Значение анализатора для психического развития ребенка

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.

Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.

Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.

Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.

Читайте также:  Игры на развитие памяти ребенка старшего дошкольного возраста

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.

Т. Б. Епифанцева

Источник

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к мо­менту рождения является недостаточно зре­лым. Сетчатка заканчивает развитие к концу первого года жизни. Слезная жидкость, имеющая важное защитное значение, в не­большом количестве секретируется со време­ни рождения, однако усиление слезообразования при плаче развивается у детей с 1,5— 2 мес жизни. Миелинизация зрительных нервных путей начинается на 8—9-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 3—4-му месяцу после рождения. Созревание и дифференцировка коркового отдела анали­затора заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни ново­рожденного некоординированны (один глаз может двигаться независимо от другого), толчкообразны, замедленны, наблюдаются нистагмовидные движения. Фиксация взора на предмете с одновременным торможением движения (зрительное сосредоточение) появляется не ранее 2-недельного возраста и со­ставляет в этот период всего лишь 1—2 мин. Слежение взором за движущимся предметом к 2—2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го месяца жизни. Защитный мигательный реф­лекс на внезапное световое раздражение име­ется с первых дней жизни. Защитный реф­лекс смыкания век при приближении пред­метов к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение зрачка в темноте у плода и новорожденного выражено слабо: недостаточно развиты кру­говые мышцы радужной оболочки, зрачки узкие.

Оптическая система глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому дети обладают большей способностью к ак­комодации, чем взрослые. Но уже с 10-летне­го возраста вследствие постепенной потери хрусталиком эластичности объем аккомода­ции уменьшается. В возрасте 10 лет ближай­шая точка ясного зрения находится на рас­стоянии 7 см, в 10 лет — 10 см, в 30 лет — 14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около 90 %) новорожденных характеризуются не­большой дальнозоркостью (1—3 диоптрии), обусловленной шарообразной формой глаз­ного яблока и, следовательно, укороченной переднезадней осью глаза. Дальнозоркость (гиперметропия) постепенно к 8—12 годам жизни исчезает, и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30— 40 %) в результате чрезмерного увеличения переднезадних размеров глазного яблока раз­вивается близорукость (миопия) — задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой. Близорукость у детей может воз­никнуть в дошкольном и школьном возрасте. Чрезмерное увеличение глазного яблока про­исходит вследствие повышения кровенаполнения глаза и увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с боль­шим наклоном головы, при напряжении ак­комодации, происходящем при недостаточ­ном освещении и продолжительном рассмат­ривании мелких предметов. Следует также заметить, что предрасположенность к близо­рукости передается по наследству (наследует­ся, в частности, недостаточная жесткость склеры). С целью профилактики развития близорукости необходимо научить детей дер­жать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35—40 см от глаз, устранить другие перечисленные причины развития близорукости.

Светочувствительность в пе­риод внутриутробного развития, судя по зрачковому рефлексу (сужение зрачка при действии света), появляется с 6 мес. Сразу после рождения она еще слишком низка, но быстро увеличивается в

первые месяцы жизни. Увеличение светочувствительности, как и совершенствование других свойств зри­тельного анализатора, происходит до 20 лет в результате созревания сетчатки и ЦНС, улуч­шаются при этом темновая и световая адап­тация зрительного анализатора.

Острота зрения у новорожденных очень низкая; она постепенно увеличивается и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года — 0,2, в 5 лет — 0,8—1, затем в подавляющем большинстве случаев (80—90 %) острота зре­ния у детей и подростков несколько выше (0,9—1,1), чем у взрослых. В возрасте I8-­60 лет острота зрения остается практически неизменной и равна 0,8—1,0 у подавляющего большинства лиц.

Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но оно с возрастом бы­стро увеличивается (особенно в возрасте 8 лет) и продолжает расширяться до 20— 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового от­дела зрительного анализатора.

Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик

Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5-месячного возраста. В интервале между 6-м и 9-м месяцем жизни устанавливается спо­собность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения пред­метов, чему способствуют тактильная и проприоцептивная чувствительность.

Цветовое зрение. Специфическая реакция зрительного анализатора на различ­ные цвета у детей имеется сразу после рожде­ния и заключается в характерных изменениях электроретинограммы и интенсивности функционирования различных органов и систем (вегетативные показатели). Так, фо­тостимуляция красным светом приводит к замедлению дыхания и сердечной деятель­ности, к синхронизации биопотенциалов в коре, преимущественно выраженной в зри­тельной области. Воздействие зеленым цве­том сопровождается учащением дыхания и сердечного ритма и десинхронизацией по­тенциалов в зрительной зоне коры. Методом условных рефлексов установлено наличие дифференцирования цветовых раздражите­лей с 3—4 мес. В 6 мес дети различают все цвета, начинают выбирать по цвету игрушки, но правильно называют все цвета лишь с 3 лет.

Слуховой анализатор

Структурно-функци­ональная характеристика. Развитие перифе­рических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном заканчивается к мо­менту рождения. Миелинизация проводни­кового отдела заканчивается к 4 годам жиз­ни. Наружный слуховой проход узкий и сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период внутриутробного развития, о чем говорят возникновение шевеления плода и учащение у него сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы антенатального периода. У новорожденного в ответ на силь­ный звук происходят общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, выпячивание губ, урежение дыхания и пульса. Условный мига­тельный рефлекс на звук формируется в конце первого месяца жизни.

Острота слуха. У новорожденных слух (восприятие высоты и громкости) сни­жен; он улучшается к концу 2-го — началу 3-го месяца жизни. Различение звуков, раз­нящихся на 4—7 тонов, возможно на 3-ем или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого (тонкость различения звуков до 3/4—1/2 тона) ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты (частота тонов до 32 000 Гц), взрослый — от 16 Гц до 20 000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14—19 лет. С возрастом острота слуха посте­пенно снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют не только критерии частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает ре­шающее значение тренировка, особенно за­нятия музыкой.

Вестибулярный анализатор

Вестибулярный анализатор филогенети­чески более древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вес­тибулярного аппарата происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развива­ется он довольно быстро: миелинизация вес­тибулярного нерва происходит на 4-м меся­це. Вестибулярные тонические рефлексы по­являются у плода в 4—5 мес., что свидетельст­вует о раннем созревании вестибулярного анализатора. У новорожденных наблюдаются статические и статокинетические рефлексы. У грудных детей имеются рефлексы на пря­молинейное ускорение, а также лифтные рефлексы. Особенно четко можно наблюдать эти рефлексы в первые месяцы жизни ребен­ка. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослых. Натуральные условные вес­тибулярные рефлексы на положение кормле­ния и рефлексы на покачивание в коляс­ке вырабатываются на 3-й неделе жизни ре­бенка.

Кожный анализатор. Кожа как орган чувств начинает функционировать у плода со 2—3-го месяца, а к моменту рождения все виды кожной чувствительности выражены достаточно хорошо, хотя чувствительность кожного анализатора у новорожденного зна­чительно ниже, чем у взрослого человека. Становление всех видов кожной чувствитель­ности заканчивается в 17—20 лет. На долю кожной рецепции в первый год жизни при­ходится большая часть встречаемых раздра­жителей.

Тактильная чувствительность возникает на 5—6-й неделе внутриутробного развития, причем сначала она локализована лишь в периоральной области, затем зона чувствитель­ности расширяется, и к 11 —12-й неделе вся поверхность кожи плода становится рефлек­согенной зоной.

В первые дни жизни ребенка тактильные раздражения всех участков кожи вызывают общую двигательную реакцию. Лишь в воз­расте 1 — 1,5 мес. можно наблюдать местные (локальные) реакции. Первые локальные ре­акции можно вызвать при механическом раз­дражении области рта, век, носа (открывание рта, поворот головы, смыкание век).

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года калуга

С 2,5—3 мес. можно наблюдать локальные реакции и при раздражении других зон — лба, уха, живота. Характерно, что к этому возрасту появляются движения рук, позво­ляющие ребенку легко отстранить раздражи­тель.

Тактильная чувствительность возрастает с момента рождения до 17—20 лет, после чего снижается.



Источник

Одна из важнейших функций нервной системы — получение и анализ информации об изменениях условий внешней и внутренней среды. Эту функцию нервная система осуществляет с помощью анализаторов. Нервная система получает информацию, обрабатывает ее и на этой основе выполняется ответная программа деятельности организма. Понятие об анализаторах ввел И.П.Павлов.

Анализаторы состоят из трех частей, анатомически и функционально связанных: рецепторной, периферической части анализатора; проводниковой части — нервных путей, по которым информация передается в центральную часть анализатора; нервных центров в коре головного мозга, в котором информация анализируется.

Рецепторная часть представлена нервными клетками, воспринимающими раздражения. В зависимости от природы раздражителя различают фоторецепторы, механорецепторы, хеморецепторы, терморецепторы, болевые (ноцицепторы).

То, что обычно называют органом чувств, является периферической частью анализатора. У человека связь с внешней средой осуществляется с помощью шести органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и равновесия.

Зрительный анализатор.Орган зрения — важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 90% информации. Периферическая часть анализатора — орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных органов: веки, ресницы, слезные железы, глазодвигательные мышцы.

Слуховой и вестибулярный анализаторы. Периферическая часть слухового анализатора состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха

Кожный анализатор. Кожа — наружный покров организма человека с площадью 1,5 — 2 м2. Состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы, под которой находится подкожная жировая клетчатка.

Через зрение человек получает большую часть информации, позволяющей проводить осознанную целенаправленную дея¬тельность. Зрительный анализатор формирует в психике чело¬века первичные зрительные ощущения — цвета, света, формы, образов внешнего мира, обеспечивает зрительную деятельность человека. Парное взаимодействие глаз вызывает бинокулярный эффект, благодаря которому появляется восприятие объёмности предме¬тов, их удалённости в пространстве. При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности, т. е. формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств; определяют фрагментарность восприятия, схематизм, неточное отражение в сознании внешнего мира.

Фрагментарность зрительных представление проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. Фрагментарность в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного осязательного и зрительного отражения действительности. Для преодоления схематизма в представлениях надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования. Несколько замедленное общее развитие слепого и слабовидящего ребёнка вызвано меньшим запасом зрительных представлений, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное меньшей активностью при познании окружающего мира.

Слуховой анализатор — второй после зрения по значимости канал получения информации человеком. На его основе фор¬мируется речевой способ передачи информации, являющийся одним из самых эффективных методов человеческой коммуни-кации.

Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями. Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются особенности как в физическом развитии, так и в формировании чувственной основы на уровне ощущений. Все это сказывается и на развитии восприятия. Анализ хватательных движений характеризуется отсутствием четкой дифференциации форм и величин в зрительном плане, недостаточным участием осязательной чувствительности в восприятии этих свойств. Невозможной оказывается слуховая ориентировка в пространстве, задерживается зрительный поиск объектов в пространстве, так как ребенок еще не способен управлять движением своей головы и может фиксировать свой взор только в рамках ограниченного пространства. С формированием двигательных функций, сенсорном развитии ребенка происходят значительные изменения.

Источник