Здоровье на психическое развитие ребенка
Быть родителем — звучит гордо. Но, как известно, с большой силой приходит и большая ответственность: то, каким человеком вырастет ваш ребёнок, зависит только от вас. В детстве мы впитываем в себя гораздо больше нового, чем за всю нашу последующую жизнь. Именно в раннем возрасте начинают формироваться понятия об основных жизненных ценностях, черты характера и то, что будет играть важную роль в поступках, принятии решений, в определении социальной роли, места в жизни и в определении поведения в целом — психическое здоровье. Очень многие взрослые люди жалуются на проблемы с социализацией, которые появились у них из-за трудной обстановки в семье. Если вы желаете сделать всё для того, чтобы у вашего ребёнка не появлялось подобных сложностей, а сам он рос развитым, здоровым психически и физически, то эта статья для вас.
Факторы, влияющие на психическое здоровье:
Семейное благополучие
Путём многочисленных исследований эксперты ВОЗ выявили, что добрая часть детей с нарушениями психического здоровья приходится на тех, кто растёт в условиях семейного разлада. Конфликты и ссоры родителей — всегда большой стресс для маленького человечка. Ребёнок переживает, волнуется, начинает чувствовать беспокойство и неуверенность в себе. Последствия такого эмоционального напряжения становятся ещё хуже, когда в свои длительные конфликты и сложные взаимоотношения сами взрослые вовлекают собственных детей, будь это осознанно или нет. Конечно, у нас, как и в любой другой семье, возникают какие-то недопонимания и разногласия, но мы стараемся не выносить их на глаза ребенка. Малышу не нужно понимать, что родители ссорятся. Уложите его спать, обнимите и поцелуйте, и обсуждайте все свои проблемы друг с другом.
Как выражается дисгармония в отношениях родители-дети?
- Ребёнок, испытывающий недостаток или же полное отсутствие эмоционального контакта с родителями, как правило, страдает от навязывания взрослыми представлений о «хороших» детях. Эмоционально отверженный малыш часто окружён равнодушием, недостатком контроля, родительской ласки и теплоты. Знания в его голове появляются беспорядочно, речевой запас остаётся достаточно скудным, он не знает духовных потребностей и редко сдерживает свои чувства, любит выражать недовольство. Такие дети часто становятся участниками драк и зачинателями шумных скандалов. В основе такого воспитания часто лежит проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родитель видит в подростке черты характера, свойственные самому себе, но не желает их признавать.
- Излишнее внимание со стороны родителей к здоровью, успехам чада может также плохо влиять на его психоэмоциональную сферу. В основе таких взаимоотношений лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности и желание компенсировать их через своего ребенка. После того, как родители присвоили ребёнку центральное место в семье, роль «кумира», ему становится гораздо сложнее общаться со сверстниками. а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов в спорте, в искусстве и т. д.
- Чересчур суровое отношение к ребёнку тоже не повлечёт за собой ничего хорошего. Бывает, детей подвергают незаслуженным оскорблениям, заставляют выполнять гору домашней работы — такую большую, что у них просто не остаётся времени на собственные потребности, свойственные его возрасту (походы в кино, прогулки, чтение книжек). Такие родители рискуют воспитать не просто нерешительного и робкого ребёнка, но и того, кто в более старшем возрасте будет с ненавистью отзываться о тех, кто их вырастил.
Важно, чтобы супружеские отношения родителей были психически здоровыми и гармоничными. Они должны основываться на любви, понимании, взаимной поддержке, терпимости друг к другу и уважении.
Дабы создать благоприятный психологический климат в семье, нужно следить, чтобы каждый из членов семьи мог личностно развиваться, чтобы ничьи права и интересы не ущемлялись, а в доме царили сплочённость и доброжелательная требовательность друг к другу. Никто не должен чувствовать себя незащищённым, испытывать чувство стыда за семью. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизни в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Будьте открытыми, обсуждайте все интересующие вас темы, выполняйте вместе домашние дела и вместе проводите досуг.
Для поддержания хороших детско-родительских отношений следуйте этим пунктам:
- С личными проблемами справляться вовремя, в семье поддерживать тёплые отношения. Счастливые родители – лучшая защита для ребенка.
