Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль в школе
Экспресс-контроль в школе
Скачать Размер:0.5 Мб
Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)
И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».
Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.
Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.
Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно – смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).
Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно – развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.
1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во – первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во – вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:
«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».
За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно – гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ).
Источник
Цели:
– воспитание ответственности за своё здоровье;
 – освоение учащимися общедоступных
 диагностических методов оценки своего здоровья;
 – формирование приверженности здоровому образу
 жизни.
Задачи:
– ознакомление с основными показателями
 состояния человеческого организма и
 общедоступными медицинскими приборами,
 используемыми для их контроля;
 – обучение способам оценки своего физического
 здоровья.
Учебные вопросы:
1.Оценка и самооценка здоровья.
 2.Экспресс-диагностические методы оценки
 здоровья.
 3.Заключение.
Образовательные технологии: мультимедийные,
 исследования, развития познавательных
 интересов, коллективного обучения.
Методы: индивидуальной работы,
 объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный,
 практических действий.
Деятельность преподавателя: устное
 изложение, демонстрация видеоматериала.
 Комментирование, организация исследований и
 экспериментов, подведение итогов, проведение
 рефлексии.
Деятельность учащихся: восприятие
 аудиовизуальной информации, ответы на вопросы,
 участие в исследованиях и экспериментах,
 самостоятельная работа по проведению расчётов,
 функциональных проб и антропометрических
 показателей, сравнение результатов с критериями,
 выполнение упражнений физкультминуток.
Материально-техническое обеспечение:
 оборудование для демонстрации мультимедийных
 материалов, сфигмоманометр, портативный
 спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы
 напольные, хронометр.
Ожидаемые результаты: овладение
 экспресс-диагностическими методами оценки
 здоровья; определение уровня функционального
 состояния сердечно-сосудистой и дыхательной
 систем, весо-ростовых и росто-весовых
 показателей, индекса массы тела, показателей
 гармоничности и пропорциональности тела.
I. Вступление
Преподаватель:
Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай
 Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”
 утверждал, что “Здоровье – это резервные
 мощности клеток, органов, целого организма”. Я
 думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое
 понятие как “количество здоровья”, которое
 можно определить как сумму “резервных
 мощностей” основных функциональных систем.
Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин.
 производит 100 000 сокращений в сутки и
 перекачивает до 175 млн. литров крови в течении
 жизни). Это мышечный орган, выполняющий
 механическую работу, и его мощность можно
 подсчитать в мсек, ваттах, л.с., в любых единицах,
 приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще.
 Возьмём такую характеристику сердца как МОК –
 минутный обьём крови. Это обьём крови, которое
 сердце перекачивает за одну минуту. Предположим,
 что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра
 крови в минуту. При энергичной физической работе
 – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва”
 равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого
 вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом
 организм в покое, т.е. создать нормальное
 насыщение кислородом крови. Но более того: оно
 может дать 20 литров в минуту и способно
 обеспечить доставку кислорода мышцам,
 выполняющим тяжёлую физическую работу,
 следовательно, и в этих условиях сохранится
 качественное условие здоровья – нормальные
 показатели насыщения крови кислородом.
“Суммарные резервные мощности” являются не
 только важнейшей характеристикой состояния
 здоровья как такового, они не менее важны для
 определения отношения организма к болезни.
 Представим себе первого человека с МОК в 20 литров
 максимальной мощности сердца. Случилось так, что
 человек заболел простудным заболеванием.
 Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой
 ситуации потребление кислорода тканями
 возрастает вдвое. Но организму это нипочём,
 сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А
 что будет с детренированным сердцем у которого
 МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут
 задыхаться: сердце не в состоянии доставить
 удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь
 будет протекать гораздо тяжелее, появятся
 осложнения со стороны других органов и т.д. Или
 пример со старостью. С возрастом все функции
 слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо,
 когда эти резервы есть, а если их нет?
Молодое поколение считает, что им ещё рано
 морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но …
 время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно,
 но если оно постоянно, то действует закон
 адаптации – его перестают замечать.
II. Оценка и самооценка здоровья
Преподаватель:
В укреплении и сохранении собственного
 здоровья определяющая роль принадлежит самому
 человеку. С этим неразрывно связано и его умение
 оценивать своё здоровье. Эффективность
 самооценки здоровья прямым образом зависит от
 знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об
 устройстве организма и особенностях его
 функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе
 и о его наиболее слабых местах, в первую очередь
 подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам
 противопоказаны, какие инфекционные заболевания
 были перенесены, какие прививки были сделаны,
 каковы верхнее (систолическое) и нижнее
 (диастолическое) кровяное давление, группа крови,
 норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных
 факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней,
 развитие которых наиболее вероятно по этой
 линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку
 некоторые заболевания присущи именно
 определённым типам телосложения.
В современных системах воспитания и обучения к
 сожалению не отводится подобающего места тому,
 чтобы с детства последовательно учить человека
 умению оценивать состояние своего здоровья.
 Говоря современным языком, мы пока ещё очень
 плохо осуществляем мониторинг за состоянием
 своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то
 степени постараемся восполнить этот пробел.
III. Экспресс-диагностические методы оценки
 здоровья 
Преподаватель:
Все системы организма человека взаимосвязаны.
 Некоторые из них играют самую важную, ключевую
 роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и
 дыхательная. Попробуем с помощью практических
 методов научиться оценивать их состояние и
 резервные возможности. Сначала рассмотрим
 функциональные пробы для определения состояния
 сердечно-сосудистой системы.
