Здоровье ребенка залог успешного развития

Здоровье ребенка залог успешного развития thumbnail

Конспект родительского собрания  «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».

 Добрый день, уважаемые родители. Рада вас приветствовать на родительском собрании.  Слайд №1.

Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» – сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Слайд №2.

Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в школе  осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему, а в домашних условиях поддерживается и закрепляется родителями. Слайд №3.

Познакомившись с медкартами детей, а увидела, что все учащиеся в классе состоят на диспанцерном учёте, похожая картина складывается почти во всех классах школы.  Слайд №4.

Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах.  Слайд №5.

В неё  входит работа с детьми, которая включает в себя:

             Организация физкультурно-оздоровительной работы

  1. Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий)
  2. Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час  бассейн «СпортЛайФ»)
  3. «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.)
  4. Организованная  двигательная активность
  5. Самостоятельная двигательная активность. Слайд №6.

 Закаливание

  1. оздоровительные прогулки
  2. полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
  3. обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.
  1. Здоровьесберегающие технологии
  1. артикуляционная гимнастика
  2. зрительная гимнастика
  3. пальчиковая гимнастика
  4. дыхательная гимнастика
  5. динамические паузы        Слайд №8.

Коррекционно-логопедическая работа   Слайд №9.

Профилактическая работа  

  1. Витаминизация пищи
  2. Ароматерапия
  3. Фитотерапия (чесночные бусы)      Слайд №10.

 Работа с родителями.  

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы

  1. Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
  2. Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
  3. Открытые занятия.
  4. Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
  5. Выставка рисунков  на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).

Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать,  как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.

Зрительная гимнастика

Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.

 Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками №1

В классе  заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком – цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1.Попрость  поднять родителей с мест.

2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты.  Слайд №12.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слоники – Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Худышка – Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.

  1. Дерево(лес)
  2. Грибок
  3. Корзинка
  4. Собака
  5. Ёжик  

                        За грибами

     Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.

Дыхательная гимнастика.

  1. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении,  и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
  2.  Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.  Слайд №15.
Читайте также:  Выготский психология развития ребенка fb2

Динамические паузы (музыкальная)

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.

Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд  №17.  Слайд №18.

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня  не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.

Источник

Здоровье детей – залог успешного развития ребенка

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Здоровьесбережение имеет следующие задач:

– обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.

– формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

– реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно-важных двигательных навыков и способностей детей;

– формировать основы безопасной жизнедеятельности;

– оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

– физкультурные занятия;

– самостоятельная деятельность детей;

– подвижные игры;

– утренняя гимнастика ( традиционная, дыхательная, звуковая, ритмическая);

– двигательно-оздоровительные физкультминутки;

– физические упражнения после дневного сна;

– физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

– физкультурные досуги;

– спортивные праздники;

– оздоровительные процедуры в водной среде.

Здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на три подгруппы:

  • Технологии сохранения и стимулировании здоровья,
  • Динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая гимнастика ( бодрящая), коррегирующая гимнастика.
  • Технологии обучения здорового образа жизни – физкультурное занятие, проблемно- игровые ( игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры.
  • Коррекционные технологии – технология музыкального воздействие, сказкотерапия, технология воздействия цветом.

Все здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексе, формируют

, у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил, организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного и систематического осуществление. При проведении закаливающих мероприятий педагоги нашего детского сада стремятся к обязательному соблюдению следующих принципов:

– закаливание мероприятие гармонично вписываются во все режимные моменты;

– проводятся систематический на фоне оптимального теплового состояние детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

– проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояние здоровья, уровня закаленности;

– сила воздействия и длительности закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающая, мероприятий, проводимых в повседневной жизни детского сада. Использование нами специальных форм здоровьесберегающих технология с применение специализированной программы «Здоровье», приводит не только к сохранению, но и к укреплению здоровье воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включает во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками.

Источник

Елена Селиванова
Консультация для родителей «Здоровье ребенка — залог его гармоничного развития»

Здоровье ребенка – залог его гармоничного развития

план-сценарий родительского собрания,

проводится в холодный период года

Воспитатель (на фоне лирической музыки). Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. А о чем мечтает каждый из вас? О счастье своих детей. В наших мыслях – дети, в сердцах – постоянная тревога об их здоровье. И о том, как воспитать дочерей и сыновей, чтобы они стали вашей гордостью и опорой. Вот и собрались мы сегодня на эту встречу, чтобы вместе в тесном кругу обсудить вопросы, связанные со здоровьем наших малышей.

Родителям предлагается рассказать, какие проблемы со здоровьем возникают чаще всего, чем болеют дети данного возраста.

Воспитатель рассказывает о физиологических особенностях детей данного возраста, которые способствуют этим заболеваниям.

Включается магнитофонная запись с ответами детей группы на вопросы.

1. Что значит «болеть»?

2. Вы любите болеть?

3. Что нужно делать, чтобы не болеть?

Из ответов детей мы видим, что они сами предпочитают быть здоровыми.

А ведь здоровье влияет не только на физическое развитие. Какие еще изменения в ребенке могут произойти при частой заболеваемости? (В ходе беседы необходимо прийти к выводу, что со здоровьем также связаны умственное и психическое развитие.) Как же помочь нашим детям?

Читайте также:  Центр развития ребенка на визе в екатеринбурге

Медсестра детского сада освещает вопросы о витаминизации питания (обращается внимание на ширму «Зимние салаты»); об одежде детей (показывается фрагмент игры детей «Одень куклу в зависимости от погоды»); о закаливании (демонстрируется схема закаливания).

Затем воспитатель рассказывает о нарушении осанки у детей, причинах сколиозов и последствиях этого заболевания. Можно предложить некоторым родителям поделиться опытом по профилактике нарушений осанки.

Рубрика «ОКНО» – очень короткие новости. («Родительские собрания в детском саду»). Стенд изготовлен в виде окна. Ставни открываются, внутри помещен материал «Лучшие средства для профилактики нарушений осанки», с которым присутствующие могут познакомиться самостоятельно.

Один из родителей – врач-стоматолог рассказывает о заболеваниях зубов у детей 5-7 лет.

Рубрика «Острое блюдо». В вазе лежат футляры из-под киндер-сюрпризов. В них спрятаны вопросы. Воспитатель подходит к любому из присутствующих и предлагает попробовать «Острое блюдо». Родители читают вопросы и высказывают свое мнение.

Вопросы «Острого блюда»

1. С какого возраста надо научить ребенка чистить зубы?

2. Сколько раз в день ребенок должен чистить зубы?

3. В каком количестве можно давать детям сладости?

4. Какие продукты полезны для здоровья зубов?

5. Как правильно подобрать зубные щетки и пасту?

Воспитатель рассказывает родителям, что в дошкольном возрасте закладывается не только физическое, но и психическое здоровье. Очень часто говорят о психофизическом развитии. Необходимо показать, какую роль в этом играет соблюдение режима дня, и какие последствия могут повлечь его нарушения.

Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю, что утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером его не уложить, вымаливает «еще минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина. Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки.

Что следует посоветовать Юриной маме, чтобы устранить у сына проявление капризов, непослушания? Какие приемы облегчают переход ко сну?

Воспитатель обращает внимание, что нервно-психическое здоровье ребенка зависит и от характера взаимоотношений его со взрослыми. Предлагается решить кроссворд. Родители читают высказывания, соглашаются с ними или нет. В зависимости от этого открывается окно в столбцах «да» или «нет». В итоге появляется фраза «Я тебя люблю!».

Воспитатель. Вот наша встреча и подошла к концу. Давайте чаще будем говорить нашим детям, что мы их очень любим.

Источник

Алевтина Геннадьевна Дементьева
Здоровье сберегающие технологии в детском саду — залог успешного развития ребенка

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

– Приобщение детей к физической культуре.

– Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В основе здоровьесберегающих технологийлежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, ндивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологииможно разделить на три подгруппы:

1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.

3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

В нашем детском саду созданы все условия для реализации здоровьесберегающего процесса:

1. Изучена научно-методическая литература, создан банк информации по проблеме здоровьесберегающего пространства.

2. Создана материально-техническая база, способствующая психическому и физическому здоровью: предметно-развивающаясреда способствует эмоциональному благополучию всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель; разработана система программного обеспечения для каждой возрастной группы; разработана модель физкультурно-оздоровительной работы; разработана модель выпускника дошкольного учреждения.

Читайте также:  Формирование у ребенка такой позиции как готовность к развитию

3. Внедрены и апробированы здоровьесберегающие технологии, способствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.

Работа по здоровьюсбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателей, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, медсестры и врача-педиатра и начинается с приходом детей в детский сад. Утренняя гимнастика — это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей.Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней: это ритмическая гимнастика, сюжетные танцы, подвижные игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Воспитание здорового ребенка осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по физкультуре.Форма организации данной деятельности гибка и разнообразна: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, сюжетно-игровая, тренировочного типа, тематическая, по интересам.

Во все виды деятельности,режимные моменты обязательно включены: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика после сна

Нельзя не сказать о закаливании. Закаливание, важное звено в системе здоровьесбережения. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур – прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,мы используем разнообразные формы работы: открытые мероприятия с детьми и родителями; педагогические беседы – общие и групповые родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями» «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы:

1. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI.M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. – № 4. – с. 65-

2. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт – Петербург, 1999.-137с.

3. Выготский JI.C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. – № 6.

4. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. – № 1.-е. 108-121.

5. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. – М.: Изд. Учитель -186 с.

Источник