Жизнь от момента зачатия до момента смерти психофизическое развитие ребенка
На какие этапы можно разбить жизнь человека? Над этим кто только не думал, каждый автор разбивает по своему, но в основном принято такое деление (с некоторым уточнениями) с точки зрения его независимости.
1) От зачатия до 7 месяцев плода – возраст зародыша, когда зависимость плода (даже еще не человека) от матери абсолютная. Смерть матери означает смерть плода
2) От 7 месяцев до 2-3 лет (в зависимости от скорости развития) – грудничковый возраст, когда ребенок зависим от матери или иного специального искусственного кормления (не взрослая пища) каждые 3-5 часов. Так же, если он недоношен, он абсолютно зависим еще и от медицинской помощи до достижения возможности самостоятельно дышать и питаться. Привязанность к матери велика, но в основном как источник пищи и ухода. В крайних случаях она может быть заменена кормилицей или искусственным кормлением. Без присмотра взрослого ребенок может находится до часа в безопасном помещении (во время сна или бодрствования) в зависимости от характера и воспитания.
3) От 3 лет до 6-8 – возраст базового развития. Нижней границей этого периода является возможность потреблять взрослую пищу. Этот период символизирует независимость в потреблении пищи и резким ослабление зависимости от ухода. Участие матери в жизни ребенка резко сокращается и в целом сравнивается с участием отца (в идеальном случае, конечно). Специфические навыки ухода и выносливости женщины оказываются неприоритетными, на первый план выходят общехозяйственные. Это время – самое благодатное для ребенка, так он в это время формирует характер, базовые физические и физиологические навыки, основы социального общения (способности самому одеться и поесть, сформулировать свои мысли и желания, выразить их). К концу периода ребенок становится достаточно самостоятельным, чтобы провести без присмотра взрослых целый день.
4) С 8 лет до полового созревания – интеллектуальное, социальное и физическое развитие. То самое отрочество – когда организм набирается сил перед половой зрелостью. Идет накопление физических сил для взрослой жизни, социальные опыты в общении с другими людьми и других навыков, которые необходимы для конкретной окружающей среды (ловить рыбы, пасти скот, ухаживать за конкретными животными, ходить в магазин, платить в банке и прочее – в зависимости от условия обитания). Этот момент – последний в обучении уже нового члена общества. В это период обычно заканчивается обязательное образование и человек считается полноценным членом общества. Он способен обеспечивать себя в бытовом плане достаточно, чтобы поддерживать надлежащий внешний вид, режим питания и уровень общения по нормам окружающего общества (постирать одежду, приготовить еду, убраться в доме, найти дорогу до ранее неизвестного места и так далее). В традиционных обществах и религиях к этому возрасту приурочивали ритуал инициации» – посвящения во взрослую жизнь. Женщина могла быть выдана замуж, а мужчина – мог женится, участвовать в общих делах социума (охота, выборы вождя, коллективные работы) на полноценных основаниях. В современном городском обществе это уровень 14-15 лет и он в целом соответствует базовому образованию, после которого человек имеет право устраиваться на работу, жениться и совершать отдельные сделки от своего имени (но не все). Все остальные периоды – это уже поздняя наслойка современного общества, в котором базовых навыков, полученных в отрочестве, стало не хватать для полноценной жизни
5) С момента полового созревания до момента обеспечения текущей финансовой независимости – способность оплатить свои текущие расходы (еда, одежда, обучение) самому – возраст самообеспечения. Эту стадию преодолевают не все, в мире достаточно заметное количество возрастных затворников (большей частью в развитых странах с высокой производительностью труда и развитой социальной системой, позволяющей поддерживать достаточно высокий уровень жизни социально неактивного человека), в Японии известных как хикикомори (оценивается в 1% населения в возрасте от 17 до 30 лет), в западном мире – поколений NEET или паразит-одиночка. Они не работают по идейным причинам (не по причине инвалидности, высокой безработицы или других объективных факторов), а их содержание ложится на плечи родственников или государства – той искусственной среды, которая отсутствует в традиционных обществах
6) Предыдущий возраст вполне можно назвать так же возрастом самостоятельности – общество, состоящее из таких людей может просуществовать достаточно долго, но оно не будет развиваться. В Средние века во Франции это было закреплено обычаем, что крестьянский сын не мог жениться до тех пор, пока один из родителей не умрет – размер надела не позволял содержать 2 семьи с детьми. Ребенок (точнее, уже взрослый человек) был лично самостоятелен, но ограничен в проживании или же при выборе иного жизненного пути (миграции в город, другую страну) лишен поддержки и участи родственников или общины. Однако для развития общества необходимо, что бы человек мог обеспечить себя еще и жильем – в наше время это называется арендой или покупкой жилья с использованием кредитных денег или без них. Этот возраст можно назвать <strong>возрастом полной самостоятельности</strong>, так как с этого момента человек полностью отвечает как минимум за свою жизнь в полной мере и с этого момента может отвечать за жизни окружающих – супруга и своего потомства. Описание требований, которые предъявляются к этому жизненному этапу, можно встретить даже в классике, правда, англоязычной
Ричард Олдингтон, «Смерть героя»:
Возможно ли измерить всю глубину невежества Джорджа и Изабеллы в час, когда они связали себя клятвой не расставаться, пока не разлучит их сама смерть? Джордж Огест не знал, как зарабатывать на жизнь; понятия не имел о том, как обращаться с женщиной, не знал, как жить с женщиной под одной крышей, не знал, как спать с женщиной — даже хуже, чем просто не знал, потому что опыт, приобретенный им в общении с шлюхами, был скудный, гнусный и омерзительный; он не знал, как устроено его собственное тело, не говоря уже о теле женщины; представления не имел о том, как избегнуть зачатия; что означает понятие «нормальная половая жизнь»; не знал, что беременность — это болезнь, которая тянется девять месяцев, не подозревал, что роды должны стоить денег, иначе женщине не миновать тяжких страданий; не знал и не понимал, что женатый человек, который зависит от своих родителей и родителей жены, постыдно жалок и смешон; не знал, что заработать деньги на безбедное существование не так-то легко, даже если перед тобою и открыто Поприще; даже и здесь, на этом поприще — в профессии адвоката — его познания были весьма ограничены; он очень плохо разбирался в условиях человеческого существования и совсем не разбирался в человеческой психологии; ничего не смыслил ни в делах, ни в деньгах, — умел только их тратить; понятия не имел о том, как содержать дом в чистоте, сколько стоит провизия, как держать в руках топор или молоток, как обставить квартиру, не умел делать покупки, растопить камин, прочистить трубу, чтоб не загорелась сажа, не знал высшей математики, греческого языка, не умел браниться с женой, делать хорошую мину при плохой игре, накормить младенца, играть на рояле, танцевать, заниматься гимнастикой, не умел открыть банки консервов, сварить яйцо, не знал, с какой стороны ложиться в постель, когда спишь с женщиной, не умел разгадывать шарады, обращаться с газовой плитой, не знал и не умел еще бесчисленного множества вещей, которые необходимо знать и уметь женатому человеку. Должно быть, скучнейшая была личность.
Что до Изабеллы — почти все человеческие знания оставались для нее книгой за семью печатями. Поистине загадка — что же она все-таки знала? Она даже не знала, как покупать себе платья, — мама Хартли всегда делала это за нее. Среди многого другого она не знала, в частности, как и почему рождаются дети; как спать с мужем; как притворяться, что при этом испытываешь наслаждение, когда на самом деле его не испытываешь; не умела шить, стирать, стряпать, мыть полы, вести хозяйство, покупать провизию, подсчитывать расходы, добиться послушания от горничной, заказать обед, рассчитать кухарку, определить, чисто ли убрана комната; не умела управляться с Джорджем Огестом, когда он не в духе; дать ему пилюлю, когда у него разыграется печень; кормить, купать и пеленать младенца; принимать гостей и отдавать визиты; вязать, вышивать, печь; отличить свежую селедку от протухшей и телятину от свинины; не знала, что не следует готовить на маргарине; не умела постелить постель; следить за собственным здоровьем, особенно во время беременности; отвечать с кротостью, дабы отвратить гнев, как сказано в Писании; содержать дом в порядке; не счесть всего, чего еще она не знала и не умела и что непременно надо знать и уметь замужней женщине.
7) Казалось, на этом все, но нет. Ближе к пенсионному возрасту (который весьма неопределенная вещь, не только в России) человек переводит всю свою энергию в имущество, положение в обществе, карьеру, а его лично здоровье и «запал» спадают. Человек стареет, причем не столько физически, сколько внутри себя, характером. Это происходит почти со всеми, за исключением людей с очень сильной личностью, работающих до самой смерти в глубокой старости. В этом возрасте самая главная проблема – признать свою зависимость и факт того, что она растет от окружающих. Никакие деньги не помогут Вам самостоятельно ходить или есть, если Вас парализовало, никакая воля не поможет справится Вам с маразмом и еще сотни подобных аргументов. Самое сложное в таком случае – научится принимать факт угасания организма. Те, кто этого не делают, получают прозвище «седина в бороду – бес в ребро» или «вечно молодой» – в зависимости от поступков, которые совершают. Главенствующая роль в семье отходит детям (особенно, если они живут с родителями), как более психически и физически здоровым представителям рода. В этот период происходит окончательная передача активности молодому поколению – если был бизнес, то публично оглашают преемника, если другое имущество – погружают в особенности его обслуживания и управления им и так далее. При наличии внуков именно старшему поколению обычно выпадает доля прививать им жизненные навыки сообразно их возрасту, так как его родители заняты борьбой во внешне мире, или что хуже, но все равно встречается – борьбой друг с другом.
8) Круг замкнулся, см. любой из предыдущих пунктов – там или дети, или внуки…
Если хотите узнавать новое о развитии отношений между мужчиной и женщиной – подписывайтесь на нас. Мы стараемся каждый день готовить что-нибудь новенькое
Источник
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство (пред-дошкольный период): 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник