Здоровый образ жизни и его влияние на развитие и воспитание ребенка

Здоровый образ жизни и его влияние на развитие и воспитание ребенка thumbnail

          В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек.
         Компьютер и телевизор негативно влияют на здоровье школьников. Со временем у многих школьников развивается компьютерная зависимость, от которой очень сложно избавиться. Кроме того, постоянное сидение за компьютером неизбежно приводит к проблемам со зрением и позвоночником. В телевизоре тоже нет ничего хорошего – вполне вероятны проблемы с лишним весом и с глазами. Следовательно, важно ограничить влияние на школьника телевизора и компьютера. Конечно, запрещать не нужно, чтобы избежать нежелательных последствий, но необходимо делать перерывы.

Составляющие здорового образа жизни:

  • Питание

Рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

  • Режим дня

У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности.

  • Физическая активность

Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо следить только за тем, чтобы организм не был перегружен.

  • Отсутсвие вредных привычек

Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  1. развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

  2. выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

  3. формирование умения принять правильное решение;

  4. приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

  5. обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

  6. формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

  7. развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала.

МЫ – ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!!

        Наш класс активно учавствует в спортивных мероприятиях: “Осенний кросс”, “Веселые старты”, “Лыжные гонки” , “Зарничка” и т.д. Неоднократно становились победителями данных мероприятий.

       Кроме общешкольных спортивных мероприятий, мы посещаем один раз в неделю бассейн, а также совершаем походы выходного дня. Каждый поход проходит  с разными целями: физическая выносливость  (прохождение дистанции), ознакомительние с окружающим миром  , выполнение творческих заданий ( сплочение коллектива, взаимодействие с родителями).

Уважаемые коллеги, какими Вы средствами , методами сохраняете здоровье детей?

Дорогие родители, какие пожелания имеются у Вас?

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 64

Родительское собрание

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Составитель:

учитель начальных классов

Дубовицкая И.А

Барнаул

Родительское собрание

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод.

В.А. Сухомлинский

Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни ребенка.

Задачи:

  • Показать актуальность темы

  • Познакомить с основными правилами здорового образа жизни

  • Выяснить причины соблюдения этих правил

  • Дать практические рекомендации по применению этих правил

  • Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме

Участники: классный руководитель, родители учащихся 1 Б класса

Оформление, оборудование, инвентарь:

-компьютер, фрагмент фильма (ответы детей) лепестки ромашки с пословицами, схема режима дня школьника, выставка литературы (статей, журналов, книг) по теме «Здоровье детей»;

Подготовительная работа: подготовка фотовыставки, оформление приглашений для участия родителей в собрании, анкетирование детей; видео опрос; подготовка памяток для родителей и учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни .

Форма проведения: круглый стол

Ход собрания

ВСТУПЛЕНИЕ.

– Сегодня мы собрались с вами, чтобы решить важные проблемы. Но чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья,

Детей своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте тогда мне скорее ответ:

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (да)

– А теперь поздоровайтесь друг с другом, пожмите друг другу руки, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте, как я рада вас видеть!»

-Здравствуйте!

Что особого мы тем друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуй – ты скажешь человеку.

-Здравствуй – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. При встрече люди приветствовали друг друга так: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдёшь».

Сегодня мы с вами и поговорим о здоровье – самом ценном достоянии. Назовем мы нашу сегодняшнюю встречу:

«Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого школьного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Главная цель школы – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

-Сегодня мы с вами попробуем разработать рецепт здоровья для наших детей и нас с вами.

Я предлагаю вам провести наше собрание в виде круглого стола

Первый вопрос на котором я бы хотела остановиться

1.ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ЗДОРОВЫМ? (работа в группах)

Ответы родителей

* В словаре С. И. Ожегова «Здоровье – правильная, нормальная деятельность животного организма».

Быть здоровым – значит жить без болезней, вести нормальную деятельность.

Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений”.(Такое определение дает Всемирная организация здравоохранения).

-Вот как ответили на этот вопрос дети.

Фрагмент фильма. (ответы детей)

Результаты предварительного анкетирования:

Я считаю себя здоровым – 23 ученик из 29; я хочу быть здоровым – 28 из 29 учеников.

2. ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ? (работа в группах)

Фрагмент фильма. (ответы детей)

а) Образ жизни

б) Состояние окружающей среды – природы

в) Питание и т. д.

Игра «Ромашка»

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы – продолжить…

В здоровом теле – (здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги – в тепле)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал – (отдохни)

Курить – (здоровью вредить)

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость

– Из чего же складывается здоровый образ жизни?

3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Фрагмент фильма «Физминутка»

Результаты предварительного анкетирования: по утрам я всегда делаю зарядку: 16 – да, 13 – нет.

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие – в спортзале. Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

Физическая культура и спорт – важные составляющие разумного отношения к себе и своему здоровью. Но эти составляющие должны быть настоящими. Послушайте высказывание известного авиаконструктора О. К. Антонова: «Настоящая физическая культура – это разумное отношение к организму – вместилищу нашего разума – все 24 часа в сутки. Я хочу еще раз подчеркнуть: не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия два раза в неделю, а постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный образ жизни делает существование человека полноценным».

Выступление родителей о своих детях, посещающих спортивные секции

4.ГИГИЕНА.

Результаты анкетирования:

Я регулярно чищу зубы: 18 – да, 11 – нет

Я всегда мою руки перед едой: 27 – да, 2 – нет

Выступление врача гинеколога (Делова Е. О)

5.РЕЖИМ ДНЯ

СКОЛЬКО ЧАСОВ ВАШ РЕБЕНОК ТРАТИТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ?

ВО СКОЛЬКО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ?

Предварительные результаты анкетирования:

Я ложусь спать не позднее 22 часов вечера: 15 – да, 14 – нет.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Для того, чтобы человек был здоров, необходимо соблюдать режим дня.

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.

Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.

Предлагаю разработать примерную схему режима дня школьника, посещающего занятия в первую смену (при начале занятий в 8 00)

6.ПИТАНИЕ.

Значение питания в жизни человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест». Тем самым подчеркивается исключительная роль питания в формировании и тела, и поведения ребенка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

Результаты анкетирования: Я полноценно питаюсь: 17 – да, 12 – нет.

Выступление : (Зеленина Е.М)

-Какие продукты должны присутствовать в рационе питания?

-Вред жвачек, сухариков, чипсов.

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.

Не воспринимайте курение подростка как безвредную привычку: часто это приводит к употреблению более тяжких наркотиков.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.

На столах лежат листы бумаги, фломастеры. Напишите 10 составляющих здорового образа жизни, которые вы взяли бы сегодня за основу своей жизни. (Это и будет решение нашего родительского собрания).

Родителям вручаются памятки

А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)

Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Литература

1.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004.

2.Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб., 1994.

3.Ротенберг Р Расти здоровым М., 1993

4. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль. Академия развития. Академия холдинг. 2003г

5.Халимова З.Р. «Воспитание гигиенических навыков у младших школьников». Сибай. 1999г.

6.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

7.https://zdd.1september.ru/

8. https://www.proshkolu.ru/

9.https://www.zavuch.info/

Источник

Воспитание основ здорового образа жизни

у дошкольников

Шокурова Галина Алексеевна,

педагог-психолог

МБДОУ д/сад №54

       В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

        Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом

       Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

       Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

       Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

      Основные компоненты здорового образа жизни.

  • Рациональный режим.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

      Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

       При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

  1. Обеспечение баланса
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  3. Соблюдение режима питания.

       Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

       Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования

двигательной культуры являются:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  4. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

       Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.

    Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.

        Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

       Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

      Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

– направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

– комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

– созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

– формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

  • Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).
  • Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
  • Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)
  • Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни

Источник