Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль thumbnail

Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  1. Режим динамической смены поз.
  2. Упражнения на зрительную координацию.
  3. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  4. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

  1. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
  2. «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
  3. «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» – писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
  4. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки
  1. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  1. поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  2. имеет высокие показатели  физического развития здоровья;
  3. повышается иммунная система;
  4. улучшаются ростовые процессы;
  5. развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  6. снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  1. «Никакой преграды глазу!» – еще один принцип В. Ф. Базарного.
  2. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
  3. Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных.
  4. Все вместе картины составляют единый сюжет.
  5. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
  6. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
  7. Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  1. данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  2. скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  3. у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  4. учащиеся становятся зоркими, внимательными.
  5. очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Читайте также:  Развитие внимания ребенка раннего возраста

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  1. на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  2. наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  3. крест коричнево-золотистый,
  4. восьмерка  – ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

  1. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  
  2. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.
  3. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
  4. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  1. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.
  2. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
  3. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
  2. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // «Начальная школа», 2005. – № 11. С. 75.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.

Материалы подготовила:

к.п.н., доцент, методист ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.

Источник

В настоящее время проблема
здоровья и его сохранения является одной из
самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие
технологии» прочно вошло во все элементы
образовательной системы, начиная с
дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии
– система мер по охране, сохранению и
укреплению здоровья ребёнка.

В действующем Законе «Об
образовании» определены чёткие приоритеты
в строительстве образовательного процесса.
Первоочередной задачей является «приоритет…
здоровья человека… и свободного развития
личности» [1].

Охрана здоровья детей входит в
число приоритетов деятельности
образовательного учреждения. Именно
здоровье является условием успешного роста
и развития личности, её духовного и
физического совершенствования, а в
дальнейшем во многом успешной жизни.

В ДОУ комбинированного вида для
детей с нарушениями зрения на первый план
выходит проблема восстановления здоровья
ребёнка. Дети, поступающие в группы
компенсирующего обучения уже не здоровы,
имеют не только зрительный дефект, но и
другие отклонения в состоянии здоровья (в
том числе нарушения деятельности нервной и
сердечно-сосудистой систем, функциональные
желудочно-кишечные расстройства и другие
гастроэнтерологические заболевания,
отклонения в развитии опорно-двигательного
аппарата)[3].

Восстановление, охрана,
сохранение и укрепление здоровья детей в
ДОУ комбинированного вида осуществляется
через использование различных видов
здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических,
физкультурно-оздоровительных,
образовательных и др.).

Коррекционно-образовательный
процесс в группах компенсирующего обучения
для детей с нарушениями зрения в МДОУ «Детский
сад №50» ориентирован на
здоровьевосстановление и свободное
развитие личности.

«Свободное развитие личности
ребёнка возможно только на основе свободы
движений и чувственных впечатлений от
образов мира в свободном пространстве, а
также свободы выражения эмоциональных
переживаний в руко- и речетворчестве» [1].

Ребёнок, имеющий нарушения
зрения, изначально ограничен в свободе
своих движений. Снижение остроты зрения и
недостаточность состояния здоровья ведёт к
возникновению трудностей накопления
чувственно-практического опыта и
сложностей ориентировки в окружающем мире.

Для ребёнка с нарушением зрения
свободное развитие личности без специально
создаваемого «свободного пространства»
невозможно, т.к. у него ограничены
чувственные впечатления от образов мира и
затруднены движения (как микро-, так и
макроуровня) вследствие зрительного
дефекта.

На коррекционно-образовательных
занятиях мы попытались создать «свободное
пространство», используя элементы
здоровьесберегающей технологии доктора
медицинских наук В.Ф. Базарного, в основе
которой лежит комплексное воздействие на
детей через повышение телесно-моторной
активности, снятие утомления,
использование пения.

Читайте также:  На что стоит обратить внимание в развитие ребенка

1. Режим телесной вертикали

В.Ф.Базарным разработана
конторка – особая парта, которая
обеспечивает занимающимся за ней так
называемый «режим телесной вертикали» (осанки),
когда склоняться над тетрадями, книгами и
сутулиться нет никакой необходимости.
Конторка регулируется по высоте, имеет
наклонную столешницу, и к ней прилагается
специальный массажный коврик для ног.

К сожалению, оригинальная
конторка В.Ф.Базарного не подходит по росту
для детей дошкольного возраста. Поэтому в
своей работе мы используем
модифицированные конторки – приставки к
столам с наклонной поверхностью, которые
были изготовлены с учётом
общегигиенических и эргономических
требований:

  1. высота конторки должна соответствовать
    росту ребёнка. Отправным уровнем высоты
    верхнего края конторки является точка у
    края грудины в районе «солнечного
    сплетения». Ребенок, стоящий у края
    своего стола, сгибает руку таким образом,
    чтобы большой палец упирался в нижний
    край грудины, а локтевая часть руки
    располагалась строго параллельно полу.
    Измеряется высота от поверхности стола
    до локтя – этот размер и соответствует
    высоте нижнего края конторки,
    устанавливаемой на стол. Если, несмотря
    на оптимально подобранную высоту,
    ребенок все еще склоняется в процессе
    письма, уровень высоты конторки
    необходимо повышать до тех пор, пока
    ребенок не будет стоять ровно.
  2. Рабочей поверхности придан оптимальный
    для зрительного восприятия угол наклона.
    Среднеоптимальный угол наклона рабочей
    поверхности конторки – 15-17°.