Функциональные пробы для определения
 состояния сердечно-сосудистой системы.
Экспресс-метод определения ЧСС:
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть
 выше запястья на внутренней стороне руки (после
 нагрузки – на сонных артериях). Пульс
 подсчитывается за 10 секунд, с последующим
 умножением фиксированных значений на 6, что
 позволяет уменьшить ошибки в течении одной
 минуты.
Критерии ЧСС в состоянии покоя:
-Для мужчин:
- Реже 55 – отлично;
 - Реже 65 – хорошо;
 - 65 – 75 – посредственно;
 - Выше 75 – плохо.
 
-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.
Измерение АД:
Уровень АД обычно измеряют в области локтевой
 артерии на правой руке в положении “сидя” после
 пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для
 определения АД используется сфигноманометр или
 тонометр. Для взрослых используется манжета
 шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна
 закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма.
 Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний
 край находится на 2 см выше локтевого сгиба.
 Воздух в манжету следует нагнетать достаточно
 быстро до уровня, превышающего исчезновение
 тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст.
 Скорость понижения ртути в последующем должна
 составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду.
 Появление первого регулярного тона Короткова
 принимается за уровень систолического АД, полное
 исчезновение тонов Короткова – за уровень
 диастолического артериального давления.
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст.,
 нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное
 – 130-139/85-90 мм рт.ст.
 Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может
 быть признаком различных заболеваний. Однако при
 заболеваниях наблюдается и снижение АД –
 гипотония. У взрослых нижней границей нормы
 считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.
Проба Мартинэ:
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а
 также время возврата изменившихся показателей к
 исходным. По команде испытуемый делает 20
 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги
 вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая
 пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в
 исходное положение.
Критерии:
-учащение пульса на 50-70%;
-увеличение систолического АД на 15-20%;
-снижение диастолического АД на 20-30%.
У здоровых людей восстановление показателей до
 исходного уровня происходит менее чем за 3
 минуты.
Функциональные пробы для определения
 состояния системы дыхания.
Проба Штанге:
Испытуемый делает полный вдох и задерживает
 дыхание на сколько это возможно.
Критерии:
Норма – задержка дыхания не менее чем на 40
 секунд;
Отличный показатель – 1 минута и более.
Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):
Испытуемый делает полный вдох и затем полный
 выдох в портативный спирометр. Данный тест
 определяет резервные возможности дыхательной
 системы человека.
Критерии:
-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;
-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.
Жизненный показатель:
Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной
 ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует
 продолжительность жизни человека.
ЖЕЛ
Вес (кг)
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10
 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для
 взрослых его средняя величина – около 60 мл у
 мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм
 веса.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
 Является наиболее простым методом определения
 веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет
 собой отношение веса человека в килограммах к
 росту в метрах в квадрате.
Вес (кг)_____
Рост (м) х Рост (м)
Критерии:
20-25 – норма;
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Весо-ростовой показатель:
Представляет собой отношение веса человека в
 граммах к росту в сантиметрах.
Вес (г)_
Рост (см)
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г
 для детей возраста 12 – 15 лет указывает на
 недостаточный вес. А показатель более 400 г на
 избыточный вес.
Антропометрические пробы.
1. Показатели осанки:
Грудо-плечевой тест:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение
 проводится спереди (передний размер – грудь) и
 сзади (задний размер – спина). Каждое измерение
 проводится между большими бугорками плечевых
 костей.
Представляет собой отношение переднего
 размера (см) к заднему (см).
Критерии:
-Норма – 1 и более;
– 0,9 – пограничное состояние между нормой и
 нарушением осанки;
– 0,8 и менее – указывает на наличие признаков
 явного нарушения осанки.
2. Показатели пропорциональности
 (гармоничности) конституции тела:
Индекс Эрисмана:
Сущность его заключается в том, что в спокойном
 состоянии окружность грудной клетки должна быть
 на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела
 (ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
– 35 – 24 – истощение;
– менее 37 – достаточная упитанность;
– более 40 – повышенная упитанность;
– 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и
 обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х
 100.
Критерии индекса К:
– 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка
 (нормостеническая);
– менее 50 – узкогрудость (астеническая);
– более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье: Формула для определения
 показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность
 грудной клетки в см).
Критерии:
– 10 и менее – крепкое телосложение;
– 20 – хорошее;
– 20-25 – среднее;
– 25-35 – слабое;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития
 мускулатуры. Для расчётов производится два
 измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном
 состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в
 состоянии напряжения (рука согнута в плечевом
 суставе).
Формула для определения степени развития
 мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
Критерии:
– 5 – ожирение;
– 5-12 – норма;
– 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной
 клетки:
Увеличение объёма живота крайне негативно
 отражается на развитии различных систем
организма: горизонтальное положение сердца,
 опущение желудка и кишечника, нарушение функции
 пищеварительного тракта, дряблость передней
 брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают
 гармонию своего тела, искажают свою телесную и
 физиологическую организацию. Сущность данного
 теста заключается в том, что обхват живота на
 высоте пупка не должен быть больше обхвата
 грудной клетки.
IV. Заключение
Изученные сегодня методы самооценки
 физического здоровья позволят вам в дальнейшем
 выявлять меру благополучия в функционировании
 организма. Гармония, функциональное равновесие в
 его жизнедеятельности отражаются в переживании
 нами хорошего самочувствия, а это как известно
 является залогом счастливой и продолжительной
 жизни.
Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.
Обратная связь.
Источник