Живопись как фактор развития личности ребенка
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Возраст от 4 до 7 лет наиболее благоприятен для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.
Проблема развития творческого начала, художественных способностей человека всегда волновала как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
Основанием для творческого развития является процесс деятельности. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность.
Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. А. В. Петровский пишет: «Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания». Отсюда ясно, что в процессе развития творческих способностей, в том числе и художественных, важнейшую формирующую роль приобретают познавательный фактор, знания.
Рост творчества у дошкольников и развитие способностей будут осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:
1. неустанное накопление разностороннего жизненного опыта;
2. подбор соответствующих возрасту эмоционально-насыщенных заданий;
3. формирование устойчивого интереса к предмету;
4. создание игровой ситуации обучения;
5. использование разнообразных художественных материалов;
6.применение в работе разнообразных художественных техник.
Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.
В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.
Введение новых художественных материалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.
Например: применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели и др.) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества.
Следует отметить исключительную роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка (важен грамотный подбор произведений для рассматривания в ДОУ).
Для того чтобы выработать у дошкольников свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (в рисовании, в лепке и в аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом.(Перед изображением чего либо описываем предмет в воздухе рукой).
ВОПРОС №12. Живопись, живописные средства выразительности, цветовое единство. Характеристика живописных материалов, используемых в ДОУ, значение их использования в работе с дошкольниками. Развитие цветового восприятия у детей на занятиях ИЗО в ДОУ.
Живопись – живое письмо, выполняется красками. Живописные материалы: Акварель – краска на водной основе. Гуашь – кроющая краска, необходимо использование белил. Масляная и акриловая краски не используется в ДОУ из – за запахов, токсичности и сложностей техники работы.
Виды живописи: станковая, миниатюра, монументальная, театрально – декорационная.
Живописные средства выразительности – это мазок, пятно, цвет.
Колорит – цветовое единство.
Цвет— понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом. Необходимо учить отражать в рисунках впечатления, от наблюдений окружающей действительности своего эмоционального настроения
На занятиях живописью каждому ребенку необходимо иметь промокашки и палитры, баночку с водой.
Спецификой организации занятий по рисованию в ДОУ является сочетание индивидуальных форм работы и групповых. Использование живописных средств позволяет применять в работе нетрадиционные способы изображения (пальчиковая и ладошковая техники; штампы, печатки, монотипия и т.д.).
На занятиях рисованием следует подвести детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве.
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); Сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Живописные техники: акварель по сырому, по сухому в полную силу – а-ля-прима, раздельный мазок, монотипия, лессировка (послойная живопись).
Источник
Искусство это средство воспитания художественного и эстетического восприятия. Приобщение к изобразительному искусству ребенка позволяет сформировать творческую личность ребенка. С момента рождения художественные образы и произведения окружает человека и формирует его взгляды на окружающий мир. При этом каждая форма творчества имеет специфические особенности, выражающиеся в разнообразии цветов, форм и звуков. Чтобы в полной мере раскрыть внутренний мир ребенка, определить его склонности, помочь в самовыражении и развить эмоциональное восприятие, необходимо самостоятельное творчество.
Чувство прекрасного, познание всего спектра эмоций и открытие новых форм самовыражения вмещает в себя изобразительное искусство. Рисование не только развивает личные качества, но и формирует интерес к творчеству и искусству в целом, что положительно влияет на духовное развитие человека. Считается, что изобразительная деятельность играет важную биологическую роль. В период интенсивного развития рисование принимает участие в совершенствовании психики, выполняя программу визуализации мысленных образов по перенесению внутренних ощущений во внешний мир.
Польза изобразительного искусства для ребенка
Первые детские рисунки обычно линейны, поскольку в этот период дети усваивают пространственные понятия, постепенно переходя от хаотичного восприятия к структурированным формам. В первые годы жизни рисование для малыша приносит множество полезных результатов. Изобразительно искусство имеет ключевое значение в развитии зрения, мелкой моторики, сенсорного восприятия и персептивной координации.
Характерной чертой детских рисунков является отражение этапов развития зрительного, двигательного и пространственного опыта ребенка. При самостоятельном творчестве, дошкольники изображают только вид сверху или сбоку, и лишь под присмотром опытного педагога они могут выразить свое пространственное восприятие, что имеет большое значение для развития. Изобразительные навыки напрямую влияют на психические функции малыша. При рисовании дети используют оба полушария мозга, поэтому занятия способствуют координации образного и логического мышления. Если родители хотят, чтобы ребенок научился абстрактному мышлению еще до школы, то единственный способ это воплотить – регулярные уроки рисования.
Роль рисования в развитии
Кроме очевидной пользы изобразительного искусства для развития можно сказать, что рисование для ребенка дошкольного возраста является необходимым занятием. Мышление малыша устроено так, что накопление знаний и опыта значительно опережает словарный и ассоциативный запас. Стандартного набора способов передачи информации становится недостаточно для выражения мыслей и эмоций. Рисование позволяет в легкой форме выразить переживания при небольшом словарном запасе.
По мнению специалистов, детской рисование представляет собой разновидность аналитического синтетического мышления. Имея прямую связь со зрительной и моторной функциями, оно требует также мыслительной деятельности. Связывая различные по существу функции, рисование позволяет согласовать деятельность обоих полушарий мозга и упорядочить получаемые знания в универсальную модель.
Источник
Роль рисования в развитии ребенка
Пирогова
Мария Хасановна,
педагог
дополнительного образования
Самара,2021
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка.
С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще
непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование
становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не
важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него –
обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
1.
Художественные занятия
развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за
мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время
рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают
межполушарные связи.
2.
У ребенка развивается
пространственный интеллект и воображение.
3.
В процессе работы ребенок
получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует
ориентацию на результативную деятельность.
4.
Через рисунок ребенок само
выражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
5.
Рисование считается
успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям,
склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
6.
Систематические уроки
живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость,
формируют дисциплинированность.
7.
Через живопись дети учатся
творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет
собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
8.
Рисование – процесс,
предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов.
Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки –
а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику
раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
9.
Процесс создания картины
позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно
сказывается на его самооценке и самоидентификации.
10.
Рассматривая картины,
подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать
нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
11.
Главное, что дает рисование
детям с точки зрения эстетического воспитания – приобщение к общемировой
культуре через изобразительное искусство.
12.
Развивая ассоциативное
мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости,
рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических
моделей и освоению других дисциплин.
Удивительно, но факт: по
детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка.
Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и
художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает
полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции.
Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание
мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более
характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно
задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и
буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание
будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей.
Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя
особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам
интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах,
клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне
может существовать на бумаге в схематичном виде.
Важность уроков рисования в
школе
Современные стандарты
образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога
изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей,
формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную
культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает
условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей,
демонстрируя лишь азы рисования.
Что же дает
рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние
принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без
возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели.
Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют
свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам
живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству,
учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.
Даже если ребенок не стремится
стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно
пригодятся ему во взрослой жизни:
·
точность зрения и
наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков,
следователей, техников;
·
без четкой координации между
рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий
за станком;
·
развитым воображением обладают
изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых –
всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем
раньше это произойдет, тем лучше.
Источник
Значение изобразительного искусства в
формировании личности ребенка
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.
Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с детского сада, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество – любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детская художественная творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее обнаружения, разрабатывать методы, пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умение воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры – в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивнийтворчости детей.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственной, так и чужой творческой удаче.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно – образного мышления.
Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.
Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Детское изобразительное искусство имеет общественный направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.
Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально – чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и ко
Источник