Здоровый ребенок законы роста и развития

Здоровый ребенок законы роста и развития thumbnail
Основные законы роста детей

Лекции.Орг

1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.

2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.

3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам.

Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики.

4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей.

5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления.

6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.

7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.

Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3156 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Ген: 0.002 с.

Источник

Медицинский работник СЭС,
осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может
правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей
детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня
детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс,
питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование
факторов окружающей среды.

Организм человека —: это
единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и
взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.

Рост и развитие — две
взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое
свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях:
увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы
отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из
одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической
дифференциации клеток, тканей, органов.

Организм ребенка отличается
от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и
систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного
роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные
(развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят
в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитие растущего организма
подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в
морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным
периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими
свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического
развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим
на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные
периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми
различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития,
когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды
пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

Иллюстрацией указанных
закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня
деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного
ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие
ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами
замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она
составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес — 50%, в 27z года —
75%, в 5 лет — 90%, в 10 лет — 95%. Между тем масса всего тела новорожденного
составляет только 5%, а в 10 лет —только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно
увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн.
раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Неравномерно возрастает и
длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног
увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза. Голова новорожденного составляет
‘Д, а у взрослых — 1/8 длины тела.

К закономерностям роста и
развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно:
у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в
темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других
систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в
поведении, интересах.

Организм ребенка с момента
рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют
чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические
ритмы, двигательная активность).

Известно, что все жизненные
процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце,
легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая
активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс
имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется
под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена
дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для
человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма,
служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют
этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов
деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12
ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в
гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для
учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и
т. д.).

Важным фактором роста и
развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она
систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально.
Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия)
способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков
(например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).

Чтобы правильно организовать
медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным
процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах
которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а
реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная
периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные
возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским
педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши
дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной
на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст
представлены в ней 7 периодами:.

1)   период новорожденное (от
рождения до 10 дней);

2)   грудной возраст (от 10
дней до 1 года);

3)   раннее детство, (от 1
года до 3 лет);

4)   первое детство (от 4 до
7 лет);

5)  второе детство (от 8 до
12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);

6)  подростковый возраст (от
13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7)  юношеский возраст (от 17
лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В гигиене детей и подростков
целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности
анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и
обучения.

Различают следующие
возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный  
возраст — 3—6(7)   лет;   3)   школьный   возраст:

Такая периодизация наиболее
полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на
ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не
противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст,
к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так
как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и
проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются
определенные трудовые льготы.

Период новорожденности. Этот
период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и
характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и
функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь
нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного
являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение
массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении
температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных
условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти
полностью исчезает.

Грудной возраст. У детей в
данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела
увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают
прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с
первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются
положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются
подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических
функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная
слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный
период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию
отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные
расстройства питания).

Раннее детство
(преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3
лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет
абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро
уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи
с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас
слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального
развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период
способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание
может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в
физическом и нервно-психическом развитии.

Первое детство (дошкольный
возраст от 3 до 6—7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга
по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В
этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и
систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных   способностей.

Второе детство. В этот период
выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост
тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое
созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет
девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к
12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго
детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате
чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность
появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала
формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных
впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных
желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у
мальчиков.

Подростковый возраст. Его
называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у
мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу
подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже
завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста
(пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка
длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от
13 до 14 лет.

В подростковом возрасте
происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной,
кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные
характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков
особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые
признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и
в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания
женского организма является первая менструация, появление которой
свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и
большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте
13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес
позже.

Юношеский возраст. В этот
период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все
основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.

Фактором, оказывающим
определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является
акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще
в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось
уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела
новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на   1,2—1,5   см;   удваивается  
масса   тела   на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше,
чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов
постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте.
Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела
соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет
отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г—2 года. Такие
изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует
множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному
явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно
переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени
социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации,
которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах.
Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик
акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В
ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в
дальнейшем — окончание этого процесса.

Источник

Читайте также:  В чем отличие центр развития ребенка от детский сад