (Данная аминокислота в данном белке в мг ч ч100) / Данная аминокислота в эталонном белке в мг

Идеальный белок – женское молоко с утилизацией 94 % и скор 100, и целое яйцо с утилизацией 87 % и скор 100.

Фракции белка также более низкие, синтез альбумина составляет 0,4 г/кг/сутки, у новорожденного процентное содержание альбумина относительно выше, чем у матери. На первом году жизни происходит снижение содержания альбумина. Динамика содержания г-глобулина аналогична таковой альбумина. В течение первого полугодия жизни особенно низкие показатели г-глобулина, что связано с его распадом, синтез собственных глобулинов происходит медленно. Соотношение глобулиновых фракций б-1 – 1, б-2 – 2, в- 3, г- 4 части. При острых воспалительных заболеваниях изменения белковой формулы крови характеризуются увеличением б-глобулинов при нормальном содержании г-глобулинов и уменьшенном количестве альбуминов.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка при дцп

Белки являются строительным, пластическим материалом и источником энергии при белковой недостаточности, нарушаются процессы обеспечения энергией. Дополнительные поступления белка необходимы при малой хирургии, при скелетной травме, при сепсисе, при ожогах, при лихорадочных состояних. Снижение поступления белков необходимо при прикованности к постели, сидячием образе жизни (сидит в кресле), постельном режиме больного. Поступление количества белков ориентировано на ликвидацию дифизита углеводов и жиров при обеспечении необходимыми сопутствующими микронутриеттами, такими как калийфосфаты, витамины группы В (особенно тиамин и рибофиавин), антиоксидатны.

Источник

Ребенок находится в процессе постоянного роста. Строительным материалом для всех его тканей и органов является белок. Значение этого элемента сложно переоценить, ведь он отвечает за иммунитет малыша, водный баланс в его организме, работу системы пищеварения и так далее.

Попадая в организм ребенка, белки превращаются в аминокислоты, которые, в свою очередь, участвуют в синтезе живых клеток. Аминокислоты делятся на заменимые и незаменимые. И те, и другие важны для человека. Соотношение количества этих двух групп аминокислот влияет на качество белка. Эталоном признан белок яйца, близко к нему расположились мясо, молоко и рыба, питательные вещества, из которых усваиваются на сто процентов.

belki_zhivotnogo_proishozhdenyja

 Белки животного происхождения

Источниками животных белков являются мясо, рыба, яйца, молоко и субпродукты. Рассмотрим подробнее свойства каждой из этих групп.

  1. Мясо. Больше всего белка на сто грамм веса (около двадцати грамм) есть в мясе кролика, говядине, телятине, баранине, индейке и курице, а вот в свинине его немного меньше – примерно семнадцать грамм.

Кроме того, в различных видах мяса присутствуют витамины группы В, дефицит которых

приводит к слабости, сухости кожи, потере аппетита и другим расстройствам. Также мясные продукты богаты легкоусвояемым железом, которое в сочетании с витамином В12 отлично противостоит развитию анемии. Есть в них и цинк, отвечающий за силу иммунитета и рост ребенка.

От года до трех малыш должен получать до семидесяти грамм мяса в день, с трех до шести – сто грамм.

  1. Субпродукты. В печенке, сердце и языке содержится меньше белка, чем в мясе, но в них много меди, цинка и марганца.
  1. Рыба. Она является поставщиком не только белка, но и йода, кислот омега-3, а также марганца. Детям лучше всего предлагать треску, пикшу, судака и хека, то есть нежирные сорта рыбы.

До трех лет малышу необходимо давать около пятисот грамм рыбы в неделю, а после этого возраста – восемьсот. Удобнее всего, готовить рыбные блюда не ежедневно, а два-три раза в неделю.

  1. Молочные продукты. Первенство по содержанию белка среди молочных продуктов принадлежит творогу и сыру, а вот сметана, сливки и масло находятся на последних местах. В сутки ребенку после года необходимо около пятисот грамм цельного молока и кисломолочки в общей сложности, как в натуральном виде, так и в составе различных блюд.

Очень важно включать в рацион малыша полноценные, а не обезжиренные молочные продукты, поскольку в последних практически нет витамина D, отвечающего за усвоение кальция.

  1. Яйца. В перепелиных и куриных яйцах наряду с белком присутствуют витамины А, группы В, D и Е. Годовалому малышу можно давать одно куриное яйцо дважды в неделю, но только в готовом виде. Сырые яйца употреблять опасно.

belki_rastitelnogo_proishozhdenyja

 Белки растительного происхождения

Рекордсменами по содержанию белка среди растительных продуктов являются соя, горох, фасоль, орехи, семена и грибы.

Стоит отметить, что в соевых бобах белка даже больше, чем в мясе, но ценных аминокислот в них немного. Поэтому соевые продукты необходимо совмещать с молоком и яйцами. Ребенку их можно давать только после трех лет.

Фасоль и горошек малышу разрешается предлагать после восьми месяцев, но в очень небольших количествах, поскольку они «тяжеловаты» для его желудочно-кишечного тракта. А вот блюда из грибов не должны появляться на детском столе до семи лет по той причине, что белок из них очень плохо усваивается.

В меню дошкольника обязаны присутствовать и растительные, и животные белки, ведь они отлично дополняют друг друга по своему аминокислотному составу. Жесткое вегетарианство и раздельное питание недопустимы в детском возрасте. Рацион ребенка должен быть разнообразным и сбалансированным.

Источник