Здоровый ребенок и умственное развитие дошкольников
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.
Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.
КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?
Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.
Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.
Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .
Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.
Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.
Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.
К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.
Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.
Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.
Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.
Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.
Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.
Система Марии Монтессори
Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.
Методика Никитиных
Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.
Методика Зайцева
Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.
Методика Сесиль Лупан
Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.
Ментальная арифметика
Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.
Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.
На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.
«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!
Источник
«Умственное воспитание дошкольников»
Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.
На протяжении многих лет одной из основных задач в области дошкольной педагогики является умственное воспитание ребенка.
Большой вклад в разработку проблем умственного воспитания, особенно взаимодействия языка и мышления, внесли советские ученые-психологи Л.С. Выготский, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и другие.
1.Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).
Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности детей, основной целью которого выступает формирование способности к умственному труду, приобретение новых знаний, умений, навыков.
Некоторые ученые различают эти два понятия и пытаются установить между ними связь. Так, М.А.Данилов указывает, что целью и сердцевиной умственного воспитания является умственное развитие. Умственное воспитание делает человека способным к систематическому умственному труду, к приобретению новых знаний и способов их практического использования, а умственное развитие делает человека способным открывать новое в науке, технике, труде, творить новую жизнь.
2. Проблема умственного развития представлена в психолого-педагогической литературе различными научными теориями по изучению особенностей и закономерностей развития ребенка в зависимости от его возрастных особенностей, индивидуальных способностей, педагогических условий воспитания и обучения. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о соотношении процессов развития и обучения.
В последнее время в связи с рядом коренных изменений во взглядах исследователей на вопрос о роли и месте развития и обучения детей дошкольного возраста, в дошкольной педагогике, также как и в психологии, все чаще стало использоваться понятие “умственное развитие».
На умственное развитие оказывает влияние социальная среда. В ходе общения с окружающими дети усваивают язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Наиболее активно умственное развитие протекает в деятельности; общении, действиях с предметами, игре, обучении, труде. Особая роль при этом отводится обучению и воспитанию (JLС.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Л.В.Занков, И.Б. Котов, А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов, Д.Б.Эльконин и др.).
3. Содержание умственного воспитания составляют знания основ наук о природе и обществе, об основах современного производства, выработка инициативности, деловитости, умения самостоятельно решать задачи, выдвигаемые учением и жизнью.
В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.
Выделим задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование правильных представлений о простейших
явлениях окружающей жизни.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками и т.д.
- развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи;
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности.
Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.
Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.
- развитие любознательности и умственных способностей;
Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.
Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
- развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.
Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами.
Методы умственного воспитания дошкольников:
- Наглядные методы.
- Словесные методы (рассказ, чтение, беседа)
- Практические методы
- Игровые методы
Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.
Дидактические принципы:
-принципы развивающего обучения,
-принцип воспитывающего обучения,
-принцип доступности обучения,
-принцип систематичности и последовательности,
-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний,
-принцип наглядности,
-принцип индивидуального подхода к детям.
4.Условно средства умственного воспитания распределяются на две группы:
– деятельность детей;
– произведения духовной и материальной культуры.
Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.
Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.
Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.
Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий. Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.
В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности – наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.
Одним из средств умственного воспитания является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:
– сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
– игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;
– строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
-дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.
Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.
Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.
Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.
В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.
5. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются: усвоение системы знаний, познавательная активность (Д.Н.Богоявленский, Н.В.Левитов, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин); развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности (З.И. Калмыкова, О.К.Тихомиров); интериоризация – переход выполнения действий в умственный план (Л.С.Выготский, П.Я.Хальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др,); внутренний план действия – ВПД (Я.А.Пономарев); экстериоризация как применение усвоенных, перешедших во внутренний план, знаний на практике (НА. Менчинская); действия с использованием знаковых средств (В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и др,).
За последние годы существенное продвижение получил один из главных вопросов дошкольной дидактики — вопрос о последовательности усложнения знаний, начиная с тех исходных, которые были положены в основу системы. Разработка таких знаний позволила полнее реализовать принцип доступности обучения. В качестве исходных были выделены знания, которые, будучи вполне доступны детям в своем первоначальном виде, таили в себе широкие возможности усложнения и развития.
Важные результаты были получены в процессе изучения стихийного опыта детей. Так, у старших дошкольников были обнаружены особого рода знания, содержащие в самой элементарной форме отражение таких реальных связей, которые являлись центральными для той или иной области действительности. Например, старшие дошкольники обладали способностью целостного, еще недостаточно расчлененного «схватывания» в образном плане кинематических зависимостей (зависимости пройденного пути от скорости и времени движения, зависимости времени движения от скорости и расстояния и т. д.). Подобные знания мы использовали как своего рода предпосылку для формирования у детей более глубокого понимания основных связей и отношений той или иной области действительности. Дело в том, что если у ребенка имеется пусть самое элементарное, но уже верное отражение взаимосвязи между двумя или более объектами как единого целого, то создается принципиальная возможность, не нарушая этого целого, последовательно его усложнять, делая акцент, то на одном, то на другом компоненте. Такой путь наиболее эффективен для последовательного подведения старших дошкольников к пониманию достаточно сложных связей и отношений. При другом способе обучения, когда ребенка вначале последовательно знакомили с каждым компонентом связи безотносительно друг к другу и лишь, затем обращали его внимание на связь компонентов, дети испытывали значительные затруднения.
Такой подход к разработке проблемы умственного воспитания дошкольников, при котором у детей формируют умения рассматривать окружающие предметы и явления в разных аспектах, позволяет значительно усилить слабые стороны мыслительной деятельности дошкольников.
На основе результатов современных психолого-педагогических исследований и обобщения передового опыта была разработана экспериментальная программа обучения детей подготовительных групп детских садов. В ней удалось реализовать ряд важных теоретических принципов воспитания и обучения, разработанных А. В. Запорожцем и его сотрудниками, в частности развивающего обучения, соответствия содержания и методов обучения детей их психофизиологическим особенностям.
Заключение
Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственного воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходит постоянно под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.
Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.
Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985
2. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И.Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
3. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. – С-Пб., 2000.
4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 1984г.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: МГПУ, 1985. – 45с.
7. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся пед.училищ./ Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
8. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004
9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 2000. – 218 с.
10. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11.Роттенберг В. Психология поиска // Педология. 2001. №6. С. 8-13.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А, М., 1987
13. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.
14. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С.Сохина. – М.; Просвещение, 1984. – 207 с.
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред.учеб.пед.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с.
16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240 с.
17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи,/Под ред. В.В. Гербовой, М.1988.
Источник