Здоровье ребенка и психофизическое развитие
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №13
Консультация
на тему: «Здоровье — психофизическая гармония»
подготовила:
воспитатель Гуляева В.Б.
г.Раменское
ноябрь 2014г.
Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) “здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Здоровье это совокупность ресурсов человека: физических, функциональных, психических и психоэмоциональных. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя “душе лениться”. Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни». Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала. Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить профессора Г. Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи обратились за его решение. И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявиться в его двигательной деятельности. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
В детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Источник
«У кого есть здоровье – у того есть надежда,
у кого есть надежда – у того есть всё!»
(Восточная мудрость)
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.
Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья детей показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей, к сожалению, не наблюдается. За последние 10-15 лет этот факт становится предметом острой общественной тревоги.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребёнка стало редкостью. Более 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья.
Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой,
Е.А. Сагайдачной.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка – это:
психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения с детьми, доверительно-партнёрское взаимодействия с родителями через творческий союз (клубы, посиделки за чашкой чая, конкурсы, тематические вечера, детско-родительские тренинги; походы в лес, библиотеку, музыкальную школу, общеобразовательную школу; посещение выставок народного творчества; совместная организация праздников и др.)
Основная цель: показать важность и необходимость комплексного подхода к проблеме охраны и укрепления психического и психоэмоционального здоровья воспитанников, психологической безопасности личности.
Задачи:
- развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление негативных поведенческих проявлений через специально организованные занятия, упражнения, тренинги;
- расширении коммуникативного потенциала детей, способов общения друг с другом;
- создание предметно-развивающего пространства;
- развивать и воспитывать чувства эмпатии и доверительности, развитие этических способностей;
- совершенствовать работу по профилактике и развитию физического здоровья воспитанников;
- мотивировать педагогов и родителей в необходимости сотрудничества с ДОУ по укреплению психофизического здоровья детей;
- профилактика и коррекция профессиональных и личностных затруднений педагогов ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
- Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса;
- Психолого-педагогические технологии.
Мероприятия в период адаптации детей к детскому саду:
- посещение детского сада неполный день, начиная с одного часа;
- посещение занятий, игр, зарядки по желанию ребенка;
- нельзя кормить насильно;
- закаливающие и водные процедуры дома.
Основной принцип в работе: создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребёнка в различных видах деятельности.
Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребёнка:
Физические
- Плохая экология,
- Снижение двигательной активности,
- Информационные и нейропсихические перегрузки,
- Недостаточное питание,
- Плохая гигиена.
Социальные:
- Манипулирование детьми: неправильная организация общения
- Межличностные отношения с другими детьми,
- Психоэмоциональные перегрузки из-за нерационального режима жизнедеятельности детей,
- Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе
Семейные:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения,
- Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности (низкая самооценка),
- Отсутствие автономности (зависимость от взрослых)
- Индивидуально-личностные особенности ребёнка,
- Патология физического развития и др.
Дошкольный возраст – это критический период в жизни ребёнка.
Риски дошкольного возраста:
- формируется высшая нервная деятельности,
- нервные процессы у детей отличаются быстрой истощаемостью,
- происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов,
- дети часто эмоционально перегружены,
- наблюдается рост невротических реакций.
Здоровье дошкольника = психическая + физическая гармонически и всесторонне развитая социально-адаптированная личность ребёнка.
Направления работы ДОУ по формированию психофизической
безопасности здоровья:
- Проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности.
- Определение диагностической батареи методик для выявления уровня физического и психоэмоционального развития.
- Определение системы дозирования интеллектуальных, эмоциональных,физических нагрузок.
- Формирование основ здорового образа жизни через занятия.
- Совершенствование системы закаливающих и других оздоровительных мероприятий в ДОУ.
- Планирование и организация психологической и развивающей работы по коррекции эмоциональных нарушений.
- Повышение профессионального уровня педагогов и родителей по проблеме психофизической безопасности здоровья детей.
- Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
- Работа с семьями воспитанников, психолого-педагогическая поддержка «трудных» семей.
Формы и средства работы:
Физкультурные занятия, досуги, утренняя и бодрящая гимнастики; физминутки или «минутки здоровья» на занятиях; организация совместных праздников, других мероприятий с родителями; психогимнастика; музыкальная и танцевальная гимнастика; логоритмика; пальчиковая гимнастика, самомассаж; психотехнические, релаксационные упражнения, аутотренинг; дыхательная и зрительная гимнастики; групповые, игровые тренинги; серия занятий по теме: Уроки «Добра» (на развитие эмпатии); индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (коррекция по виду риска); сюжетно-ролевые и творческие игры; мимическая и пантомимическая гимнастики; смехотерапия; элементы арт-терапии и сказкотерапии; личный пример и обаяние воспитателя, улыбка окружающих; доверительный, демократический стиль общения взрослых с детьми; упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов; коммуникативные игры.
Стратегии успеха у ребёнка:
Стимуляция чувства удивления; стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства прекрасного, чувства юмора, телесного контакта; стратегии на стимулирование гуманных чувств, на провокацию и преодоление негативного состояния, на переключение ребёнка на иное состояние, на стимуляцию положительных эмоций.
Позитивные контакты:
- Взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе.
- Безусловно принимать ребёнка.
- Активно «слушать» его переживания и потребности.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит, поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно решать конфликты.
- Обнимать, если дозволяет.
- Использовать приветливые фразы: хорошо, что ты пришёл; мне нравится, как ты …; я по тебе соскучилась; давай вместе…; ты, конечно, справишься; как хорошо, что ты есть у нас.
- Не «замечайте» мелких шалостей гиперактивных и расторможенных детей.
- Сдерживать раздражение, не кричать на ребёнка (от крика возбуждение усиливается и энергия общения разрушается).
Памятка для родителей:
- Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.
- Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
- Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Результаты работы:
- снизилась заболеваемость,
- дети стали более доверительно общаться, расширились коммуникативные контакты,
- конфликтные ситуации стали разрешаться социально-приемлемыми способами,
- у педагогов, родителей изменился стиль общения, он стал более демократичным, партнёрским,
- значительно снизился общий процент тревожности, агрессивности среди детей.
Источник
Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь. Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.
Критерии психологического здоровья
Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.
К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:
– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;
– умение постигать себя и понимать окружающих;
– позволительное социальное поведение;
– способность выбирать и умение нести ответственность за него;
– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.
Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.
К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.
Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.
Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.
Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.
Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.
Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.
Ребенок в ДОУ
Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.
Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.
Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.
Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:
– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;
– развитие когнитивных функций;
– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.
Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.
Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:
– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);
– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);
– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);
– степень самостоятельности;
– уровень активности;
– отношение к учебной деятельности;
– характер когнитивных интересов;
– степень волевого созревания.
На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.
Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:
– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;
– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;
– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;
– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;
– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;
– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;
– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;
– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;
– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;
– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.
Ребенок в семье
Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.
К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.
Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.
Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.
Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.
Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.
Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.
Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:
– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;
– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;
– быть вместе с крохой, а не рядом;
– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);
– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;
– делиться собственными чувствами;
– оказывать помощь лишь когда малыш просит;
– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;
– поддерживать его достижения;
– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.
Условия сохранения
Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.
Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества. Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей. Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем. Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи.
Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:
– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;
– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.
Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.
В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.
Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.
Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.
Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми. Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками. Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник