Ж пиаже знаменит своими исследованиями в области развития ребенка

Ж пиаже знаменит своими исследованиями в области развития ребенка thumbnail

На чтение 10 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 07.05.2020 Обновлено 19.05.2020

Жан Вильям Фриц Пиаже — психолог, выдающийся швейцарский ученый-исследователь, доктор философии, появившийся на свет в августе 1896 года в швейцарском городе Невшатель, стал  известен благодаря работами по изучению психологии детей, созданию теории когнитивного развития. Основал Женевскую школу генетической психологии, позже развил свой подход в науку о природе познания -генетическую эпистемологию. Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.

Жан Пиаже: краткая биография

В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным  учёным, изучающим моллюсков.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка. Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.

После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся  Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.

Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.

В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.

В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.

Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.

За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста«

Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.

Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.

Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.

Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.

Аккомодация — преобразование схемы действий.

Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны  абсолютно новые схемы.

Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.

Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.

Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.

Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие восприятия у дошкольников«

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже

Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет

Сенсомоторная стадия (0-2 года)      

Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д.
Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.
Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.

Читайте также:  Патологии развития ребенка до года

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста«

Дооперационная стадия (2-7 лет)

В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.
Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице. Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.

В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии  является интуитивным, статическим и лишенным логики.

Стадия конкретных операций (7-11 лет)

В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.
Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.

Стадия формальных операций (после 12 лет)

На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«

Как детское мышление связано с речью

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Пиаже считает, что язык не полностью объясняет мысль, поскольку структуры, которые его характеризуют, коренятся в действии и сенсомоторных механизмах глубже, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем сложнее становятся мыслительные структуры, тем более необходим язык для завершения его обработки. Следовательно, язык является необходимым, но не достаточным условием для построения логических операций.

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные  явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда  дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

 Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

Читайте также:  План развития ребенка с нарушением зрения в доу

 Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

 У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Эгоцентризм и децентрация по Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним. Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.

Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития. Для того, чтобы  переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это  было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий. Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.

Критика основных положений теории Пиаже

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».

Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.

Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также  изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.

Автор статьи: Жирухина Я.В.

Источник

Вклад Ж. Пиаже в психологию развития

Краткая биография Жана Пиаже

Определение 1

Жан Пиаже – это швейцарский философ и психолог, который известен своими работами по исследованию психологии детей, являющийся создателем теории когнитивного развития и основателем Женевской школы генетической психологии.

Впервые Жан Пиаже опубликовал свой научный исследовательский труд, когда ему было 11 лет. Это была работа о редких воробьях-альбиносах. В последующем он довольно много публиковался и уже к 20-ти годам построил свою научную карьеру, был признанным ученым в области изучения моллюсков.

В 1918 году Жан Пиаже защищает диссертацию по естественным наукам и получает докторскую степень в области философии. Именно в этот период он начинает отвергать собственные научные труды по философии, считая их юношескими и незрелыми мыслями. Его новым увлечением становится психоанализ, достаточно популярное в то время течение психологической мысли.

После получения ученой степени Жан Пиаже переезжает в Париж и становится преподавателем в школе мальчиков. В данной школе директором был Альфред Бине, создатель знаменитого теста IQ. Помогая Бине обрабатывать результаты тестирования, Жан Пиаже замечает, что очень часто маленькие дети дают неверные ответы на определенные вопросы. Его внимание привлекло не тот факт, что дети совершают ошибки, а то, что они являются характерными для каждого определенного возраста детей. Данное наблюдение привело Жана Пиаже к теории, что когнитивные и мыслительные процессы, присущи детям и значительно отличаются от аналогичных, но характерных для взрослых. Именно на этих постулатах Жан Пиаже разработал общую теорию стадий развития человека и развития у него познавательных способностей.

Читайте также:  Что такое кризис в этапах развития ребенка

В 1921 году Жан Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо, а в 1955 году он уже руководит Международным центром генетической эпистемологии, который был создан по его инициативе.

Анализ жизненного и научного пути Жана Пиаже позволяет с уверенностью сказать, что им была совершена революция в фундаментальных исследованиях детской психологии. Именно он, посредством своих исследований наполнил малоизученный объем теории и сформировал базу для практических экспериментов на несколько поколений вперед. За всю свою жизни, Жан Пиаже издал более сотни научных статей и более шестидесяти книг. Основные темы его исследования касались мышления и речи ребенка, психологии детского интеллекта, моральных суждений ребенка, рассуждений и суждений детей и т.п.

Исследования Жана Пиаже, внесшие вклад в развитие психологии

В 1920 году Жан Пиаже начинает свои исследования как психолог. Именно в этом году он начинает свою преподавательскую деятельность, которая затем переходит и в научную. Исследования проводятся в области философии, логики и психологии. Изначально Пиаже без особого энтузиазма берется за изучение психологии детей. Однако позже, именно в этой области он находит свое признание.

Исследования в сфере детской психологии проводятся по следующим направлениям:

  • изучение происхождения и развития интеллекта ребенка в разные периоды детства, его зависимость от возраста;
  • изучение особенностей детского мировоззрения и детской логики;
  • изучение механизмов познавательной деятельности ребенка, скрытой в его внешних проявлениях (поведении);
  • изучение таких психологических феноменов, как эгоцентричность детского мышления, особенности становления и развития речи, ее зависимость от мышления;
  • изучение интеллекта ребенка, в рамках которого Пиаже были выделены его три основные структуры: сенсомоторные координации, формальные операции и конкретные операции;
  • изучение процесса развития интеллекта и его влияние на ход психического развития ребенка в разные возрастные периоды;
  • изучение памяти, эмоциональных процессов, восприятия, воображения, их зависимости от развития интеллекта ребенка;
  • изучение соотношения развития и обучения.

Замечание 1

Помимо исследований детской психологии, Жан Пиаже внес значительный вклад в преобразование основных понятий других психологических школ и течений.

Так, в бихевиоризме, он вместо понятия «реакция», выдвинул новое понятие «операция». В течении гештальта, понятие «гештальт» уступает место введенному Пиаже понятию «структура».

Замечание 2

Все свои новые теории и представления Жан Пиаже выстраивал на прочном практическом фундаменте, материалом которого являлись речь и мышление ребенка.

Если рассматривать вклад Жана Пиаже по годам его научной и исследовательской жизни, то можно выделить ряд особых открытий:

  1. Период с 1921 года по 1925 год – исследования генезиса интеллекта ребенка, изучение скрытых умственных тенденций, описание форм развития детского интеллекта. Важнейшим открытием на данном этапе является «эгоцентричность» детского характера, а также описание особенностей детской логики и представлений об окружающем мире.
  2. Период с 1925 года по 1929 год – изучение истории науки, отслеживание и описание различных научных категорий, выделение основных, описание их взаимозависимости друг от друга и т.д. В этот же период Жан Пиаже издает три научных труда, посвященных взаимосвязи процесса развития интеллекта и овладение речью.
  3. В период с 1929 года по 1939 год – исследование генезиса количества, числа, времени, пространства, движения и др. Данные исследования помогли понять искомые операциональные целостные логические структуры интеллекта ребенка.
  4. В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области психологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости, времени, представления ребенка о пространстве и геометрии. В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция «генетической эпистемологии».

Источник