Журнал ребенок в детском саду математическое развитие
Математическое развитие дошкольников.
Роль математики в современной науке постоянно возрастает. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что математика нужна для интеллектуального развития личности.
Дошкольное образование – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».
Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
-овладение математической терминологией;
-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей. Под видами деятельности – в этом случае способами обследования, счета, измерения – понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры и др. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний.
Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.
Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по величине (размеру) и результаты сравнения обозначать соответствующими словами-понятиями («больше – меньше», «узкий – широкий» и др.), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения (большой, маленький, еще меньше, самый маленький). Однако, для того чтобы ребенок усвоил эти понятая, необходимо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой сначала непосредственно – накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения.
На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Воспитатель должен ориентироваться в оценке результатов своей работы прежде всего на эти показатели, на то, как дети умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Уровень овладения детьми умственными операциями зависит от использования специальных методических приемов, которые позволяют детям упражняться в сравнении, обобщении. Так, дети учатся сравнивать множества по количеству, осуществляя при этом структурный и количественный анализ множества. Сравнивая предметы по форме, дети выделяют размер отдельных элементов, сопоставляя их между собою.
Математическое развитие ребенка не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с помощью знаков, символов.
Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи. Этот этап делится на две стадии. На первой ребенок не может выполнить задание «2 + 2», но легко выполнит «к 2 яблокам прибавить 2 яблока». Таким образом, на первой стадии опора на зрительный образ ситуации является необходимым условием выполнения математического действия. Вторая стадия определяется как стадия абстрактной речи, когда ребенок выполняет действия на основе только называния числительных. На третьем этапе математические действия осуществляются в плане внутренней речи (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев).
В осуществлении познавательной деятельности (а математическая деятельность – это специфическая познавательная деятельность) ведущая роль принадлежит речи. Выполняя практическое действие, ребенок должен суметь оречевить это действие. На способности описать свое действие формируется умение рассуждать, обосновывать то или иное решение. В математике при описании свойств предметов и их отношений требуются точные слова – термины. Используемые на занятиях по математике обороты отличаются строго заданным порядком сочетаний слов. Для успешного усвоения счетных операций прежде всего необходимо овладеть определенным лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать определения, ребенок должен овладеть необходимым запасом слов, понять их значение, точно определить характер логико-грамматических связей между словами и предложениями. Сформированность лексико-грамматического строя речи является чрезвычайно важной при решении арифметических задач. Анализируя текст задачи, ребенок должен установить зависимости между данными задачи, выделить их логические связи.
Таким образом, необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. И, несомненно, одной из важнейших предпосылок овладения счетными операциями служит речь.
В процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП решаются следующие задачи:
1. Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.
Для формирование словарного запаса целесообразно использовать наглядный и речевой материал: веселые стихи о цифрах; сказки, рассказы, в которых присутствуют цифры; загадки; ребусы; считалочки; поговорки; дразнилки и т.п. Все это обогащает словарный (в том числе математический) запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества, развивает объяснительную и доказательную речь. Фольклор помогает создать эмоциональный настрой, активизировать умственную деятельность ребенка.
3. Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом:
– названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, овал, ромб);
– элементов фигур (угол, сторона, вершина);
– вычислительных действий (прибавить, вычесть, получится, равно, количество, цифра, число и тд);
– сравнительных действий (больше, меньше, длиннее, короче, выше – ниже, уже – шире, толще – тоньше и др.);
– пространственных отношений (верх – низ, впереди – сзади, налево – направо, рядом – далеко и др.);
4. Активизирование умственной деятельности детей.
5. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Работа по активизации речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится поэтапно.
I. Начинается с обследовательских действий: ощупывание цифры, сделанной из пластмассы, фанеры, наждачной бумаги и др. материалов. В процессе этого вида деятельности дети учатся рассказывать о своих ощущениях, догадках, у них развиваются двигательная и зрительная память, мышление, внимание, речь.
II. Обводка цифры, штриховка, раскрашивание. Дети учатся согласовывать действия обеих рук, развивают глазомер, точность движений, аккуратность, в ходе выполнения задания уточняются знания детей о цвете, о расположении цифры на листе, умение ориентироваться на плоскости и т.д.
III. Составление цифры из кубиков «Цифры» и составление ее из частей (конструктор «Цифры») направлены на развитие аналитико-синтетической деятельности, внимания, памяти, развитие моторики, умения ориентироваться в пространстве.
IV. Для развития воображения проводится задание «На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
V. Рисование цифры мокрым пальчиком на доске, на песке. В данном задании закрепляется образ цифры, не только зрительно, но и моторно, дети учатся соотносить речевое обозначение цифры с ее графическим изображением.
VI. Чтение стихов про цифры, сказок, в которых есть упоминание о цифрах, скороговорок и тд. Это помогает детям увидеть необходимость знания цифр, их использование в художественном творчестве.
VII. Создание из детских рисунков коллажа математического содержания, по которому дети придумывают сказки и рассказы. В процессе этого вида работы развивается связная речь детей, обогащается и активизируется их словарный запас, формируется умение выступать перед слушателями, развивается выразительность речи.
VIII. Придумывание рассказов о цифрах от первого лица, например: «Я единица. У меня острый нос. Я очень любопытная, везде его сую, поэтому он и стал у меня такой длинный. Ко мне не подходи, а то уколю». Такие рассказы записываются в «Книжку-малышку», которая есть у каждого ребенка в группе
По такому же принципу строится последовательность работы по знакомству с геометрическими фигурами.
В работе по активизации речевой деятельности детей на занятиях по ФЭМП целесообразно использовать блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактические пособия М. Монтессори, Ж. Пиаже, М. Фидлер и др. В процессе работы с пособиями дети учатся оречевлять свои действия, используя математические термины, сравнивать объекты по цвету, величине, количеству, форме. Создавая образы птиц, животных («Танграм»), дети вспоминают песни, стихи, рассказы, придумывают загадки.
Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Источник
Описание работы: Предлагаем вашему вниманию картотеку статей по методике математического развития журнала «Воспитатель ДОУ» за период с 2010 по 2019 годы. Методическая разработка предназначена педагогам разных категорий. Данный материал будет полезен педагогам ДОО в построении педагогической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Статьи, материалы практического содержания представлены в журнале в разных рубриках. Научные исследования, практический опыт педагогов и детских садов, проверенный на практике представлен в журнале. Мы проанализировали материалы журнала за 2010-2019 годы. Выделили все вопросы и проблемы по методике математического развития и составили картотеку журнала по заявленной теме. Полученная картотека поможет педагогам организовать педагогический процесс в ДОО; позволит выбрать необходимые ресурсы периодического издания для совешенствования работы со всеми субъектами образовательных отношений и самосовершенствования.
Цель: публикация картотеки статей журнала “Воспитатель ДОУ”; анализ, систематизация статей.
Картотека статей по методике математического развития журнала «Воспитатель ДОУ» за 2010-2019 годы
№1/2010
Пересторонина, О.И. Сформированность пространственных представлений — фактор успешного обучения в школе
№5/2010
Краснова, Т.Е. Развитие дивергентного мышления у младших дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими понятиями
№7/2010
Макарова, Е.Н. Математический праздник «Теремок»
№10/2010
Сударенко, Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников
№12/2010
Корабельникова, И.В. Знакомство с составом числа 6
№1/2011
Павлова, Л.И., Гусева, Н.Г. Задачи-иллюстрации в обучении детей 6—7 лет решению арифметических задач
Иванова, Е.В. Классификация предметов
№2/2011
Павлова, Л.И. Какие фигуры в каждой коробке?
№4/2011
Ушакова, И.А. Знакомимся с математикой через игру и сказку
Павлова, Л.И. Диагностика математических представлений у детей 4-го года жизни
№5/2011
Яковлева, И.А. Занятие по формированию математических представлений «Путешествие Колобка»
№7/2011
Павлова, Л.И., Шлякова, Н.С. Играя, познаем величину предметов
№9/2011
Андрюшина, А.А. Сказка о том, как Круг, Треугольник и Квадрат стали друзьями
Павлова, Л.И. Математическое задание для детей седьмого года жизни
№11/2011
Павлова, Л.И. Новоселье в доме геометрических фигур
№12/2011
Панкратова, И.В., Симанькова, С.В. Математика для дошколят
№10/2012
Абдукаримова, Р.М. Что мы знаем о часах?
№11/2012
Хиноверова, М.В. Игры Воскобовича в математическом развитии детей
№12/2012
Какинская, Е.Н., Василишина, Н.Ф. В игре познаем геометрические фигуры и форму предметов
Лопан, Т.И., Сачкова, Е.В. Математический спектакль «Алиса в Стране цифр»
Лопан, Т.И., Первеева, О.В. Развитие представлений о числе у дошкольников
№1/2013
Парамонова, М.Ю. Математическая сказка о времени
Житкова, О.В. Особенности формирования количественных представлений и счетной деятельности у детей с ЗПР
Колеватова, В.Б., Харькина, М.А. Формирование представления о сохранении количества у старших дошкольников в процессе экспериментирования
№5/2013
Щербакова, Т.С., Мельничук, А.В. Познаем математику играя
Павлова,Л.И. Головоломка с геометрическими фигурами
№6/2013
Павлова, Л.И. Математические проблемно-поисковые ситуации для детей пятого года жизни
Усоева, Т.М. Сказка в формировании математических представлений у детей четвертого года жизни
№8/2013
Савельева, А.Н. Математическое путешествие «Колобок ищет друзей»
Нестеренко, Л.П. Диагностика готовности старших дошкольников к изучению математики в первом классе
Павлова, Л.И. Любимая геометрическая фигура художника
№9/2013
Кобозева, Е.В. Космический полет юных математиков для детей 6—7 лет
Евсеенко, Т.И. Шахматы — это интересно
Курносенкова, И.В. Дни математики со Смешариками в детском саду
№10/2013
Парамонова, М.Ю. Развитие математических представлений у современных дошкольников
Сорокина, С.Н., Павлова, Л.И. Сказки о математике и не только…
Тимошенко, Ю.А., Павлова, Л.И. Математические игры для малышей
Бурматова, О.Ю. Конструктор Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников
Колесникова, Е.В. Поднимаемся по «Математическим ступенькам»
Сушанская, Л.В. Морские приключения юных математиков
Сальникова, Л.И. Муха-цокотуха и маленькие математики
№12/2013
Павлова, Л.И. Диагностика математических представлений у дошкольников
№1/2014
Павлова, Л.И. Дидактические сказки по математике
№2/2014
Шадская, Е.Е. Путешествие в страну Геометрию
Павлова, Л.И. Дидактические сказки по математике
№3/2014
Корабельникова, И.В. Занятие кружка «Здравствуй, Математика!» в старшей группе
№4/2014
Друппова, И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников
№6/2014
Романюк, О.В. Математическое путешествие по морскому дну
№7/2014
Парамонова, М.Ю. Еще раз о развивающих играх для дошкольников
Воскобович, В.В. Развивающие игры Воскобовича: вчера, сегодня, завтра
Саутина, Е.В. Развитие умственных способностей старших дошкольников с помощью игр Воскобовича
№9/2014
Полевская, Э.Ю. Закрепление знаний о цифре 7
№10/2014
Римская, Т.Н. Проект «Конструирование как основа математического воспитания»
№12/2014
Кобозева, Е.В., Павлова, Л.И. Развитие геометрических представлений у детей шестого года жизни
№9/2015
Кетова, Н.В. Математические сказки в образовательной работе с младшими дошкольниками
№10/2015
Арбузова, Н.В. Страна «Фигурамандия»
№1/2016
Турбина, О.И. Развитие логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений
№4/2016
Пинижина, В.А., Иванова, А.И. Познавательно-исследовательское развитие детей средней группы в области математики
№2/2017
Коротких, Л.С. Играя, учимся математике
№4/2017
Пономаренко, И.Р., Манучарян, С.Р. Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников
№6/2017
Павлова, А.Г. Математическая сказка «Квадрат для волшебника»
№7/2017
Гончарова, М.Г. Проект «Занимательная математика»
Ведяева, А.В. Формирование пространственных представлений у дошкольников с двигательными нарушениями
№10/2017
Гуцул, В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников
№3/2018
Есмурзаева, В.Б. Дидактические игры по математике
№9/2018
Бурмистрова, Н.А. Нетрадиционные игры для математического развития детей раннего возраста
№1/2019
Есмурзаева, В.Б. Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников
Копачева, Ю.Р. Мастер-класс для воспитателей «Математическая ярмарка»
№4/2019
Сокольская, Т.В., Ягодко, Л.А. Путешествие в царство Математики. Познавательное занятие в подготовительной к школе группе
Иванова, О.А. Задания по математике для Маши и Миши. Познавательное занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
№8/2019
Малышева, И.А. Друзья бабушки Марфуши. Занятие по математическому развитию в средней группе с применением программно-методического комплекса «Мозаичный парк»
За последние 9 лет в журнале «Воспитатель ДОУ» выделены следующие наиболее актуальные проблемы по методике математического развития дошкольников:
– проблема развития умственных способностей старших дошкольников с помощью игр Воскобовича; роль развивающих игр для дошкольников;
– проблема развития геометрических представлений у дошкольников;
– проблема диагностики готовности старших дошкольников к изучению математики в первом классе;
– проблема сформированности пространственных представлений — фактор успешного обучения в школе;
– проблема развития дивергентного мышления у младших дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими понятиями;
– проблема развития представлений о числе, составе числа;
– проблема влияния занимательной математики в развитии логического мышления дошкольников;
– проблема развития логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений;
– проблема познавательно-исследовательского развития детей области математики;
– проблема формирования пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ.
В журналах представлен широкий спектр практического материала: дидактические математические игры, задачи, сказки, упражнения, математические праздники и досуги, мастер-классы для родителей.
Источник