Здоровое развитие ребенка в садике
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
Здоровый ребенок в детском саду
Подготовила: Бояркина Г.М.
Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования.
Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.
Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построена на трех основных направлениях:
- Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
- Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
- Развитие физической культуры.
А также строится на основополагающих принципах:
- дифференцированности;
- последовательности;
- аксиологичности.
Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).
Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.
Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.
Формы работы с родителями:
- уголок здоровья;
- консультации;
- родительские собрания с привлечением специалистов медиков;
Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.
Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьеформирующее образование.
Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.
- Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.
В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:
- Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
- Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
- Снижение простудных заболеваний.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
№ | Наименование оздоровительных процедур | Методы и приёмы оздоровления в воспитательно-образовательном процессе | Сроки и длительность проведения мероприятий | Примечание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду |
|
| |
2. | Физическое развитие |
|
| |
3. | Гигиенические и водные процедура |
|
| |
4. | Использование естественной среды для закаливающих мероприятий |
|
| В зимний период при температуре не ниже 20° |
5. | Свето и цветотерапия |
|
| |
6. | Аутотренинг и психогимнастика |
|
| |
7. | Закаливание а) естественное |
|
| |
8. | Работа с родителями |
|
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными, не реагирующими ни на какие превратности погоды.
Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние и поведение ребёнка.
При закаливании мы придерживаемся определённых правил, первое из которых постепенность. Также учитываем состояние здоровья и индивидуальные особенности детей. Закаливающие процедуры должны доставлять детям радость.
Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.
Методика солевого закаливания
Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Система оздоровительных мероприятий в I и II младшей группе на 2009- 2010 год.
- Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
- Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
- Прогулки ежедневно при температуре не ниже – 20С (ежедневно).
- Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.
- Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
- Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.
- Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
- Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
- Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
- Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)
- Игры и упражнения – снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.
Источник
юлия миронова
Воспитание навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.
Ю. В. Миронова, воспитатель
МДОУ «Детский сад №65 комбинированного вида»
В современной действительности жизнь диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это новая ступень в развитии образования, начальным звеном которого является образование дошкольное.
В настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Уже в детском садудолжно начинатьсяформирование здорового образа жизни. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования основ здорового образа жизни детей в условиях детского сада.
Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, которая формирует привычки здорового образа жизни. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, который направлен на профилактику болезней и укрепление здоровья[1, 32].
В связи с этим, одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни. Образовательная область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена на решение данной задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)[5, 13].
Эффективность формирования основ здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. На сегодняшний день актуален поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждения.
Общеизвестна истина, что здоровье, здоровый образ жизни та ценность, которая остаётся неизменной на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребёнку.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития[3,162].
В ДОУ одной из задач поставлена задача формирования здорового образа жизни у детей. Создаются определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Усилия педагогов направлены на формирование культуры здоровья, нацеленной на то, чтобы здоровый образ жизни стал осознанной необходимостью для каждого ребёнка. Сложная проблема обеспечение здоровья подрастающего поколения не может быть решена без взаимодействия сотрудников ДОУ и родителей, информацию для них оформляется на специальных стендах ярко, красочно, привлекая к его созданию самих родителей. Проводятся консультации родителей со специалистами ДОУ. Различные формы включает в себя санитарно-просветительная работа. Это индивидуальные беседы, папки-передвижки, круглый стол (родительские собрания). Полноценное и сбалансированное питание особенно важно в детском возрасте. Только разнообразная пища обеспечивает организм ребёнка необходимыми веществами для его роста и развития.
Формирование основ здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывании ребёнка в ДОУ.Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон. Учебно-воспитательный процесс: «Уроки здоровья» (гимнастика, познавательная часть, релаксация). Учебно-воспитательная совместная деятельность (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, физкультура, музыка, изо деятельность (физминутки, минутки психоэмоциональной устойчивости). Два раза в год (зимой и весной) проходят недели здоровья, которые необходимы для психофизической разгрузки детей, они предупреждают переутомление, являются формой активного отдыха. Создаются оптимальные условия, увеличивается объём двигательной активности. Подвижные и спортивные игры-одно из самых любимых и полезных занятий детей. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Преодоление препятствий, выполнение определённых обязанностей укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели. Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без мониторинга (2 раза в год, анализа состояния ребёнка. Основная задача своевременное выявление отклонений в физическом развитии, пока они не перешли в состояние болезни. Дозируя нагрузки, можно способствовать равномерному развитию костно-мышечной и опорно-двигательной систем[4,22].
Главная задача воспитателя – не вложить в голову ребёнка сумму определённых знаний и правил, а помочь ему задуматься о своём здоровье. Но прежде, чем это произойдёт, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребёнка здоровым.
Cписок использованных источников.
1. Авдеева, Н. И. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений/ Н. Авдеева, О. Князева, Т. Стеркина // Дошкольное воспитание. — 1997. №3 – 4. -С. 32-40.
2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка/Алямовская,В. Г. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 11.- С. 43
3. Карманова, Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л. В. Карманова – М.: Нар. Асвета, 1980. – 162 с.
4. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. канд. пед. наук/ Л. Г. Касьянова // Екатеринбург, 2004. – 22с.
5. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие. /Под ред. Ерофеевой Т. Н. //-М.: Academia, 1999. – С. 16.
Источник
На чтение 13 мин. Просмотров 3.3k. Опубликовано 12.12.2019 Обновлено 26.06.2020
Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста. Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители. Итак, читаем, привитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) для детей дошкольного возраста.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Здоровый образ жизни для детей
Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.
Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:
- Правила личной гигиены;
- Уметь жить по режиму дня;
- Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
- Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
- Знать правила питания;
- Понимать, как защититься от простуды;
- Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;
- Знать упражнения для профилактики болезни.
- Понимать, что опасно, а что полезно.
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Картотека для детского сада на тему ЗОЖ
В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.
В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:
- Наблюдение;
- Беседа с использованием игр;
- Занятия с наглядными пособиями;
- Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
- Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
- Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
- Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей.
- Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Темы ЗОЖ
В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:
- Правильное питание.
- Режим дня.
- Двигательная активность.
- Полноценный отдых и сон.
- Здоровая гигиена.
- Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
- Здоровые привычки, закаливание организма.
Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.
Читайте также статью: Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников
Правила ЗОЖ
В детском саду ребенок должен усвоить следующие правила здорового образа жизни.
Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:
- Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
- Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
- Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
- Не любят уши сильный шум.
- Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.
Второе правило – для зорких глаз:
- Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.
- Трогать глаза грязными руками нельзя.
- Не забывать про гимнастику для глаз.
- Глаза, брови и ресницы любят умываться.
Третье правило – для чистой кожи:
- Мыло и вода – лучшие друзья кожи.
- Нельзя кожу колоть и давить на нее.
- Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
- После ванны нужно хорошо вытереться.
- Грязное белье опасно для здоровья.
- Нельзя носить чужую одежду и обувь.
Четвертое правило – для подвижности рук и ног:
- Утренняя гимнастика – закон.
- Нет — неудобной обуви.
- Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.
- 4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
- Плавание – хорошая закалка.
- Пятками по песку – все болезни прочь.
Пятое правило – для красивой осанки:
- Позу менять через 15 — 20 минут.
- Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
- Голову класть нужно на невысокую подушку.
- Тяжесть поднимать нельзя.
- Нельзя ходить на высоких каблуках.
Шестое правило – о правильном питании:
- Есть по режиму.
- Нельзя торопиться во время еды.
- На столе должны быть полезные продукты.
- На ходу есть нельзя.
- Холодная и горячая пища не может быть полезной.
- От переедания болит живот.
Седьмое правило – для крепости зубов:
- Грызть орехи нельзя.
- Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.
- После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
- 4.Утром и перед сном – чистить зубы.
- Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.
Восьмое правило – о правильном отдыхе:
- Душ перед сном – обязательно.
- Пить много воды перед сном нельзя.
- Спать нужно в проветренной комнате.
- Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
- Спать нужно в тишине.
- Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.
Сказки
О здоровом образе жизни написано много сказок. Причем их авторами нередко становятся сами педагоги дошкольного образования. Герои сказок, которые сначала поступали неправильно, в конце истории исправляются.
Сказка про бодрую Белку
Жили в одном лесу звери, которым некогда было делать зарядку. Все они были очень заняты! Медведь Топтыгин мед собирал, еж Пыхтелкин – грибы, лиса Патрикеевна хвостом следы заметала…
Жила в этом лесу белка Стрелка, бодрая, спортивная. Она все успевала: и орехи найти, и в дупле прибраться, и бельчат учить, и песни спеть. Такая она была веселая и добрая, что все звери белку любили. Однако не могли понять звери: зачем с утра, как проснется, белка по веткам скачет. То вверх, то вниз. Зачем? Лучше бы понежилась, пока утренний сон не пропал.
Пришли медведь, еж и лиса к белке и спрашивают: «Зачем?» А та отвечает: «Это утренняя зарядка! Я от нее всегда такая бодрая и не устаю до самого вечера!» ««Вот бы и мне не уставать», — говорит еж, — только я по веткам прыгать не могу». ««И я хочу быть бодрой и красивой», – говорит лиса, – и я не умею лазать по деревьям». «Вам и не нужно! – отвечает белка. – Можно делать другие упражнения! Я вас научу, только чур – не лениться!»
Стали звери каждое утро с белкой Стрелкой зарядку вместе делать. И через некоторое время заметили чудеса. Медведь так ловко и умело мед собирал, что ни одна пчела его не покусала. Ежик грибы домой стал приносить в два раза быстрее, лапки его стали крепкие и сильные. На себя налюбоваться и лиса не могла – бодрая, быстрая, стройная. Лесная красавица!
Пришли звери к белке и говорят: «Спасибо, Стрелка, научила утренней зарядке! Теперь мы стали самые здоровые и бодрые в лесу!» «И красивые», – добавила лисичка. А там и другие звери захотели быть бодрыми и здоровыми.
Теперь каждое утро в лесу начинается с зарядки.
Витамины для медвежонка Винни
Проснулся солнечный Лучик, прыгнул на подушку к Винни Пуху, но медвежонок был не в духе. Плохо себя чувствовал Винни Пух. Обиделся Лучик. Говорит: «Нельзя так целый день лежать!» «А чем мне заняться?» – грустно спросил Винни. «Знаешь, – сказал Лучик, – есть волшебные витамины для хорошего настроения! Пойдем, я покажу, где они!» Не хотелось Винни Пуху никуда идти, но он был любопытный медвежонок. Поэтому слез с кровати и пошел за Лучиком.
Шли они, шли и пришли к домику Лучика. А рядом с домиком был огород с овощами и ягодами.
«Вот они, мои витамины», – сказал Лучик. «Это просто морковка, свекла, капуста. Еще ягоды. Обычная еда!» – не поверил Винни. «Нет! – сказал Лучик. – Не обычные. Потому что папа Солнце и мама Земля подарили им витамины. Смотри, морковка дает глазам зоркость, а чеснок прогоняет вредные бактерии. Да и другие овощи, фрукты и ягоды дарят здоровье!» Удивился Винни: «А я и не знал, что на грядках растут волшебные витамины!» «Я покажу, как приготовить из овощей и ягод вкусные и полезные салаты! Тебе понравится!»
Медвежонок и Лучик приготовили вкусный завтрак. Так понравились салаты Винни, что он решил их есть каждый день. И настроение у него поднялось!
Решил медвежонок свой огород завести и выращивать полезные овощи и ягоды. Чтобы не расставаться с хорошим настроением и угощать всех друзей!
Стихотворения
Сказка про Крокодила, который не следил за своим здоровьем
Жил на свете Крокодил.
Он лечиться не любил.
Докторов он всех боялся,
От прививок уклонялся.
За собой он не следил:
Лапки он свои не мыл,
Зубки он свои не чистил,
О прививках и не мыслил.
Вот однажды утром встал
И себя он не узнал.
Весь опух, болит живот,
Не откроет даже рот.
«Что мне делать? Как мне быть?
Нужно помощь попросить.
Звери, птицы, помогите.
От боли вы меня спасите!»
Приползла к нему Змея
И ответила она:
«Срочно к доктору иди
И таблетки ты прими!»
Разозлился Крокодил,
Чуть Змею не проглотил.
Испугалась тут Змея
И скорее уползла.
Попугай к нему летит,
Крокодилу говорит:
«Тут одних таблеток мало.
Уколы делай, чтоб лучше стало!»
«Все само собой пройдет:
И ангина, и живот», –
Так ответил Крокодил
И зарылся прямо в ил.
Только боль-то не проходит,
Крокодил сильнее «воет»:
«Вот напасти, вот беда,
Ведите доктора сюда!»
Доктор вынул шприц большой:
«Ну, и где же наш больной?»
Крокодил раскрыл глаза,
По щеке бежит слеза.
Зубы крепко только сжал,
Укол себе он сделать дал.
Не прошло и полчаса,
А от боли ни следа.
Слава нашим докторам,
Кто здоровье дарит нам!
***
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать:
Нужно всем подольше спать,
Ну а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги.
С ними дружбу не води!
Среди них тихоня-лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты.
Вот полезная еда
Витаминами полна.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши,
Только помни – при уходе
Одевайся по погоде.
Игры на развитие мелкой моторики: смотрите ЗДЕСЬ!
Пословицы
Существует много пословиц о здоровом образе жизни. Вот они.
- Болезнь ищет жирную пищу.
- Болен — лечись, а здоров — берегись.
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
- Больному и золотая кровать не поможет.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
- Все здоровые люди любят жизнь.
- Где здоровье, там и красота.
- Двигайся больше — проживешь дольше.
- Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровью цены нет.
- Здоровья за деньги не купишь.
- Здоровье дороже богатства.
- Кто встал до дня, тот днем здоров. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
- Чистота — залог здоровья.
- Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.
Загадки
Для того чтобы ребенок лучше понял, что такое здоровый образ жизни, можно поиграть с ним в загадки. Много загадок о полезных овощах.
- Маленький и горький, луку брат (Чеснок).
- 2. Красна — девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь).
- Сто одежек, и все без застежек (Капуста).
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (Лук).
- Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло (Свекла).
- Сидит мужик на полатях, весь в заплатах (Лук).
Игры
Дети любят играть в подвижные игры. Это можно использовать на занятии по формированию здорового образа жизни.
***
Волны плещут в океане,
Что там видится в тумане?
Это мачты кораблей, —
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
И продолжим наш урок!
Каждая строчка сопровождается движениями: сначала волнообразные движения руками, руки над глазами (вглядываются), руки вверху, как мачты, изображают «плавание» руками, ходьба на месте, наклоны вперед, приседания, сели за столики.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Игра «Рисуем организм»
Дети вместе с родителями рисуют организм человека. Две команды соревнуются на скорость. Можно не рисовать, а прикреплять картинки к доске, на которой нарисован человек.
Игра «Полезный обед»
Команды соревнуются на скорость и знания. Предлагается в корзину сложить полезные продукты. На «прилавке» лежат и полезные, и вредные продукты. Нужно выбрать правильные.
Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки. Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей.
Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белококытова
Источник