- Слушать и любить детей, не игнорировать их запросы и нужды, быть отзывчивым. Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен или огорчен – обнимите его и постарайтесь выслушать. Да, возможно вам покажется, что это полнейшая глупость, но для ребенка это имеет огромное значение. Он видит, что не безразличен вам.
- В обращении с детьми оставаться простым и непосредственным.
- Расположить ребёнка к тому, чтобы он мог выражать свои чувства. Любое эмоциональное напряжение нужно вовремя стабилизировать.
- В вопросах воспитания действуйте с партнёром согласованно, ведь ребенок не может следовать одному из указаний, не ослушавшись при этом другого. Следовательно, он неизменно будет вызывать родительское неудовольствие.
Это всё составляющие налаженного эмоционального контакта между родителем и ребёнком.
Эмоциональный контакт с взрослыми
Важной частью успешно установленного эмоционального контакта является вовлечённость родителя в жизнь ребёнка. Внимательность к детям — серьёзный аспект, который подразумевает то, что взрослый в курсе того, чем интересуется его чадо, о чём мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками, что составляет содержание его жизни в перерывах между сном/учёбой/принятием пищи. Для этого нужно время от времени просто проводить время с малышом: играть, гулять вместе, готовить, смотреть мультфильмы, общаться и получать удовольствие от этого взаимодействия. Душой и мыслями будьте вместе с малышом. Чтобы развеяться, выберите тёплый денёк и поезжайте, например, за город с ним (можно и его приятелей прихватить). Маленькое путешествие точно внесёт больше красок в жизнь малыша, а вам подарит общие с ним впечатления и воспоминания. Используйте любое удобное время для общения, не забывайте не только слушать, но и рассказывать о себе, о своём прошлом, мировоззрении, чувствах. Вместе читайте книги и обсуждайте их. Лично я могу сказать, что с детства мама много мне рассказывала о путешествиях и спорте, как она ходила в походы и бегала на спартакиадах. Наверное, поэтому, когда мой возраст уже достиг сознательного – для меня спорт и путешествия уже были частью жизни. И сейчас, когда у нас появился ребенок, мы продолжаем много путешествовать, отдыхать всей семьей, заниматься спортом вместе с малышом, рассказывать и показывать ему что же это такое «настоящая сплоченная семья-команда».
Но ни в коем случае не подменяйте эмоциональный контакт контролем — ребёнок почувствует это и лишь захочет спрятаться от этого, закрыться полностью.
Эмоциональный контакт — тонкая и сложная штука, но постарайтесь уделить этому всё-таки должное внимание ради бесценного доверия, понимания переживаний ребёнка и возможности помочь ему.
Социальные отношения
Прежде чем прийти в большое общество (детский сад, площадка, школа) и начать коммуницировать в нём, ребёнок получает старт развития навыков общения именно в семье. Многие психологи склонны считать, что Общительность – это отчасти наследственная черта характера, наличие или отсутствие которой определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Так что родителям чрезвычайно важно сделать всё для того, чтобы научить детей правильно контактировать с окружающими — психическое и психологическое здоровье напрямую зависит от того, как ребёнок наладит связи с обществом.
Помогите ребёнку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других. Развивайте в нём навыки понимания своих и чужих переживаний, эмоциональных реакций, объясните, что значит ставить себя на место другого человека. Научите разрешать конфликты (можно использовать примеры из фильмов и книг), объясните, что лучшее решение — это сотрудничество или компромисс. Самым банальным жизненным примером может служить детская площадка, на которой всегда много разных детей. Кто-то охотно делится своими игрушками и хочет играть со сверстниками, а кто-то, наоборот, забивается в угол или постоянно дерется и обижает других. В этот момент родителям очень важно не оставаться в стороне. Будьте примером для своих детей, умейте показать им, как хорошо поступать, а как плохо. В конце концов, вы, как никто другой, знаете своего ребенка и всегда сумеете подобрать для него правильные слова.
Помните, что к ребёнку нужно относиться как к такому же человеку, как и вы сами, просто имеющему меньший жизненный опыт.
Как укрепить психическое здоровье малыша?
Самореализация
Успешная деятельность, а с ней и психическое здоровье, уверенность в своих силах, зависит от успешно налаженных социальных отношений. Вместе с этим приходит и успешная реализация потенциала развития в разных сферах деятельности. Помогите найти вашему ребенку именно то, что ему интересно. Не стоит всеми силами делать из него профессионального спортсмена, если ему нравится рисовать. Родители могут давать советы и подсказки – поверьте, когда ваш ребенок подрастет, он будет вам благодарен за то, что вы уважали его мнение еще в детстве и не навязывали свои «хотелки».
Самооценка и самоуважение
Преодолеть все препятствия можно лишь имея хорошую самооценку и самоуважение, ведь только тогда ребёнок решится спросить совета или помощи, не ущемляя своё самолюбие. Такой человек будет ценить окружающих и себя, сможет преодолевать временные невзгоды и всегда придёт на помощь сам. Часто родители страдают от заниженной самооценки, а потому изо всех сил стараются поднять её уровень у детей. Не стоит проецировать свои проблемы на ребёнка. Помните, что он — отдельная личность со своими особенными мыслями, целями и мечтами.
Не сравнивайте его с другими детишками, особенно, если сравнение не в его пользу — так рождаются комплексы и неуверенность.
Сформировать уверенность, хорошую самооценку и способность “держать удар” поможет:
- Доверие;
- Уважительное отношение к ребёнку;
- Поддержка в случае неудачи, вселение уверенности, что в следующий раз точно всё получится;
- Честность — дети чувствуют фальшь;
- Искренняя похвала;
- Помощь тогда, когда ребёнок сам этого захочет;
- Поручение ребёнку дел, за которые отвечает только он (уроки, что-то по дому) — развитие чувства ответственности;
Ещё совет: попробуйте что-нибудь сделать, смастерить что-нибудь вместе. Труд сближает членов семьи, повышает самооценку и развивает самостоятельность.
Развитие оптимизма
Находите и демонстрируйте ребёнку источники положительных эмоций и успейте с ранних пор настроить его мировосприятие на позитивное. Развитый позитив поможет чаду самостоятельно справляться с сохранением собственного душевного равновесия. А вы, как ближайшее окружение, должны не забывать, что и сами играете большую роль в развитии и этого качества тоже. Ищите позитив во всем, что вас окружает, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя намного счастливее.
Психическое здоровье ребенка и пример старших
Пример близких
“Взрослый всегда прав, он знает больше”, — что ж, тогда соответствуйте этим словам, потому что после них ребёнок точно будет ориентироваться на поведение старших. Становление психического здоровья ребёнка будет зависеть от наличия у окружающих взрослых чувства юмора, доброжелательности, жизнелюбия и жизнерадостности.
Знайте о положениях, которые мешают нам слышать друг друга:
- Команды и приказы — всегда провоцируют на негативные чувства.
- Угрозы (Если такое ещё раз повторится…).
- Нравоучения, проповеди — скука, переходящая в агрессию.
- Оценочная похвала — вместо “умница”, раскройте, что конкретно вам понравилось, какое качество ребёнка вас впечатлило.
- Готовые решения и советы — подтолкните ребёнка к самостоятельному пониманию того, как нужно действовать.
- Критика, выговоры, нотации, доказательства, выводы — всё это провоцирует на месть и борьбу.
- Любые высмеивания и обзывания.
- Догадки и поспешные выводы, интерпретации.
- Расследование и расспросы.
- Уход от разговора, отшучивание.
Несколько советов по тому, как стоит общаться с ребёнком:
- Не нужно вмешиваться в дела ребёнка тогда, когда он не просит. Если он чем-то увлечённо занят, то ваше невмешательство будет служить только знаком того, что всё в порядке и он справится.
- Помогите ему, если ему правда трудно, и он готов принять вашу помощь, но не делайте за него всю работу, а выполните лишь то, что ему не удаётся самостоятельно.
- Постепенно приучайте ребёнка к тому, что быть ответственным и заботиться о своих делах ему стоит самому.
- Не скрывайте того, что и у ваших деяний бывают отрицательные последствия. У ребёнка будет развиваться сознательность и появляться опыт. Он будет взрослеть.
- Выслушайтеребёнка, столкнувшегося с эмоциональной проблемой.
- Если поведение ребёнка вызывает у вас негативные эмоции, скажите ему об этом прямо и спокойно, объясняя, что не так.
- Не требуйте от ребёнка невозможного, адекватно оценивайте обстоятельства.
- Применяйте не наказание, а санкции.
- Свои требования, правила и ограничения формулируйте вместе с последствиями. Не допускайте противоречий, но допускайте гибкость. Тон задавайте не повелительный, а дружественно-разъяснительный. Согласуйте правила между собой.
- Любите детей безусловно и принимайте их!
И напоследок оставим вам небольшую памятку о том, как сохранить психическое здоровье ребёнка.
- Сделайте разговоры обязательной и важной частью вашего взаимодействия с малышом и всегда находите на это время. Говорите, задавайте вопросы, вникайте в проблемы, советуйте.
- Не давите на малыша, позволяйте ему принимать решения самостоятельно, уважайте его мнение.
- Относитесь к ребёнку как равноправному собеседнику и партнёру. Его от вас отличает лишь меньший жизненный опыт.
- Крик — это унижение. Исключите подобные “психологические пощёчины” из практики воспитания.
- Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь любым успехам вместе с ребёнком и не требуйте от него невозможного в учении.
- Если сравнивать ребёнка, то только с ним самим же, но менее успешным, чтобы не снижать его самооценку.
- Будьте внимательны к своему выражению лица, контролируйте его, когда общаетесь с ребёнком. Хмурые брови, искажённое лицо, глаза, сверкающие гневом — всё это оказывает давление на детскую психику и может отрицательно сказаться на психическом здоровье вашего малыша.
Не забывайте о советах и самом главном правиле — будущее ваших детей зависит от вас сейчас.
Психическое здоровье — трепетный и крайне важный аспект, определяющий всего человека. Когда дело касается состояние детской психики, следует быть ещё более внимательным. Обнимайте, целуйте, хвалите своих детей. Уже давно доказанный факт, что объятия способствую улучшению физического и психологического состояния: повышают стрессоустойчивость, при объятиях выделяются эндорфины – гормоны счастья, которые снимают боль и вызывают эйфорию. Объятия дают чувство защищенности и снимают тревожность. Дети, у которых в детстве было достаточно объятий, обладают лучшим физическим и психическим здоровьем и опережают в развитии своих сверстников. Одно объятие, длительностью 20 секунд, помогает человеку почувствовать себя более счастливым. Я и сама невольно ощущаю чувство радости и счастья, когда просто обнимаю своего сына, мужа, маму или своих любимых друзей. Попробуйте и вы, уверена – вам понравится!
Будущим (и не только) родителям будет невероятно полезно почитать больше о тонкостях воспитания характера детей и особенностях психического здоровья ребенка, чтобы лучше понимать их и помогать вырасти здоровыми и счастливыми людьми.
Источник
Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь. Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.
Критерии психологического здоровья
Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.
К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:
– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;
– умение постигать себя и понимать окружающих;
– позволительное социальное поведение;
– способность выбирать и умение нести ответственность за него;
– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.
Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.
К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.
Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.
Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.
Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.
Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.
Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.
Ребенок в ДОУ
Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.
Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.
Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.
Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:
– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;
– развитие когнитивных функций;
– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.
Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.
Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:
– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);
– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);
– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);
– степень самостоятельности;
– уровень активности;
– отношение к учебной деятельности;
– характер когнитивных интересов;
– степень волевого созревания.
На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.
Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:
– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;
– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;
– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;
– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;
– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;
– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;
– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;
– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;
– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;
– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.
Ребенок в семье
Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.
К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.
Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.
Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.
Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.
Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.
Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.
Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:
– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;
– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;
– быть вместе с крохой, а не рядом;
– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);
– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;
– делиться собственными чувствами;
– оказывать помощь лишь когда малыш просит;
– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;
– поддерживать его достижения;
– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.
Условия сохранения
Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.
Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества. Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей. Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем. Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи.
Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:
– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;
– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.
Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.
В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.
Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.
Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.
Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми. Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками. Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник