Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль в школе
Экспресс-контроль в школе
Скачать Размер:0.5 Мб
Конституция РФ гарантирует свободы человека и гражданина, и объявляет, что эти свободы находятся под защитой государства. В частности ст.17 утверждает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Права детей на свободное здоровое развитие защищает Федеральный Закон «О гарантиях прав ребенка в РФ», вменяющий всем учреждениям оказывать «…содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей» (ст.4)
И совершенно справедливо, что целевой установкой закона «Об образовании» является «свободное развитие личности», а так же приоритет здоровья перед собственно обучением. Вот почему образовательный процесс закон «Об образовании» толкует не узко как технологию передачу информации и механическое её заучивание, а как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…».
Эти базовые положения конституции и федеральных законов требуют от федеральных и региональных министерств и департаментов образования, от образовательных учреждений не фрагментарное развитие одной части личности в ущерб другой (типа механического заучивания различных стандартов информации на фоне деградации тела и творческого разума), а целостное триединое физическое развитие тела, нравственных чувств и творческого разума.
Следовательно, конституция и закон «Об образовании» РФ требуют, что бы воспитание тела, нравственных чувств и творческого разума в своей не раздельной целостности стали фундаментом для разработки базового учебного плана, а так же итогового документа аттестации выпускников школ. К сожалению, содержание базового учебного плана, в т. ч. итоговая аттестация обучающихся проигнорировали предусмотренные законом цели и задачи образовательного процесса.
Например, одним из базовых показателей «свободного развития личности» является формирование у школьников свободного самостоятельного суждения – мышления. К сожалению, это фундаментальное положение полностью отброшено методическим письмом министерства образования (№1561/14-15 от 19.11.98) «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Данный официальный документ цели и оценку итогов обучения сводит к …скорости чтения под секундомеры с первого класса (?). В то же время наукой установлено, что в этих условиях происходит эрозия и деградация ассоциаций между словом, как звуковым кодом, и чувством образа, несущим в себе всю смысловую нагрузку. А психиатры знают, что расщепление слов от их образно – смыслового содержания есть не что иное как шизофрения. А в итоге такого обучения, по данным того же министерства образования РФ, спустя только первый год так называемого образования у 60 – 70% малышей оформляются пограничные психические расстройства (письмо №220/11-12 от 22.02.1999).
Медикам хорошо известно, что качество развития и здоровья ребёнка, в конечном счете, является следствием адекватности природе развивающего ребенка используемых воспитательно – развивающих технологий. Не случайно ст. 51 закона «Об образовании» вменяет: «Образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Для реализации данного требования и пресечения проникновения в школы чуждых природе развития ребенка и вредных для его здоровья различных педагогических «инноваций» и дидактических средств в РФ выстроена Государственная гигиеническая и эпидемиологическая служба – Роспотребнадзор РФ. При этом федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.28 однозначно вменяет системе образования следующие охраняющие здоровье школьника санитарно – гигиенические требования.
1). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
2). Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.
И весь парадокс нашего правового государства в том, что данную статью закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» министерство образования РФ уже 13 лет просто «не замечает». И такое стало возможным благодаря, во – первых, отсутствию контроля со стороны законодательной власти над правоприменительной практикой исполнительной власти, во – вторых, благодаря отсутствию полноценного мониторинга за качеством развития детей под воздействием педагогической деятельности, в т. ч. под влиянием различных педагогических инноваций. Например, совместный приказ министерства образования и здравоохранения РФ (№186/272-4305) регламентирует периодические углублённые осмотры детей (за год до поступления в школу, спустя первый год обучения, после окончания начальной школы и т. д.). При этом в этом же приказе чётко указано:
«Анализ проводимых ежегодно профилактических осмотров детей показывает их низкую эффективность. При высоком общем охвате осмотрами (96-98%) патологические состояния и заболевания среди осматриваемых детей выявляются в 9 – 6 раз реже, чем при целевых выборочных углублённых обследованиях детей. Сложившаяся система профилактических осмотров не позволяет выявлять начальные стадии хронических заболеваний».
За истекшие годы ситуация с профилактическими осмотрами ещё более усугубилась. Таким образом, формально (де-юре), Конституция и Законы РФ гарантируют детям главные права – права на здоровое, свободное и гармоничное их развитие. Де-факто – те непрерывные реформы образования, которые проводит каждый новый министр образования) не имеют ни научного обоснования, ни санитарно – гигиенического заключения (сертификатов Роспотребнадзора РФ).
Источник
Цели:
– воспитание ответственности за своё здоровье;
– освоение учащимися общедоступных
диагностических методов оценки своего здоровья;
– формирование приверженности здоровому образу
жизни.
Задачи:
– ознакомление с основными показателями
состояния человеческого организма и
общедоступными медицинскими приборами,
используемыми для их контроля;
– обучение способам оценки своего физического
здоровья.
Учебные вопросы:
1.Оценка и самооценка здоровья.
2.Экспресс-диагностические методы оценки
здоровья.
3.Заключение.
Образовательные технологии: мультимедийные,
исследования, развития познавательных
интересов, коллективного обучения.
Методы: индивидуальной работы,
объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный,
практических действий.
Деятельность преподавателя: устное
изложение, демонстрация видеоматериала.
Комментирование, организация исследований и
экспериментов, подведение итогов, проведение
рефлексии.
Деятельность учащихся: восприятие
аудиовизуальной информации, ответы на вопросы,
участие в исследованиях и экспериментах,
самостоятельная работа по проведению расчётов,
функциональных проб и антропометрических
показателей, сравнение результатов с критериями,
выполнение упражнений физкультминуток.
Материально-техническое обеспечение:
оборудование для демонстрации мультимедийных
материалов, сфигмоманометр, портативный
спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы
напольные, хронометр.
Ожидаемые результаты: овладение
экспресс-диагностическими методами оценки
здоровья; определение уровня функционального
состояния сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, весо-ростовых и росто-весовых
показателей, индекса массы тела, показателей
гармоничности и пропорциональности тела.
I. Вступление
Преподаватель:
Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай
Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”
утверждал, что “Здоровье – это резервные
мощности клеток, органов, целого организма”. Я
думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое
понятие как “количество здоровья”, которое
можно определить как сумму “резервных
мощностей” основных функциональных систем.
Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин.
производит 100 000 сокращений в сутки и
перекачивает до 175 млн. литров крови в течении
жизни). Это мышечный орган, выполняющий
механическую работу, и его мощность можно
подсчитать в мсек, ваттах, л.с., в любых единицах,
приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще.
Возьмём такую характеристику сердца как МОК –
минутный обьём крови. Это обьём крови, которое
сердце перекачивает за одну минуту. Предположим,
что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра
крови в минуту. При энергичной физической работе
– до 20 литров. Значит “коэффициент резерва”
равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого
вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом
организм в покое, т.е. создать нормальное
насыщение кислородом крови. Но более того: оно
может дать 20 литров в минуту и способно
обеспечить доставку кислорода мышцам,
выполняющим тяжёлую физическую работу,
следовательно, и в этих условиях сохранится
качественное условие здоровья – нормальные
показатели насыщения крови кислородом.
“Суммарные резервные мощности” являются не
только важнейшей характеристикой состояния
здоровья как такового, они не менее важны для
определения отношения организма к болезни.
Представим себе первого человека с МОК в 20 литров
максимальной мощности сердца. Случилось так, что
человек заболел простудным заболеванием.
Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой
ситуации потребление кислорода тканями
возрастает вдвое. Но организму это нипочём,
сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А
что будет с детренированным сердцем у которого
МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут
задыхаться: сердце не в состоянии доставить
удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь
будет протекать гораздо тяжелее, появятся
осложнения со стороны других органов и т.д. Или
пример со старостью. С возрастом все функции
слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо,
когда эти резервы есть, а если их нет?
Молодое поколение считает, что им ещё рано
морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но …
время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно,
но если оно постоянно, то действует закон
адаптации – его перестают замечать.
II. Оценка и самооценка здоровья
Преподаватель:
В укреплении и сохранении собственного
здоровья определяющая роль принадлежит самому
человеку. С этим неразрывно связано и его умение
оценивать своё здоровье. Эффективность
самооценки здоровья прямым образом зависит от
знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об
устройстве организма и особенностях его
функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе
и о его наиболее слабых местах, в первую очередь
подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам
противопоказаны, какие инфекционные заболевания
были перенесены, какие прививки были сделаны,
каковы верхнее (систолическое) и нижнее
(диастолическое) кровяное давление, группа крови,
норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных
факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней,
развитие которых наиболее вероятно по этой
линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку
некоторые заболевания присущи именно
определённым типам телосложения.
В современных системах воспитания и обучения к
сожалению не отводится подобающего места тому,
чтобы с детства последовательно учить человека
умению оценивать состояние своего здоровья.
Говоря современным языком, мы пока ещё очень
плохо осуществляем мониторинг за состоянием
своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то
степени постараемся восполнить этот пробел.
III. Экспресс-диагностические методы оценки
здоровья
Преподаватель:
Все системы организма человека взаимосвязаны.
Некоторые из них играют самую важную, ключевую
роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и
дыхательная. Попробуем с помощью практических
методов научиться оценивать их состояние и
резервные возможности. Сначала рассмотрим
функциональные пробы для определения состояния
сердечно-сосудистой системы.
Функциональные пробы для определения
состояния сердечно-сосудистой системы.
Экспресс-метод определения ЧСС:
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть
выше запястья на внутренней стороне руки (после
нагрузки – на сонных артериях). Пульс
подсчитывается за 10 секунд, с последующим
умножением фиксированных значений на 6, что
позволяет уменьшить ошибки в течении одной
минуты.
