Здоровьесберегающие технологии как фактор развития ребенка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонская школа-интернат»
Тема: «Здоровьесберегающие технологии как фактор
успешной реализации ФГОС».
Учитель начальных классов
Погорелова Анна Александровна
2018г.
Обучать без вреда для здоровья-
это не задача школы,
а обязательное условие её работы!
Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.
Н.К. Смирнов
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
В течение многих лет я работаю над темой «Здоровьесберегающие технологии как фактор успешной реализации ФГОС». Слайд 2
Сегодня Вашему вниманию, я представляю опыт работы по данной проблеме.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Но, к сожалению, проблема сохранения здоровья в процессе обучения и воспитания стоит не менее (если не более) остро до сих пор. Действительно, современная система образования продолжает являться серьезным фактором риска для здоровья учащихся. Уже среди детей, которые поступают в школу, трудно найти ребенка, отличающегося полным здоровьем, а 20% поступающих в школу детей имеют хронические заболевания. Анализ профилактических медицинских осмотров будущих первоклассников, который проводится в нашей школе, показал, что у 80% будущих первоклассников имеются нарушения осанки. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Слайд 3
Актуальность проблемы состоит в том, что: Слайд 4
Во-первых, наше общество нуждается в здоровом поколении.
Во-вторых, младший школьный возраст является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда закладываются основы здоровья, и является самым сенситивным периодом для формирования ЗОЖ.
В-третьих, здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптивности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся существует очень давно. Дилемма «образование или здоровье» находилась в поле зрения великих мыслителей прошлого. Конечно, приоритет отдан был здоровью.
Вспомним слова Жана Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети».
Слайд 5
Я изучила достаточно литературы, касающейся вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников:
– изучила и апробировала новые педагогические технологии;
– изучила статьи коллег по применению технологии здоровесбережения в методических материалах;
– наблюдала за состоянием здоровья обучающихся, общалась с детьми и их родителями;
– проводила систематический анализ проверки знаний по предметам, итогов промежуточной аттестации.
В процессе работы над данной проблемой, выявлены противоречия: Слайд 6
Государство и общество испытывает потребность в здоровом, культурном и образованном поколении, но с другой стороны сегодня много асоциальных семей, которые не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, прививают другие ценности. Необходимо усваивать всё больший объём информации, а дети приходят в школу, имея различные врождённые или хронические заболевания. В рамках образовательного процесса, выявлено, что до сих пор присутствуют авторитарные методы обучения. Желание и физиологическая потребность младших школьников вести ЗОЖ, но дети не знают, как это делать правильно.рные методы
Педагог может и должен оказывать содействие родителям и медикам в их работе по сохранению здоровья учащихся. Но главное—учитель должен каждый урок продумывать, прежде всего, с позиций сохранения и укрепления здоровья учащихся, стимулировать их познавательный интерес, творческую активность, помнить, что «истинным учителем» любого человека является «опыт и чувства» (Ж.Ж. Руссо).
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий становится обязательным условием деятельности каждого учителя на каждом уроке. Здоровьесберегающие технологии удовлетворяют следующим основным критериям:
отбор содержания учебного материала, его структура;
однозначное и строгое определение целей обучения;
тщательная оптимальная организация учебного процесса в соответствии с содержанием учебного материала;
выбор методов, приемов и средств обучения;
квалификация учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
Слайд 7
В настоящее время данная тема педагогического опыта, может быть, не носит какой-то оригинальности, но именно для того, чтобы ученик сохранил и укрепил здоровье на протяжении всей учебной деятельности, мы ставим основные задачи для формирования развитой личности:
1. Создать условия для реализации ФГОС.
2.Совершенствовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
3. Признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Слайд 8
Работая над проблемой формирования здоровьесбережения, я обратилась к трудам известных отечественных ученых, педагогов, методистов.
За основу своей работы я взяла системно–деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.Г. Петерсон, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе деятельности.
Проблемой изучения компетентностного подхода занимались следующие ученые: Бермус Александр Григорьевич, докт. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Бершадский М.Е., Хуторской А.В.
Согласно компетентностному подходу урок актуализирует социальный опыт обучающихся, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний. Функции учителя заключаются в создании необходимых условий для «само»: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации. Также в своём педагогическом опыте использую такие технологии здоровьесбережения как:
Технологии развивающего обучения (ТРО) – строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов –была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии – в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.
В процессе учебной деятельности использую: активные методы обучения, например: деловые и дидактические игры, учебные дискуссии, проблемный метод и т.д.
Также я использую практические методы обучения для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.
Слайд 9
Педагогическое взаимодействие является одним из условий обучения. От того, каким образом организовано взаимодействие, таким будет и обучение. В основе этого взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и обучающихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие между педагогом и обучающимися. На схеме вы можете увидеть модель образовательного процесса на уроке. Учитель здесь, находится в сервисной позиции, т.е. выступает в роли помощника.
В аспекте данной модели, важно:
– умение прислушиваться друг к другу;
– принимать совместные решения;
– доверять друг другу;
– ощущать свою ответственность за работу группы.
Я пытаюсь стать для учеников тьютором. Тьютор– это особая педагогическая позиция. Она отличается от традиционной педагогической в первую очередь, взглядом тьютора на ситуацию взаимодействия с учеником, на самого ученика. В основе взаимодействия, лежит субъектная активность ученика. Я учусь сопровождать образовательную деятельность обучающихся.
Слайд 10
Психологами доказано, что интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с вниманием, что особенно актуально для младших школьников. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Интерес способствует значительному повышению работоспособности и лучшему запоминанию учебного материала. Решению данной задачи способствует использование на уроках следующих методических приемов:
включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах;
создание проблемной ситуации;
сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы;
привлечение учащихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии;
стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ;
широкий спектр заданий, способствующих осознанию реальных результатов своего труда в различных видах деятельности, формированию адекватной самооценки (творческих заданий, составление загадок, ребусов, кроссвордов, защита проектов по ЗОЖ, выпуск газет, разработка памяток, подбор афоризмов и пословиц о ЗОЖ);
создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребѐнок смог стать успешным, необходимо подчѐркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперѐд.
11(слайд)
На представленной диаграмме, результаты своей деятельности, которые показывают зависимость уровня успешности обучения от знаний о ЗОЖ, и их применении.
13 (слайд)
После проделанной работы мы видим хороший уровень результата. Наши дети принимают участие во внеклассных, школьных и городских мероприятиях. У детей возникают позитивные моменты, которые влияют на дальнейшую деятельность.
14(слайд)
Здесь я построила схему, на основе которой продолжаю вести работу. Представляю модель организуемого мною образовательного процесса. Важный аспект этой модели, методы и приёмы здоровьесбережения , которые использую на уроках и переменах. Все это направлено на развитие воспитанника, но самое важное, что это все происходит в здоровьесберегающей партнерской среде.
В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок – экскурсия.
На уроках также используются методические приемы технологии развития критического мышления: кластеры, проблемные вопросы, синквейн, рефлексия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность, так как используются во время урока дыхательная гимнастика, динамические паузы,релаксация, сказкотерапия,игротерапия,гимнастика для глаз, самомассаж,пальчиковая гимнастика, подвижные игры на переменах в начальном звене, флешмоб на переменах с помощью старшеклассниц. Такие приёмы приближают детей к реальной жизни, действительности. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.15 (слайд)
Свой опыт я систематически транслирую на методических объединениях учителей, где озвучивается то, что уже достигнуто и решаются вопросы о том, как действовать далее.
Подготовила и выступила с докладами по следующим темам: «Урок с позиции здоровьесбережения», «Традиционные и нетрадиционные методы и приёмы здоровьесбережения», «Влияние здоровьесберегающих технологий на умственную деятельность и творческие способности».16 (слайд)
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:слайд
Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;
Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Заключение.
Таким образом, материал показывает, что применение здоровьеразвивающих технологий, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Как показывает моя практика, организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения учащихся младших классов. Я еще раз подчеркиваю мысль, что здоровье подрастающего человека – это проблема не только медицинская, но и педагогическая и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Источник
«Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников»
XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых сегодня самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности».
Поэтому перед нами встал вопрос, как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?
Целью моей работы стало воспитание здорового, физически развитого ребенка через здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развития здоровья».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности.
Каждая из этих технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- – способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования;
- -прививать ребенку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени содействующие укреплению здоровья;
- – формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.
Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я начала со средней группы. Старалась формировать у детей чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих заботиться о нем. Знакомила их с элементарными понятиями о строении и функциях организма. Провела в группе цикл занятий «Вот я какой!». Дети в игровой форме познакомились с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям. Итогом работы в этом направлении стало открытое занятие «Добрый доктор Айболит». Дети с радостью делились с «Айболитом» знаниями о своем организме и о пользе воды, рассказывали о предметах туалета и гигиенических принадлежностях.
В старшей группе я провела цикл занятий по теме «Моё тело». На этих занятиях дети знакомились с правилами поведения, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Знакомиться со строением человеческого организма мы начали со скелета. Я рассказала детям о его функциях. Особое внимание уделила изучению позвоночника, подчеркнув его значимость для движений и необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений. Во второй части занятий я знакомила детей с упражнениями, развивающими подвижность, гибкость и эластичность позвоночника. На занятиях «Сердечное чудо» речь шла о работе сердца и о том, что происходит при его остановке. Второй частью занятия были игры, способствующие укреплению сердца «Не промахнись», «Кто быстрей?». В конце занятия дети познакомились с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу быть здоровым.
На занятии «Как мы дышим?» дети узнали о таком органе, как легкие. В упрощенной форме я познакомила детей с функциями органов дыхания. Дети узнали, что такое дыхательная гимнастика, а затем им было предложено подумать и решить, как можно защитить себя от дыма, от пыли и вредных для организма газов. На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получили представление о функции органов зрения, познакомились со строением глаза и с гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через препятствия» дети ощутили, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. В заключение малышам было рассказано о правилах, соблюдение которых поможет сохранить остроту зрения.
Работу в этом направлении я продолжаю и сейчас, с детьми подготовительной группы. На занятии «Преодолей себя» дети получили элементарные представления о нервной системе и ее значимости. В конце занятия ребята высказали свои мнения относительно того, как следует беречь свои нервы и как щадить нервы и настроение окружающих.
Очень полюбилась моим детям гимнастика для пальчиков. Они с большим удовольствием не только разучивают новые «пальчиковые» упражнения, но и придумывают свои. Результат – у детей быстро развивается мелкая моторика рук, способность к координации движений, чувство ритма.
Уже сейчас дети могут довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. Иначе говоря, у ребят сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой.
Проявляя заботу о физическом развитии ребенка, я стараюсь уделять должное внимание и развитию его двигательных навыков и умений. Диагностика физических качеств показала, что в результате систематической работы по физическому воспитанию в детском саду и, в частности, активизация двигательной активности детей на физкультурных занятиях, воспитание осознанного отношения детей к своему здоровью дало положительные результаты.
Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка – его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта детей. Поэтому я придаю большое значение работе с родителями.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы:
открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями – общие и групповые родительские собрания; консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
организация культурного творчества дошкольников;
оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В этом учебном году мои дети пойдут в первый класс. Я буду наблюдать за тем, как адаптируются мои бывшие воспитанники к школьной жизни. И мне кажется, что благодаря проведенной работе они безболезненно «встроятся» в новую для себя обстановку, быстро привыкнут к новым условиям повседневной жизни, что закономерно скажется на уровне их успеваемости. Многие дети посещают кружки, гимнастические клубы и уже радуют нас своими выступлениями на концертах и праздниках. Могу с уверенностью сказать, что мой труд помог многим моим воспитанникам сполна реализовать себя на данном жизненном этапе. Впереди их ждут новые успехи и достижения. Приятно сознавать, что частичка этих достижений принадлежит и мне.
Список литературы:
1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение,1986
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
3.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
4.Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. М.: Гуманитар. изд. центрВЛАДОС,2004
5.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
6.Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Источник