Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка

Жалобы родителей на задержку в развитии ребенка thumbnail

ребенок отстает в развитии

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Виды норм развития ребенка

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:

развитие ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

физическое и умственное развитие

  • Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

неонатолог

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

рефлексотерапияЧтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Источник

Что такое ЗПРР? При каких симптомах нужно обращаться к врачу? Почему у ребёнка может быть задержка? Как лечить? Мы поговорили об этом с детским психиатром нашей клиники Лабутьевой Ириной Сергеевной.

Читайте также:  Зависимость развития ребенка от питания

Чтобы проконсультироваться с доктором, оставляйте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — расстройство, при котором формирование речи и психических функций, в том числе мышления и эмоционально-волевой сферы, отстаёт от возрастных норм. Источник: Яндекс.Картинки

Такой диагноз до 4-х лет ставят редко. Но после 5-ти диагностируется почти у всех детей с задержкой речи, потом что чем дольше у ребёнка речевые затруднения, тем сложнее протекает развитие его психики.

Развитие речи и психических функций ребёнка в норме

Родителям нужно иметь представление хотя бы об основных из них. Отставание — повод для обращения к неврологу или психиатру.

1 месяц:

  • Задерживает взгляд на ярких предметах
  • Прислушивается, когда разговаривает взрослый или звучит игрушка
  • Улыбается, когда родитель что-то говорит ему

Источник: Яндекс.Картинки

2 месяца:

  • Рассматривает неподвижный предмет, провожает взглядом движущийся
  • Поворачивается в сторону звука
  • Издаёт гортанные звуки

3 месяца:

  • Поворачивается в сторону разговаривающего человека
  • Гулит

В этом возрасте должен быть комплекс оживления.

Комплекс оживления проявляется так: видя взрослого, ребёнок сосредотачивает на нём взгляд, машет руками и ногами, улыбается, издаёт звуки. Источник: Яндекс.Картинки

4 месяца:

  • Узнаёт маму, радуется, когда её видит
  • Смеётся при общении со взрослыми

5 месяцев:

  • Определяет своих и чужих
  • Различает ласковый и строгий тон
  • Долго и певуче гулит

6 месяцев:

  • Реагирует на своё имя иначе, чем на другое
  • Произносит отдельные слоги

7 месяцев:

  • Лепечет, произносит слоги
  • На вопрос «Где кукла, мячик, лампа и т.д.?» ищет взглядом нужный предмет

8 месяцев:

  • Произносит слоги громко и чётко
  • Находит 2-3 предмета по инструкции взрослого
  • Повторяет знакомые действия («помаши ручкой», «ладушки» и др.)

Источник: Яндекс.Картинки

9 месяцев:

  • «Пляшет», слыша музыку
  • Повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете
  • Находит предмет, даже если он находится не там, где обычно
  • Знает своё имя

10 месяцев:

  • По просьбе и самостоятельно выполняет знакомые действия с предметами («брось мячик»)
  • Повторяет новые слоги за взрослым
  • Выполняет инструкцию «дай кубик, мячик и т.д.»

11 месяцев:

  • Правильно собирает пирамидку, ставит кубик на кубик
  • Произносит простые слова («мама», «ав-ав» и др.)
  • Делает первые обобщения (игрушки, посуда и др.)

12 месяцев:

  • Выполняет знакомые действия, когда играет
  • Произносит около 10 простых слов
  • Повторяет за взрослым новые слова
  • Выполняет простые инструкции
  • Знает, что такое «нельзя»

1 год-1 год и 3 месяца:

  • При двигательной активности, радости и удивлении пользуется лепетными словами
  • Нанизывает кольца на стержень, «кормит» куклу

1 год и 4 месяца-1 год и 6 месяцев:

  • Сортирует предметы по значимым характеристикам (цвету, величине и др.)
  • При заинтересованности называет предмет и действие облегчённым словом или правильно («би-би», «машина»)
  • Использует указательный жест
  • Отражает в игре действия, которые наблюдает в своей жизни

Источник: Яндекс.Картинки

1 год и 7 месяцев-1 год и 9 месяцев

  • Понимает простой рассказ, когда ему показывают соответствующую сюжетную картинку
  • Называет свои действия отдельными словами или предложениями из 2-х слов
  • Повторяет несложные сюжетные постройки (домик, мост и др.)