Критерии ЧСС в состоянии покоя:
-Для мужчин:
- Реже 55 – отлично;
- Реже 65 – хорошо;
- 65 – 75 – посредственно;
- Выше 75 – плохо.
-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.
Измерение АД:
Уровень АД обычно измеряют в области локтевой
артерии на правой руке в положении “сидя” после
пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для
определения АД используется сфигноманометр или
тонометр. Для взрослых используется манжета
шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна
закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма.
Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний
край находится на 2 см выше локтевого сгиба.
Воздух в манжету следует нагнетать достаточно
быстро до уровня, превышающего исчезновение
тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст.
Скорость понижения ртути в последующем должна
составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду.
Появление первого регулярного тона Короткова
принимается за уровень систолического АД, полное
исчезновение тонов Короткова – за уровень
диастолического артериального давления.
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст.,
нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное
– 130-139/85-90 мм рт.ст.
Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может
быть признаком различных заболеваний. Однако при
заболеваниях наблюдается и снижение АД –
гипотония. У взрослых нижней границей нормы
считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.
Проба Мартинэ:
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а
также время возврата изменившихся показателей к
исходным. По команде испытуемый делает 20
приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги
вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая
пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в
исходное положение.
Критерии:
-учащение пульса на 50-70%;
-увеличение систолического АД на 15-20%;
-снижение диастолического АД на 20-30%.
У здоровых людей восстановление показателей до
исходного уровня происходит менее чем за 3
минуты.
Функциональные пробы для определения
состояния системы дыхания.
Проба Штанге:
Испытуемый делает полный вдох и задерживает
дыхание на сколько это возможно.
Критерии:
Норма – задержка дыхания не менее чем на 40
секунд;
Отличный показатель – 1 минута и более.
Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):
Испытуемый делает полный вдох и затем полный
выдох в портативный спирометр. Данный тест
определяет резервные возможности дыхательной
системы человека.
Критерии:
-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;
-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.
Жизненный показатель:
Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной
ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует
продолжительность жизни человека.
ЖЕЛ
Вес (кг)
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10
лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для
взрослых его средняя величина – около 60 мл у
мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм
веса.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения
веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет
собой отношение веса человека в килограммах к
росту в метрах в квадрате.
Вес (кг)_____
Рост (м) х Рост (м)
Критерии:
20-25 – норма;
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Весо-ростовой показатель:
Представляет собой отношение веса человека в
граммах к росту в сантиметрах.
Вес (г)_
Рост (см)
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г
для детей возраста 12 – 15 лет указывает на
недостаточный вес. А показатель более 400 г на
избыточный вес.
Антропометрические пробы.
1. Показатели осанки:
Грудо-плечевой тест:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение
проводится спереди (передний размер – грудь) и
сзади (задний размер – спина). Каждое измерение
проводится между большими бугорками плечевых
костей.
Представляет собой отношение переднего
размера (см) к заднему (см).
Критерии:
-Норма – 1 и более;
– 0,9 – пограничное состояние между нормой и
нарушением осанки;
– 0,8 и менее – указывает на наличие признаков
явного нарушения осанки.
2. Показатели пропорциональности
(гармоничности) конституции тела:
Индекс Эрисмана:
Сущность его заключается в том, что в спокойном
состоянии окружность грудной клетки должна быть
на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела
(ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
– 35 – 24 – истощение;
– менее 37 – достаточная упитанность;
– более 40 – повышенная упитанность;
– 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и
обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х
100.
Критерии индекса К:
– 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка
(нормостеническая);
– менее 50 – узкогрудость (астеническая);
– более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье: Формула для определения
показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность
грудной клетки в см).
Критерии:
– 10 и менее – крепкое телосложение;
– 20 – хорошее;
– 20-25 – среднее;
– 25-35 – слабое;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития
мускулатуры. Для расчётов производится два
измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном
состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в
состоянии напряжения (рука согнута в плечевом
суставе).
Формула для определения степени развития
мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
Критерии:
– 5 – ожирение;
– 5-12 – норма;
– 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной
клетки:
Увеличение объёма живота крайне негативно
отражается на развитии различных систем
организма: горизонтальное положение сердца,
опущение желудка и кишечника, нарушение функции
пищеварительного тракта, дряблость передней
брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают
гармонию своего тела, искажают свою телесную и
физиологическую организацию. Сущность данного
теста заключается в том, что обхват живота на
высоте пупка не должен быть больше обхвата
грудной клетки.
IV. Заключение
Изученные сегодня методы самооценки
физического здоровья позволят вам в дальнейшем
выявлять меру благополучия в функционировании
организма. Гармония, функциональное равновесие в
его жизнедеятельности отражаются в переживании
нами хорошего самочувствия, а это как известно
является залогом счастливой и продолжительной
жизни.
Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.
Обратная связь.
Источник