Журнал наблюдения ребенка оценка развития

Журнал наблюдения ребенка оценка развития thumbnail

МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

воспитатели _________________________

_________________________

Методические рекомендации для воспитателей

к проведению педагогической диагностики

Наблюдение – это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми».

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.

В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Использование «Журнала наблюдения и оценки развития детей» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

В «Журнале наблюдения и оценки развития детей» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.

1- начальная стадия

(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться.Знания по данному параметру отсутствуют.)

2 – в развитии

(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.)

3 –при умеренной поддержке

(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)

4 – самостоятельно

(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого.Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)

5 – устойчиво

(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).

  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).

  • Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

  • В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

  • В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

  • Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

  • Все ли дети показали динамику развития?

Сводная таблица педагогической диагностики воспитанников II младшей группы

в 2016/2017 учебном году

Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок _____________________________________

Уровни показателей (баллы) :1 – начальная стадия, 2 – в развитии, 3 – при умеренной поддержке, 4 – самостоятельно, 5 – устойчиво.

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа)

3-й год

(старшая группа)

4-й год

(под.группа)

I

II

I

II

I

II

I

II

1. Социально – коммуникативное развитие

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

– осознает себя мальчиком или девочкой

– воплощает представления о себе и своей семье в рисунках, играх

– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях

2

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

– проявляет уважение к себе и другим

– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делать активный выбор.

2

3.Выражает эмоции проблемным способом:

– опознает и называет различные эмоции

– выражает чувства словами

– объясняет причины своих эмоции

3

4. Проявляет эмпатию к другим людям:

– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

– помогает другим в случае необходимости

– выражает понимание чувств вербально

2

5. Самоконтроль и взаимодействие:

– навыки игры сформированы соответственно возрасту

– присоединяется к игре по приглашению или просьбе

– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

3

6. Понимает и уважает различия между людьми:

– играет с ребенком другой культурной принадлежности

– интересуется различиями между собой и другими

– использует подходящие слова, обсуждая различия

1

7. Самообслуживание:

– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко

2

8. Ручной труд:

– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

– делает объемные фигуры, складывает лист бумаги пополам, и т.д.

– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала

2

9. Воспитание ценностного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

-ответственно выполняет трудовое поручение

– помогает сверстникам и взрослым при затруднении

2

10. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

– знает правила безопасного поведения в транспорте

2

11. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

-знает и соблюдает правила поведения с животными

-имеет представления об опасностях, встречающиеся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

1

12. Знает элементарные правила поведения в детском саду, в быту:

– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

– знает и выполняет правила поведения на прогулке

– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

2

Всего (среднее значение)

24:12= 2,0

2. Познавательное развитие

1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2. Планирует и ставит цель:

– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

– подбирает несколько необходимых предметов для игры и работы

– выдвигает гипотезы и предположения

3. Классифицирует по признакам:

– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.

– подбирает группу объектов на основании функционального сходства

– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

4. Понимает количественные отношения:

– устанавливает взаимоотношение объектов, считает их

– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

– использует измерительные инструменты для определения длинны, веса и др.

5. Понимает основные пространственные отношения:

– понимает слова, обозначающие положение или направления

– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

– решает различные пространственные головоломки (пазлы)

6. Обнаруживает наличие представлений о времени:

– знает слова, обозначающие время суток

– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

1. Говорит понятно для слушателей:

– использует части речи согласно возрасту

– согласует слова в предложении

– говорит соответственно возрасту

2. Сосредоточенно слушает чтение в слух:

– внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание

– стремится к повторной встречи с произведением, его героями

– просит взрослого прочитать новое литературное произведение

3. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

– знает содержание прослушанных произведений, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг

4. Охотно включается в процесс восприятия:

– обсуждает произведение

– выражает свое отношение к событиям, героям;

– отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи,

представляет героев: их внешний вид, черты характера и т.д.

5. Различает основные жанры литературных произведений:

(в соответствии с возрастом)

6. Развиты умения художественно-речевой деятельности:

рассказывает знакомые сказки, стихи, рассказы;

– придумывает поэтические рифмы, описательные загадки;

-участвует в играх со звукоподражанием и рифмами.

7. Участвует в разных видах творческой худ.деятельности на основе литературных и фольклорных произведений:

– рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки;

– участвует в театрализованных играх.

Всего (среднее значение)

4. Художественно – эстетическое развитие

1.Проявляет желание общаться с прекрасным:

с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности;

– любит заниматься изобразительной деятельностью со взрослыми и самостоятельно;

– правильно передает форму, цвет, размер.

2. В процессе собственной деятельности( в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты

3. Целенаправленно создает образы предметов и явлений, сформированы технические навыки (раскладывает готовые формы, намазывает их клеем, приклеивает);

– знает и соблюдает последовательность выполнения аппликации, действует аккуратно.

4. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями:

освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и применяет их в совместной со взрослым и сам.Деятельности

5. Проявляет устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности:

внимательно и заинтересованно слушает музыкальное произведение, – замечает его настрой, следит за динамикой музыкального образа

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

1.Ребенок гармонично физически развивается, с желанием двигается, двигательный опыт многообразен.

2.Интересуется разнообразными физ. упражнениями, действиями с физкультурными пособиями.

3.Координация движений соответствует возрасту, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.

4.Двигательная активность адекватная возрасту, с интересом подражает

движениям, которые демонстрирует взрослый, принимает задачу научиться движению

5.Переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро, проявляет выносливость).

6.В играх проявляет положительные эмоции, доброжелательно относится к сверстникам, проявляет добрые чувства кигрушкам, готовит условия для игры, а после игры убирает игровой материал, бережно относится к игрушкам и игровым материалам

7.Под руководством взрослого распределяет роли и игровые материалы для совместных игр, участвует в создании общего игрового замысла, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками;

8.Выполняет правила в соответствии с ролью, осознает правила, обращает внимание на выполнение правил сверстниками

9.Использует как разнообразные игрушки, реальные объекты, так и воображаемые предметы, понимает, что значит действовать в условной ситуации («как будто, понарошку»), заменяет некоторые действия или предметы словом, широко использует предметы-заместители, самостоятельно их подбирая

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз 1 класс

10.Готовит вместе со взрослым условия для игровой деятельности, убирает игрушки и атрибуты после игры.

Всего (среднее значение)

Источник

МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Подгоренского муниципального района Воронежской области

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет

воспитатели _________________________

_________________________

Методические рекомендации для воспитателей

к проведению педагогической диагностики

Наблюдение – это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми».

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут.педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время веденипя наблюдения помощник воспитателя активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя.

В конце учебного года (в течение мая) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

Использование «Журнала наблюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

В «Журнале наблюдения…» прописаны критерии и подкритерии по всем образовательным областям.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах.

1- начальная стадия

(Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.)

2 – в развитии

(Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру не устойчивы.)

3 –при умеренной поддержке

(Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.)

4 – самостоятельно

(Данное качество или умение у ребенка проявляется часто, самостоятельно, но требуется напоминания взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.)

5 – устойчиво

(Данное качество или умение у ребенка проявляется всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.)

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблице обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).

  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка (условно – средний уровень развития).

  • Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно – низкий уровень развития).

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения …» в колонне по вертикали проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей).

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год).

По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамики развитии детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитатели каждой группы предоставляют итоги работы в течении учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

  • В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

  • В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

  • Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

  • Все ли дети показали динамику развития?

Сводная таблица педагогической диагностики воспитанников I младшей группы №2

в2016/2017 учебном году

Карта наблюдения и оценки развития детей I младшей группы №2

Ребенок _____________________________________________________

Уровни показателей (баллы) :1 – начальная стадия, 2 – в развитии, 3 – при умеренной поддержке, 4 – самостоятельно, 5 – устойчиво.

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

– называет себя мальчиком или девочкой

– знает собственное имя, фамилию, имена родителей

– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

3. Выражает эмоции приемлемым способом:

– проявляет готовность ждать появления матери

– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

– выражает чувство словами

4. Самообслуживание:

– умеет при помощи взрослого снимать обувь, одежду; правильно одеваться и обуваться

– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать сою одежду

– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

– умеет держать ложку в правой руке

5. Трудовые поручения:

– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (убирать игрушки)

– умеет выполнять простейшие трудовые действия / поручения (совместно перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.

Читайте также:  Развитие слепого ребенка раннего возраста

– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями

6. Воспитание ценностного отношения к труду

-проявляет желание тру4диться

Проявляет интерес к людям разных профессий

7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– имеет представление о светофоре и его сигналах

– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

– имеет представление о иназначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

– знает правила безопасного обращения с дерью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представление о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.

– на прогулку встает в пару, определяет границы площадки

– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение)

1. Проявляет познавательный интерес:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении прблем

2. Проявляет интерес к действиям с предметами:

– распознает основные формы предметов (шар, куб)

– различает и называет предметы ближайшего окружения

– подбирает несколько необходимых предметов для игры

3. Классифицирует по признакам:

– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

– подбирает предметы по цвету, форме, размеру

– различает предметы по форме, цвету, размеру

Всего (среднее значение)

3. Речевое развитие

Критерии развития

I

II

1. Правильно реагирует на речевую информацию:

– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его

2. Активная речь:

– пользуется предложениями из трех и более слов

– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

3. Говорит понятно для слушателей:

– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

– активно общается со знакомыми людьми

– использует в речи разные виды предложений

4. Проявляет интерес к художественной литературе:

– легко и охотно соглашается послушать чтение

– просит взрослого просит или рассказать историю

– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

6. Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

4. Художественно – эстетическое развитие

Критерии развития

I

II

1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить или повторить песню, мелодию, называет ее

– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песни

– подпевает отдельные слова или фразы

2. Сам пытается музицировать:

– способен узнавать знакомую мелодию, песню

– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепьяно, может назвать или показать, что звучало)

– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

3. Двигается под музыку:

– начинает движения с началом музыки

– двигается в соответствии с характером музыки

– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– проявляет интерес к изодеятельности

– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5-10 мин

– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

5. Воплощает идеи в реальность:

-называет, что нарисовал

– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

-умеет раскатывать комок глины (пластелина) прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

6. Проявляет воображение:

-выбирает разные цвета

– использует разные материалы, размер и цвет бумаги

-умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

1. Демонстрирует координированные движения:

– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

2. Удерживает равновесие:

– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке

– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

3. Использует координированные движения:

– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет крупные детали конструктора

4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

– умеет держать ложкой, пьет из чашки

– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

5. Знает некоторые части тела и их функции:

– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

– может показать эти части тела

6. Знает предметы, связанные с гигиеной

-знает свой шкафчик

– знает свою кровать

-знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Источник