1 год и 10 месяцев-2 года

  • Понимает простой рассказ о событиях, которые есть в его опыте, без картинки
  • Использует предложения из 3-х слов, употребляя прилагательные и местоимения
  • Играя, воспроизводит логически связанные и последовательные действия

2 года-2 года и 6 месяцев:

  • Фразовая речь (3 и более слов)
  • Понимает и задаёт вопросы «Где?» и «Куда?»
  • По просьбе взрослого показывает предметы определённого цвета

2 года 7 месяцев-3 года

  • Употребляет сложные придаточные предложения
  • Понимает и задаёт вопросы «Когда?» и «Почему?»
  • Знает и называет 4 цвета

Небольшие отклонения обычно являются вариантом нормы: для девочек приемлемой считается задержка в 2-3 месяца, для мальчиков — в 4-5 месяцев. Но к врачу нужно обратиться всё равно.

Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу

  • В 4 месяца ребёнок не реагирует на обращённую речь и не улыбается
  • В 8-9 месяцев не лепечет
  • В год практически не издаёт звуков или произносит только однотипные
  • В 1,5 года не использует даже простых слов типа «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не откликается на обращение по имени и игнорирует просьбы
  • К 1,5-2-м годам не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
  • К 2,5-3м годам не пользуется предложениями, произносит меньше 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
  • В 3 года повторяет фразы из книг и мультиков, но самостоятельно предложения не составляет, не понимает рассказы и сказки
  • Для коммуникации использует жесты и мимику

Часто родители бьют тревогу, если у ребёнка в 3-5 лет полностью отсутствует речь. Но даже если есть менее существенное отставание, нужно идти к специалисту: чем раньше начать лечение, тем благоприятнее прогноз.

Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.

Причины ЗПРР

ЗПРР не является самостоятельным расстройством. Чаще всего это следствие патологий, при которых нарушается работа центральной нервной системы (ЦНС). Основные причины:

  • Травмы, инфекции и другие болезни у матери в период беременности
  • Кислородное голодание плода
  • Родовые травмы
  • Травмы и тяжёлые инфекции у ребёнка, перенесённые до 3-х лет
  • Наследственные заболевания и др.

У ребёнка могут быть дополнительные симптомы:

  • Замкнутость
  • Избегание зрительного контакта
  • Выстраивание игрушек в ряд
  • Нежелание общаться с другими детьми
  • Стремление ходить привычными маршрутами и др.

В этом случае задержка психоречевого развития связана, скорее всего, с аутизмом.

Подробнее о признаках аутизма у детей Ирина Сергеевна рассказала здесь.

К ЗПРР могут приводить нарушения слуха, патологии речевого аппарата, ДЦП и др.

Также причиной расстройства могут стать социальные факторы: педагогическая запущенность, отсутствие общения в семье, воспитание в иноязычной среде, гиперопека и др.

Источник: Яндекс.Картинки

Диагностика

В диагностике ЗПРР участвуют многие специалисты.

Невролог обследует ЦНС ребёнка и может назначить:

  • ЭЭГ
  • МРТ головного мозга
  • УЗДГ артерий головы
  • ЭхоЭГ и др.

Психиатр диагностирует умственную отсталость, аутизм, мутизм и другие патологии, при которых может быть ЗПРР.

Лор проверяет состояние слухового анализатора.

Логопед обследует сохранность речевого аппарата, особенности речевого развития ребёнка.

Психолог проверяет развитие психики и моторики, анализирует особенности воспитания.

ЗПРР важно отличать от умственной отсталости, которая имеет схожу симптоматику. Подробнее о признаках этого расстройства читайте здесь.

Лечение ЗПРР

Терапия зависит от причин расстройства. Как правило, лечение комплексное:

  • Приём назначенных медикаментов. Часто ребёнку назначаются ноотропы — препараты, улучшающие работу мозга. Также врач выписывает лекарства, облегчающие симптоматику основного заболевания.
  • Коррекционные занятия. Это важная часть лечения. Ребёнок работает с дефектологом, психологом, логопедом. На занятиях развиваются речь, мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера, формируются социально-бытовые навыки.
  • Физиотерапия, массаж. Эти методы улучшают состояние нервной системы и речевого аппарата.

Успех лечения зависит от тяжести заболевания, вовлечённости родителей и компетентности специалистов, которые работают с ребёнком.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Читайте также:  Рекомендация на ребенка с задержкой психического развития

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Читайте также:  Влияние положения ребенка в группе сверстников на развитие личности

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР