Здоровья ребенка и развития зрения

Здоровья ребенка и развития зрения thumbnail

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать – является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету – в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.
Читайте также:  Когда будет легче в развитии ребенка

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник

Переоценить важность качественного зрения для жизни человека невозможно. Это отражено и в народной мудрости – «береги как зеницу ока», и в высказываниях художников: «Зрение – это место встречи вещей и мыслей, это жемчужные ворота между солнцем и душой» (Юстейн Гордер).

Способность видеть окружающий мир, любоваться его красотой, воспринимать информацию, работать, творить невозможно без нормальной зрительной функции. А сейчас, во времена бурного технического прогресса, наши глаза испытывают все большие нагрузки. Компьютеры, смартфоны, планшеты, телевизоры, покетбуки делают жизнь комфортнее, насыщают информацией, но, к сожалению, чрезмерно нагружают наши глаза. Дети, которые еще даже не научились ходить, уже играют в компьютерные игры и смотрят мультфильмы на экранах мобилок. А с 6 лет начинается школьное образование, и нагрузка на глаза увеличивается. Тревожными являются показатели роста частоты близорукости и других расстройств зрительной функции среди детей и представителей других возрастных групп.

Здоровья ребенка и развития зрения

Можно ли как-то помочь проблеме? Как вовремя распознать, есть ли у ребенка расстройства зрительной системы? Как сохранить качественное зрение и поддержать здоровое состояние глаз?

Нарушения зрения могут иметь различный характер. Прежде всего, это зависит от возраста ребенка. Если речь идет о новорожденных или детях первого года жизни, то родителям следует обратить внимание на адекватность развития зрительной системы ребенка: как ребенок открывает глаза и нормальным ли является внешний вид глаз. Бывают такие серьезные врожденные аномалии развития, как уменьшение размера глазного яблока, роговицы, патология век. Эти сложные заболевания требуют немедленного обращения к офтальмологу.

Младенцы могут еще не фокусировать взгляд, не фиксировать его на предметах. На первом месяце жизни это является совершенно нормальным. Но уже со второго месяца у детей развивается активная реакция слежения взглядом, его фиксация на больших ярких предметах. Если же эта реакция является запоздалой, и ребенок в два-три месяца не реагирует на родителей, яркие игрушки, а движения его глаз является «плавающими», нескоординированными, то можно заподозрить наличие проблемы. Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту-офтальмологу, а если речь идет о детях раннего возраста – и к неврологу. Потому что бывает так, что зрительная система и глаза анатомически развиты хорошо, а проблема касается нервной системы. Строение глаза, и собственно, зрительной системы, является чрезвычайно сложной. Глаз воспринимает свет и зрительную информацию, которая зрительными путями поступает к головному мозгу, где обрабатывается. Поэтому ребенок может не видеть вследствие определенных нарушений именно в нервной системе. Есть такие серьезные заболевания, как, например, центральный амавроз. Поэтому чрезвычайно важно комплексное обследование ребенка и офтальмологом, и невропатологом.

Ребенок активно развивается в течение первого года жизни, у него появляются разнообразные функции. Развивается и зрительная система. Врачи обязательно обращают внимание на соответствие физического и умственного развития ребенка его возраста. После 3-4 месяцев ребенок должен хорошо фиксировать взгляд на игрушках, тянуться к ним ручками и принимать, рассматривать и тянуть в рот. Причем сначала он визуализирует предмет, определяет дальнейшие движения и действия с ним. Когда же возраст ребенка приближается к одному году, он уже более активно и осознанно реагирует на предметы, а родители могут обратить внимание не только на его зрительные функции, то есть на то, как он непосредственно реагирует на предметы, но и на то, насколько согласованно «работают» глаза, как ребенок фиксирует взгляд. В это время уже можно заподозрить наличие нарушений со стороны глазодвигательного аппарата, а именно врожденное косоглазие. Его можно обнаружить до года, причем на разных этапах: до 2-3 месяцев движения глаз дискоординированные, поэтому четко определить косоглазие еще нельзя; а вот позже, с развитием фиксации глаз, его уже можно заподозрить.