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

За конторкой в «режиме телесной
вертикали» дети находятся только часть
занятия, когда выполняют коррекционно-образовательные
задания.

2. Режим динамической смены поз

Перед тем как поставить детей за
конторки мы внедрили режим динамической
смены поз в коррекционно-образовательное
занятие. У большинства детей отмечался
слабый телесно-мышечный тонус, необходимый
для поддержания тела в вертикальной позе (так
называемые «засиженные» дети) из-за
привычной сидячей позы на других занятиях.

Режим смены динамических поз
реализуется на занятиях тифлопедагога
путём периодического перевода детей из
одного положения в другое для решения
различных коррекционно-образовательных и
коррекционно-развивающих задач.

Режим смены динамических поз
на занятиях тифлопедагога

Поза СТОЯ

Поза СИДЯ

(на стульях, на ковре)

Поза ЛЁЖА

  • коррекционно-образовательные
    задания за конторкой;
  • зрительно-координаторные тренажёры;
  • упражнения-ориентировки;
  • упражнения для глаз;
  • упражнения на снятие зрительного
    утомления;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения, развивающие гибкость и
    подвижность пальцев (пальчиковая
    гимнастика);
  • упражнения, способствующие снятию
    общего утомления, моторной
    напряженности мышц рук (физминутки).
  • упражнения для глаз;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения на осязание и др.
  • упражнения, способствующие снятию
    общего утомления;
  • упражнения на снятие зрительного
    утомления и др.

3. Использование тренажёров для развития
восприятия и зрительно-моторной
координации

На занятиях мы используем
модифицированные зрительно-координаторные
схемы-тренажёры [4]. Место нанесения схем-тренажеров
– стены кабинета.

Тренажёр «Жучки-паучки»

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Тренажёр «Бабочки»

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Тренажёр «Бабочка»

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Тренажёр «Железная дорога»

Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль

Упражнения с этими тренажёрами
заключается в одновременном слежении
глазами и обведении указательным пальцем
или одноимёнными указательными пальцами
рук заданной траектории в положении стоя с
одновременным пением.

Особенности упражнений:

  1. базируются на зрительно-координаторных
    схемах-тренажёрах;
  2. выполняются в позе свободного стояния;
  3. дети одновременно следят глазами,
    обводят указательным пальцем или
    одноимёнными указательными пальцами рук
    заданную траекторию и поют;
  4. максимальная продолжительность таких
    упражнений 1,5–2 минуты.

Методика:

  1. Освоение техники движений:
    1. слежение глазами по заданной
      траектории;
    2. слежение глазами и обведение
      указательным пальцем или одноимёнными
      указательными пальцами рук траектории
      движений.
  2. Использование речевого стихотворного
    сопровождения и пения.
  3. Одновременное слежение глазами,
    обведение указательным пальцем или
    одноимёнными указательными пальцами рук
    траектории движений с пением.

Внедрение здоровьесберегающих
технологий системы В.Ф.Базарного в группах
компенсирующего обучения для детей с
нарушениями зрения в ДОУ комбинированного
вида способствует воспитанию интереса
ребенка к процессу обучения, повышает
познавательную активность и, самое главное,
улучшает психо-эмоциональное самочувствие
и здоровье детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие
    ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома.
    М.: АРКТИ, 2005.
  2. Базарный В. Ф. Школьный стресс и
    демографическая катастрофа России.
    Сборник материалов. Академия медицинских
    наук, Сибирское отделение НИИ
    медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая
    лаборатория физиолого-здравоохранительных
    проблем образования Администрации
    Московской области. Сергиев Посад, 2004.
  3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в
    детском саду для детей с нарушениями
    зрения. М.: «Экзамен», 2006.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и
    психофизиологическое сопровождение
    обучения. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Источник

Методика В.Ф. Базарного в практике школьного обучения

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов, академик, хирург

Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Данные, полученные в ходе валеологических исследований, позволяют констатировать ухудшение его состояния. Как отмечают исследователи, к ухудшению здоровья причастна школа. К числу неблагоприятных факторов валеологи относят шум, освещенность, дизайн помещений, видеоэкранные средства. Особое влияние оказывают организационные факторы, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью детей. Ряд их них (расписание уроков, медицинское и психологическое обеспечение школы) зависит в большей степени от администрации школы. Среди факторов, снижающих уровень здоровья, названы также плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках, степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Читайте также:  Рост и развитие зубов у ребенка

Становится очевидной необходимость изменения организации учебного процесса, оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления. Наиболее эффективной из существующих в настоящее время здоровьесберегающих технологии признана методика В.Ф. Базарного. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

Режим динамической смены поз. Учебные занятия по данной технологии проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник. Поскольку, не все наши школы оснащены конторками, мы предлагаем плотность урока продумать так, чтобы несколько видов работ учение выполняли стоя. В своей практике мы используем хоровое проговаривание стоя правил, определений. Там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.

Упражнения на зрительную координацию.В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Учащиеся становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

  • крест коричнево-золотистый,

  • восьмерка – ярко-голубого цвета.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Упражнения на мышечно-телесную координацию.Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты». «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.

  4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии

Литература:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176 с.

  2. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде .- Сергиев Посад, 1995.

  3. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России.- Сергиев Посад,2004.- 96 с.

  4. Сайт В.Ф. Базарного  https://www.hrono.ru/proekty/bazarny/index.php

Источник