Читайте также:  Дневник развития ребенка автор казьмин

В возрасте от 1 до 3 лет зрительная система ребенка продолжает активно развиваться. Если раньше родители не замечали каких-либо проблем, а в этом возрасте ребенок начал слишком близко подходить к экрану телевизора или подносить предметы вплотную к глазам, чтобы рассмотреть их, или же прищуриваться и закрывать один глаз, то это является сигналом для обращения к врачу-офтальмологу.

Здоровья ребенка и развития зрения

От рождения глаз ребенка еще полностью не сформирован, поэтому дальнозоркость может быть физиологической нормой. Такую дальнозоркость ребенок «преодолевает» благодаря своему аккомодационному аппарату. В процессе роста происходит так называемый естественный рефрактогенез. Глаз растет, и присущая ребенку младшего возраста «неправильная» дальнозоркая рефракция меняется. Результатом этого естественного процесса является уменьшение степени дальнозоркости. Происходит это в 3-4 годика. 

Основными «вехами» здоровья зрения ребенка являются обследования: в возрасте новорожденного, в 3 года, в 6 лет, перед школой. Если до 3 лет не исправляются аномалии рефракции, которые являются физиологическими в раннем периоде, то врач-офтальмолог должен решить, нужны ли дополнительные средства: очковая коррекция зрения или контактные линзы. Такие решения может принимать только врач-офтальмолог на основе данных обследования.

Некоторые моменты в поведении ребенка должны насторожить родителей и побудить обратиться к врачу. Если родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который уже ходит и рассматривает объекты, берет в руки игрушки: слишком близко подходит к экрану телевизора; слишком близко подносит к глазам предметы; щурит глаз / глаза, или же у ребенка наблюдаются дискоординированные движения глаз (проявление косоглазия) или у ребенка не двигаются глаза, и он вынужден поворачивать голову, то это может быть связано с патологией зрительного аппарата. Обо все таких моментах родителям следует рассказать во время планового визита к педиатру или врачу семейной медицины. Это поможет вовремя получить направление на консультацию к офтальмологу и будет способствовать решению проблем. 

Распространенным нарушением зрения является косоглазие. Косоглазие – это сложная патология глазодвигательного аппарата. Природой предназначено, чтобы человек видел окружающий мир обоими глазами. Информация о картинке от сетчаток обоих глаз поступает в мозг, где воспроизводится единый зрительный образ. Благодаря этому зрение человека является бинокулярным, и именно такое зрение считается полноценным. При косоглазии нарушается совместная «деятельность» двух глаз, потому что ребенок фактически смотрит одним глазом, а второй в этом акте не задействован. Итак, бинокулярное зрение становится невозможным. 

Важно отметить, что чем раньше развивается косоглазие, тем больше осложнений со зрением будет у ребенка в будущем. Поэтому лечение ребенка с косоглазием следует начинать немедленно после выявления этой патологии. Косоглазие с возрастом обычно не проходит, поэтому нужно ждать, чтобы ребенок достиг определенного возраста, а уже потом принимать решение о лечении. При подозрении на косоглазие следует как можно скорее обратиться к детскому офтальмологу. Лечение, к сожалению, не является одномоментным, оно достаточно сложное, комплексное, направленное на устранение как собственно косоглазия, так и его осложнений. Методы лечения разнообразны: это и коррекция с помощью специальных призматических очков или контактных линз, и применение определенных средств аппаратного лечения, а также хирургические вмешательства.

Строго индивидуальный подход, четкая и, что очень важно, ранняя диагностика косоглазия предупреждает его осложнения. Сейчас косоглазие эффективно лечится, лечение позволяет полностью устранить угол косоглазия и развить бинокулярное зрение.

Одним из серьезных осложнений косоглазия является функциональное расстройство, которое называется амблиопия (от древнегреческого – ослабленный и – глаз, «ленивый глаз»). При развитии амблиопии неправильно сформированная зрительная функция приводит к снижению остроты зрения глаза, косоглазию. Вовремя начатое лечение собственно амблиопии является очень важным для ребенка с косоглазием. Это лечение сложное, комплексное, оно включает и зрительную / контактную коррекцию и применение аппаратных методов. Важную роль играет медикаментозное лечение. Оно помогает восстановить функции сетчатки, а именно ее центральной зоны.

Фармакотерапия препаратами, содержащими витамины и микроэлементы, которые проникают в тропные ткани глаза, помогает поддержать зрительную функцию. Каротиноиды – зеаксантин и лютеин – необходимы для нормального функционирования фоторецепторного слоя сетчатки, который получил повреждение при амблиопии. Мощная антиоксидантная защита также улучшает работу аккомодационного аппарата (цилиарной мышцы). Поэтому необходимо именно комплексное лечение амблиопии у детей, которое способствует восстановлению аккомодации и улучшению кровоснабжения сетчатки, что дает положительный эффект. 

Достаточно актуальным является вопрос, необходима ли консультация офтальмолога для здорового ребенка? Когда родители с ребенком приходят к педиатру или семейному врачу, прежде всего специалист интересуется, есть ли жалобы о состоянии ребенка. Но в офтальмологии есть определенные моменты, которые нельзя отнести к жалобам. Родители могут не замечать их и быть уверенными, что у ребенка нет никаких проблем со зрением. Даже когда у ребенка спрашивают, хорошо ли он видит, иногда он не способен ответить однозначно. Поэтому необходимо проведение диспансерного осмотра детей, начиная с 6-месячного возраста, и это закреплено документально. Обычно же, если ребенок родился с определенной патологией зрения, родители обратятся к специалисту раньше или расскажут о проблеме педиатру, который направит на консультацию к офтальмологу. Но даже при отсутствии каких-либо жалоб плановый осмотр ребенка в возрасте 6 месяцев является необходимым.

Здоровья ребенка и развития зрения

При осмотре можно выявить такую патологию, как разница между глазами в преломлении света, или анизометропию. Если сила преломления света в одном глазу существенно отличается от таковой в другом, то глаз, для которого этот показатель больше, будет развиваться хуже. Это также может привести к амблиопии. Очень важно выявлять такие состояния в раннем возрасте, поскольку зрительная функция ребенка формируется от рождения до 10 лет. Если этот период упустить, возникнет проблема устойчивой амблиопии, с которой после 10 лет бороться уже не эффективно. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что первый осмотр у офтальмолога с целью выявления такой проблемы должно произойти, когда ребенку исполнилось полгодика.

Читайте также:  Ребенок с индивидуальными особенностями развития

Кроме того, ребенка обязательно следует осмотреть перед тем, как он пойдет в детский сад. Если проблема не обнаружена в полгода, это может быть сделано в возрасте 1,5-2 года. И, конечно же, необходимо обследовать ребенка перед тем, как он пойдет в школу. На этом этапе следует оценить рефракцию, то есть силу преломления света в сложной оптической системе глаза, которую выражают в диоптриях. Это важно сделать перед началом активных зрительных нагрузок на аккомодационный аппарат глаза. 

При наличии у ребенка гиперметропического астигматизма (нарушение зрения из-за изменения формы роговицы или хрусталика, что приводит к дальнозоркости) или гиперметропии средней или высокой степени, могут появляться проблемы астенопического характера, то есть быстрая утомляемость при зрительных нагрузках, головная боль, дискомфорт. Если вовремя выявить такие нарушения, можно назначить очки, которые помогут избежать проблем. Обычно гиперметропия слабой степени не вызывает такого дискомфорта, но если степень средняя и выше, то проблема уже является существенной. При работе на близком расстоянии для компенсации гиперметропических нарушений у ребенка может развиваться состояние напряжения и спазма аккомодации. Это вызывает достаточно острое чувство дискомфорта. Из-за подобных жалоб родители приводят детей на консультацию к офтальмологу. Чтобы предотвратить развитие такой проблемы, необходимо своевременно приводить ребенка на плановый осмотр. 

Астигматизм. Причины, симптомы, коррекция - доступным языком

Существует также проблема миопии, особенно в связи со зрительными нагрузками у детей, связанными с обучением в школе, а также пользованием компьютеров и другими ґаджетами. Миопия, или близорукость, сейчас представляет собой достаточно серьезную проблему в офтальмологии. Ряд научно-исследовательских институтов занимаются исключительно этой проблемой. К сожалению, частота миопии в популяции неуклонно растет. Эта патология может проявляться в различные возрастные периоды. Если раньше считалось, что первые проявления миопии ожидаются в школьном возрасте, то сейчас, хотя львиная доля диагностируется именно у школьников, миопию обнаруживают и у детей дошкольного возраста, и у взрослых после 20 и даже после 40 лет. Все это, конечно же, связано с образом жизни, потому что значительные зрительные нагрузки у современного человека являются фактором, ассоциированным с возникновением и прогрессированием близорукости. 

Американские ученые выделили основные факторы, приводящие к развитию миопии: наследственность (наличие миопии у одного/обоих родителей); принадлежность к определенной этнической группе (скажем, у азиатов близорукость развивается чаще, чем у европейцев; в одном из исследований при участии японских школьников в возрасте 4-17 лет было обнаружено, что 67-72% страдали миопией различной степени); работа, требующая зрительного напряжения (фактически касается всех школьников; кроме того, это работа на близком расстоянии – чтение, письмо, работа на компьютере и т.д. ), сопровождающаяся напряжением аккомодации и увеличением глазного яблока; нездоровый образ жизни – недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, длительное пользование ґаджетами.

Необходимо проводить образовательную работу по значимости этих факторов. Кроме того, не следует забывать, что несбалансированное питание, особенно у детей школьного возраста, тоже приводит к определенному дисбалансу содержания кальция в периоды активного роста скелета, недостаточности каротиноидов. Эти вещества, которые необходимы для нормального функционирования зрительной системы, ребенок получает только при здоровом питании (которое, к сожалению, не всегда нравится детям). Весь указанный комплекс факторов приводит к развитию миопии. Иногда родители удивляются: раньше в семье у всех было нормальное зрение, а у ребенка почему-то возникла близорукость. Но если тщательно собрать анамнез и проанализировать образ жизни ребенка, становится очевидным, что хотя бы один из указанных факторов налицо.

Каким же образом можно повлиять на ситуацию, что могут сделать родители, чтобы улучшить состояние зрительной системы ребенка? Начать следует с правильного обустройства рабочего места. Понятно, что не речь идет об исключении пользования компьютером (или мобильным телефоном, планшетом или другими гаджетами) из жизни ребенка. Это нереально, потому что дети должны развиваться, идти в ногу со временем и развитием техники. Но работу следует организовать правильно. Следует подобрать стол и стул надлежащей высоты, очень важно правильное освещение рабочего места. Если ребенок работает на близком расстоянии – обычно 35-40 см при чтении или письме, он должен сидеть ровно, лицом прямо к рабочей поверхности. Если это работа за компьютером, то расстояние до монитора должно составлять 70-80 см, а верхний его край – быть на уровне глаз ребенка. Необходимо хорошее освещение. Через каждые 20-30 мин следует давать глазам отдых, делать гимнастику для глаз. Всех этих правил необходимо придерживаться.

Здоровья ребенка и развития зрения

Родители должны следить за общим состоянием здоровья ребенка, его осанкой. Ребенок должен обязательно высыпаться (школьнику надо спать не менее 9-10 ч) и ежедневно проводить на свежем воздухе не менее 2-3 ч. Необходимо заниматься спортом, отдавая предпочтение плаванию и игровым видам спорта, связанными с летающим подвижным объектом (мячом, воланом и т.д.). Когда ребенок следит за таким объектом, у него невольно происходит тренировка аккомодации, что предотвращает развитие близорукости.

Очень важно обращать внимание на питание. Рекомендуется, чтобы в ежедневном рационе были продукты, содержащие кальций (больше всего его в мягком и твердом сыре) и каротиноиды (морковь, томаты, тыква и т.д.). Существуют дополнительные препараты, которые ребенок может принимать курсами, скажем, в осенний и весенний периоды, чтобы улучшить обменные процессы в сетчатке и сосудистой оболочке глаза. Это достаточно хорошо влияет и на качество зрения, и на состояние адаптационного аппарата глаза.

Период с осени до весны, когда продолжительность светового дня уменьшена, считается депрессивным. Именно в это время чрезвычайно важна темновая адаптация – то, как ребенок видит в сумерках, в темное время суток. Все это влияет на качество зрительной функции. Этот момент родители должны всегда иметь в виду. И, конечно же, если даже у ребенка абсолютно нормальное состояние рефракционного аппарата глаза, рекомендуется раз в год проверять зрительную функцию.

Источник