Здоровье и развитие ребенка экспресс

Любовь Гайворонская
Спортивное развлечение «Экспресс здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивное соревнование «Экспресс здоровья»

Цель: Развитие интереса детей к здоровому образу жизни, способствовать двигательной активности.

Задачи:

Развивающие:

Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.

Образовательные:

Закрепить умение соблюдать заданный темп в беге.

Закрепить умения и навыки, приобретенные ранее в двигательной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать командные качества.

Оборудование:

Кегли, обручи, мячи, туннель, корзина, маленькие мячи для метания, мягкие кубики.

Объявление на вокзале:

Внимание! Граждане пассажиры,

Замрите на мгновение,

Послушайте объявление!

Сегодня и каждый день,

Для всех, кому не лень,

Есть возможность не хворать,

В Стране здоровья побывать!

1 Проводник:

Я бывалый проводник,

К поездкам дальним я привык.

Сегодня рейс у нас особый.

«Экспресс здоровья» – поезд новый,

Пассажиров повезет.

2 Проводник:

Кто любит спортом заниматься,

Водой холодной обливаться.

И для таких пути свободны,

Ведь быть здоровым — это модно!

Дети:

Всем известно, всем понятно

Что спортивным быть приятно.

Только надо знать, как же сильным стать.

Физкультурой заниматься

Начинаем мы сейчас.

Бегать, прыгать, кувыркаться

Будет весело у нас.

Чтоб здоровым быть и ловким,

Всем нужны нам тренировки.

1 проводник:

Спорт – это сила, спорт – это жизнь!

Все вместе: Добьемся победы! Соперник, держись!

2 Проводник:

А вы, друзья, хотите попасть на этот поезд? (Да)

Сегодня у нас будут бороться за места в поезде команда «Зеленых», «Красных», «Синих», и «Желтых».

Команды красных и зеленых займите свои места.

(Дети встают на свои места.)

1 Проводник:

Нашим спортсменам «Физкульт – Ура!»

2 Проводник:

Итак, разрешите спортивное соревнование считать открытым.

Первое задание ждет вас в впереди.

1 Проводник:

1 задание: «Самый быстрый»

Первый участник бежит с кеглей до ориентира, обегает его, возвращается, передает ее следующему участнику

2 Проводник:

2 задание: «Ловкий кенгуру»

Мяч держат между ногами и прыгают, как прыгает кенгуру, до ориентира

Затем обратно с мячом в руках, чтобы передать следующему участнику.

И так все участники команды по очереди передовая мяч по эстафете.

Если мяч упадет, участник эстафеты подняв мяч, продолжает движение кенгуру с того места, где упал мяч.

1 Проводник:

3 задание: «Болото»

Перепрыгнуть из обруча в обруч, переставляя обруч вперед.

2 Проводник:

4.задание: «Виражи»

По прямой через определенные расстояния расставить предметы. Первый участник из каждой команды по сигналу ведущего начинает катить мячик змейкой через предметы. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

1 Проводник:

5.задание: «Сороконожка»

Первый ребенок бежит до ориентира, огибает его. Возвращается, берет второго игрока, и так пока всех не заберут. Дети держаться друг за друга (руки на плечи, бегут змейкой. Побеждает тот, кто не потеряет не одного игрока.

2 Проводник:

6.задание: «Преодолей препятствие»

– прыжки через предмет

– проползи через туннель

– метание в корзину

1 Проводник:

Подходит к концу наша встреча со спортом.

И с теми, кто дружит со спортом всю жизнь!

Зовет он в походы и даже на подвиг,

Растить, делать, строить, учиться зовет!

2 Проводник:

И каждый сегодня у нас победитель,

Участие в празднике – главный итог.

Ребята займите места. Построились паровозиком!

1 Проводник:

В Страну здоровья уезжаем.

И болеть мы не желаем.

Все вместе:

Спорт – наш друг, мы это знаем!»

Звучит паровозный гудок. Все участники выстраиваются в один ряд, машут рукой и уходят.

Источник

Ольга Лазаренко
Досуговое мероприятие «Экспресс здоровья»

Цель: Формирование культуры здорового образа жизни

Задачи:

1. оздоровление ребенка;

2. развитие двигательных способностей;

3. воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

Место проведения: ГКУ СО КК «Выселковский СРЦН»

Участники проведения: дети 7-18 лет

Дата проведения: 05.09.2018г.

Зал декорирован под железнодорожный вокзал.

В центре – вагон.

Рядом с вагоном расположена стойка с динамиком для оповещения пассажиров.Звучит запись голоса из динамика:

Внимание! Граждане уезжающие,

А также провожающие! Впрочем, и все желающие!

Замрите на мгновение,

Послушайте объявление!

Сегодня и каждый день

Для всех, кому не лень,

Есть возможность не хворать,

В Стране здоровья побывать!

«Экспресс здоровья» можно найти

На третьей платформе, пятом пути.

Выходит проводник.

Проводник: Я бывалый проводник,

К поездкам дальним я привык.

Сегодня рейс у нас особый.

«Экспресс здоровья» – поезд новый, Пассажиров повезет.

Тех, кто не курит и не пьет,

Кто любит спортом заниматься,

Водой холодной обливаться.

И для таких пути свободны,

Ведь быть здоровым —это модно!

Проводник: А вы, друзья, хотите попасть на этот поезд? Тогда сейчас мы проверим насколько вы любите спорт и что о нем знаете.

Конкурс «Четвертый лишний»

Задача конкурса «выбрать четвертое слово из каждой строки, которое по смыслу. шипит 1спшна, правильно давшие ответы, становятся участниками команд. 1чкнм образом, определяются две команды по пять человек.

Футбол, дзюдо, волейбол, баскетбол.

Мяч, обруч, гимнастика, лента.

Шайба, клюшка, щитки, вратарь.

Самбо, каратэ, бокс, дзюдо.

Фехтование, баскетбол, мяч, гимнастика.

Баттерфляй, водное поло, брас, кроль.

Вратарь, нападающий, судья, защитник.

Велоспорт, конный спорт, фигурное катание, коньки.

Гандбол, регби, волейбол,

Теннис, шар, бильярд, боулинг.

Проводник: Молодцы, ребята! Вот и определились участники, которые сегодня поборются за место в этом вагоне.

К проводнику подходит старшеклассник в качестве 1-го пассажира.

Проводник: Здравствуйте! Вы кто такой?

Что везете там с собой?

1-й пассажир (достает из сумки боксерские перчатки, одевает и начинает боксировать. Звучит запись голоса на мотив песни «Ты узнаешь ее» группы «Корни»):

Я обычный студент БГУ,

Занимаюсь я боксом серьезно,

Без тренировок я жить не могу,

Будь моим спарринг-партнером сегодня!

Ты узнаешь, как сильно я бить могу

Своей левой рукой по корпусу,

Я в нокдаун отправлю тебя в бою,

Счет судьи ты узнаешь по голосу!

(Обращается к проводнику):

Сразу видно – парень свой!

Побоксируем с тобой?

Проводник (испуганно смотрит на боксерские перчатки):

Ну. .сегодня… Ну. .не знаю…

А, может, в шахматы сыграем?

Ты особо не волнуйся,

(Указывает на команды)

С другими, вон, потренируйся!

1-й пассажир (обращаясь к игрокам): Ребята, а вы знаете, что в переводе означает бокс? В какой стране зародился этот вид спорта? (От англ. Ьох – удар, спортивное единоборство, кулачный бой. Зародился в Англии в 1946г.)

Соревнование «Кто кого!»

Под музыку два самых смелых участника из каждой команды становятся на скамейку и при помощи боксерских перчаток стараются боксировать друг с другом. Побеждает тот, кто дольше продержится на скамье. Старшеклассник вручает победителю медаль и проводит в вагон занять свое место.

Проводник (обращается к подошедшим двоим пассажирам – старшеклассникам):

Здравствуйте! Ну, что молчите?

Про себя нам расскажите!

2-й и 3-й пассажиры (достают из сумки небольшую штангу и начинают поднимать, демонстрируя свои бицепсы. Звучит запись голоса на мотив песни «Турысты» группы «Крамбамбуля»):

А мы – штанпсты, мы – культуристы!

Наш бодыбщцынг так! карысны,

Здароуе значка ён паляпшае,

Читайте также:  Методик для психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии

Хто штангу любщь, той не хварае!

Мы, культурысты – народ плячысты,

Сябруй са штангай – гэта карысна!

2-й пассажир: А вы, друзья, любите поднимать штанги, гантели?3-й пассажир: Сейчас мы проверим наших юных спортсменов.

Соревнование «Силач»

Под музыку, два самых сильных участника из каждой команды по очереди поднимают гирю весом в 3 кг.

Побеждает тот, кто получит гирю большее количество раз. 2-й и 3-й пассажиры награждают участника медалью и проводят его в вагон.

Проводник (обращается к подошедшей старшекласснице): Ну, а вы чего стоите?

Кто такая? Как зовут?

Что везете в сумке тут?

Старшеклассница (достает из сумки теннисную ракетку и начинает подбивать ею шарик. Звучит запись голоса наметив песни «Невеста» группы «Глюкоза»):

Зовут Прасковья меня,про себя расскажу:

Я диспетчер, тихо на работе сижу,

За расписанием всех поездов слежу,

А в выходные я не на диване лежу,

Играю в теннис большой, в фитнес-клуб хожу

И здоровый образ жизни веду.

Проводник: А сейчас мы проверим, как наши ребята умеют играть в теннис.Старшеклассница: Ребята, может кто-нибудь из вас знает, что в переводе означает этот вид спорта? (От англ. 1тт – лужайка и от франц. 1епе$ – вот вам, берите. Игра основана в 1913г.)

Соревнование «Теннисисты»

Участники каждой команды становятся друг против друга и берут в руки ракетки.

Задача: как можно больше раз отбить шарик своей ракеткой.

Проводник (обращается к парню, который стоит неподалеку):

А что же парень там

Не подходит и молчит?Парень: Я за девушкой иду,

Без нее жить не могу,

А она порой, бывает,

Меня почти не замечает.

Готов я ехать вслед за ней

Хоть за тридевять земель!Проводник: Подождите, не спешите!

Ну-ка, пропуск покажите!

Так, а что там в вашей сумке?

(Заглядывает в рюкзак и достает из него сигареты).

Сигареты? Пиво? Рюмки?

Тем, кто пьет и кто «дымит»

В Страну здоровья путь закрыт!

Для таких там места нет!

Но тебе я дам совет:

Пусть разлетятся, словно птички,

Твои вредные привычки.

(Обращается к пассажирам в вагоне): Что ж, пора нам собираться, В путь-дорогу отправляться.

Парень (кричит вслед):

Девушка Прасковья

Из «Экспресс здоровья»!

Я брошу пить,

Перестану курить!

Ты меня слышишь?

Я стану на лыжи,

Зимою в походы

Буду ходить!

На стадионе

Займусь биатлоном,

Всех чемпионов

Легко обгоню!

Я буду стараться,

Тренироваться,

Быстрее экспресса

На финиш приду!

Парень (обращаясь к участникам): Друзья, я уверен, что вы поможете мне стать хорошим спортсменом, а именно – стрелком. В этой эстафете определится самый меткий стрелок, который станет моим тренером и отправится со мной в «Страну здоровья».

Соревнование «Снайпер»

Оставшиеся участники объединяются в одну команду. На стене, на расстоянии 5м от команды, висит разметочный круг (тир). Каждый игрок по очереди бросает в него копье.

Побеждает тот, кто сумеет попасть в центр. Парень награждает игрока медалью и проводит его в вагон.

Проводник (обращаясь к парню):

Так-так-так! Что ж, все понятно!

Раз будешь спортом заниматься,

Можешь с нами отправляться.

Проводник: Итак, дорогие друзья, сегодня определились самые сильные участники нашего мероприятия. А тем, кто не попал на наш поезд, мы желаем не унывать, а, наоборот, еще больше и усерднее заниматься физкультурой и спортом. Спорт может справиться с плохим настроением, скукой. Занимайтесь волейболом, футболом, легкой атлетикой и другими видами спорта. И у вас будет много друзей.

Здоровье – главное на свете,

Об этом знаем все мы, дети!1-й пассажир: До свиданья, всем пока!

В экспрессе уезжаем,

Но мы не скучаем,2-й пассажир: Будем спортом заниматься –

Нам ли докторов бояться?3-й пассажир: Грустить не будем никогда!

Заявляем прессе:

Старшеклассница: «Нам весело в экспрессе!Проводник: В Страну здоровья уезжаем

И болеть мы не желаем Все вместе: Спорт – наш друг, мы это знаем!»

Все участники выстраиваются в один ряд, машут рукой.

Из динамика звучит запись голоса и стук колес:

«.Экспресс здоровья» отправляем,

Счастливого пути. желаем!

Завершается программа композицией о спорте на мотив песни «Смуглянка».

Муз. А. Новикова.

1. Если ты в спортзал заглянешь, Когда секция у нас,

То завидовать нам станешь

И придешь еще не раз.

Ах, какое выполненье

Упражнений у ребят –

Это просто загляденье,

Как глаза у них горят.

Пр. Дух спортивный, физкультурный, огневой! Зажигает, увлекает за собой! Дух спортивный да физкультурный, Да развеселый такой!

2. Здесь в спортивных тренировках

Развиваем быстроту,

И выносливость, и ловкость,

И движений красоту.

Чтобы силой и сноровкой

Каждый мускул задышал,

Приходи на тренировку,

Приходи ты к нам в спортзал.

Пр. В играх разных здесь смекалка, И веселье, и задор. Всем порой бывает жарко. Так горит костер игры. Выбирай игру любую, Постигай секреты все. И, упорно тренируясь, Станешь мастером в игре.

До новых встреч!

Источник

* Подробно см. В.Ф. Базарный «Здоровье и развитие ребенка: экспресс контроль в школе и дома» М. «Аркти», 2005.

06. Программа действий родителей по защите главного права ребенка – права на свободное и здоровое развитие в учебном процессе.

«Все дети – наши, и мы за них в ответе»
(А.Католиков)

Приступая к изложению данного раздела, я чувствую, как у меня внутри что-то сжимается от боли и досады за нас – родителей, бабушек и дедушек, за наше преступное бездействие по защите наших детей. И здесь речь идет не о митингах и уличных шествиях. Нет! Хотя и митинги, и шествия иногда бывают не лишними для защиты своих детей. Речь идет о более простом – об элементарной человеческой этике, об элементарных правовых поступках родителей по защите своих детей. Покажу это на следующем примере. Известно, сколь острый характер приобрели в обществе дискуссии о целесообразности прививок детям, о пользе и вреде того, или иного медикаментозного средства лечения. По какой логике в этих условиях чаще поступает обыватель? Прослушал рекламу на очередное «всеисцеляющее средство» и… вперед на поиск чуда. Достал, употребил – результат либо нулевой, либо явное ухудшение!

Нагнали средства массовой информации страху о «птичьем гриппе» – жди поголовную вакцинацию детей. Но ведь здесь должна быть элементарная человеческая логика! Для этого достаточно родителям потребовать расписку (договор) от того, кто берет в руки шприц и кто рекомендует очередную прививку (очередное лекарство), в котором четко должно быть указано: если эта прививка (данное лекарство) вызовет серьезные осложнения, то вся ответственность ложится на того, кто рекомендовал прививку (лекарство), и кто ее исполнил!

Вот и вся логика. А вот этого элементарного навыка по сбережению своих детей у наших людей как раз и нет. И только тот, кто попытается реализовать такое простое этическое решение проблемы, вдруг увидит, как профессиональная спесь медработников тотчас же исчезнет. И никто и никогда не даст вам гарантий того, что после очередной прививки ваш ребенок не останется калекой на всю жизнь. А, став калекой, никто за это не ответит. Вот он момент истины для осознания, что все-таки в нашей жизни первично: рабство одних, или величие и умность в своих глазах на фоне безответственности – других.*

Читайте также:  Ребенок 1 год игры для развития

Аналогичная ситуация сложилась и со школой. Из-за всеобщего непротивления нам суждено дожить до того времени, при котором из каждого миллиона малышей, поступающих в первый класс, современная школа только за первый год обучения у 600 – 700 тысяч делает больными.

Я часто выступаю перед родительской общественностью. На собраниях прошу: поднимите руку, кто еще не слыхал о том, что школа губит здоровье детей! Ни одной руки! Все матери об этом знают. После этого я предлагаю четкую программу совместных действий по защите детей. В глазах женщин растерянность и страх. Напомню: в своих работах великий Гиппократ определил самый главный признак массового психического расстройства: это такое состояние, при котором ни очевидность, ни здравые доводы на человека уже не действуют и не имеют силы.

Еще раз напомню: вот что значит прекратить воспитывать с раннего детства у мальчиков мужской дух, воспитывать волю, силу духа, а попросту мужской характер. Постепенно такой народ погружается в страх, психокомплексы, в дух рабства.

Для тех, кто еще не окончательно пал в «безволие» и «помрачение ума» от страха (а страх – это всегда помрачение ума) предлагаю следующую правовую основу и программы действий по защите своих детей. Для начала выключите телевизор на 2 – 3 недели, а затем обследуйте ребенка у психоневролога. После этого можете вовсе «отключить» ребенка от «черного ящика». А вот те кто «не в силах» этого сделать после очередного фильма ужаса (с кровью и сексом) вновь покажите психоневрологу. Имея два эти заключения, опираясь на Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», и в частности, на ст. 4, вменяющую всем, в т.ч. средствам массовой информации, «…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей…», можно смело подавать в суд на данный телеканал за причинение ущерба нравственному и психическому здоровью вашего ребенка. Но нам все некогда это сделать. Есть дела поважнее, чем судьба своего ребенка.

Любой довод оппонентов, типа: не хотите смотреть телевизор – не включайте – есть не что иное, как лукавство. Мы живем в среде, в которой везде и всюду есть и должны быть дети. А дети, как известно очень любопытны и впечатлительны. Куда нам девать оставшихся нормальных детей, если на улицах уже митингуют за свои «права» «голубые» и «лесбиянки». Специалисты же говорят: ни один шизофреник не успокоится, пока всех не сделает шизофрениками. Вот он неумолимый закон творения детей «по образу и подобию» своей деградации.

А теперь представьте: если на телеканалы, растлевающие детей, подадут сотни, тысячи, миллионы? Во-первых, это будет означать конец «рабской» цивилизации! Во-вторых, это будет означать спасение душ миллионов наших детей. Увы, для подавляющего большинства продолжать жить в рабстве и безволии гораздо комфортнее.

Для тех одиночек, кто попытается серьезно подойти к проблеме защиты своего ребенка от «умопомрачительной» школы хочу посоветовать следующее.

Во-первых, при сложившемся гражданском бесправии никогда и никому не удастся защитить своих детей поодиночке. Только объединившись, родители могут начать реально менять ситуацию с качеством развития и здоровья детей в школах.

Во-вторых, как подтверждает практика, часть проблем можно решать с директором образовательного учреждения, если они решаются в спокойном тоне, вежливо, но с твердой волей!

В-третьих, проблему психо-эмоционального благополучия и здорового развития ребенка в школе можно и нужно решать только на правовой основе, т.е. на основе уже имеющихся законов, которые защищают права детей.

Итак, перед тем как отдать ребенка в образовательное учреждение, его необходимо обследовать у специалистов на качество развития тех систем, которые чаще всего «выходят из строя» под влиянием современного образовательного процесса. Это состояние зрения, позвоночника (осанка), нервно-психической сферы, сердечно-сосудистой системы, психо–эмоционального статуса. Это уровень развития творческих способностей (творческого воображения). Данные заключений иметь на руках. Объединившись с наиболее активными родителями, необходимо встретиться с руководителем образовательного учреждения и поинтересоваться: знает ли он (она), что в настоящее время есть единственная в стране утвержденная Министерством здравоохранения (1989 г.) и Ропотребнадзором РФ (2001 г.) здравоохранительная программа организации учебного процесса “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах” (Авторы: д.м.н. В.Ф.Базарный, к.м.н. Л.П.Уфимцева, к.м.н. Э.Я.Оладо, к.м.н. В.А.Гуров), которая в 2001 году повторно получила санитарно-гигиенический сертификат (№77.99.95.3.Т.000674.07.01).

Еще раз подчеркну: к руководителю образовательного учреждения необходимо идти группой. В такой беседе вы выясните, как руководство образовательного учреждения понимает проблему здоровья детей в учебном процессе и как она готова ее решать. Как в школе организован контроль за самочувствием и развитием (здоровьем) детей в учебном процессе.

Далее выясните, заменила ли школа одномерную мебель, за которой дети пребывают в закрепощено-согбенной позе, нарушающей развитие позвоночника, в т.ч. всех внутренних органов, и режим занятий за которой не имеет санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата) Роспотребнадзора (а следовательно используется противозаконно), на мебель, за которой ребенок может по своему самочувствию работать в динамическом режиме (то стоя, то сидя) и имеющей сертификат Роспотребнадзора РФ.

Далее необходимо выяснить: как школа оформляет у ребенка осмысленное чтение, уверенную диалоговую речь, пластический, лишенный судорог-зажимов почерк? Поинтересуйтесь, как школа организует воспитание у мальчиков мужество, волю, силу духа, а у девочек – женственность?

Все родители должны хорошо вникнуть: все то, что в настоящее время школа вводит в соприкосновение с детьми (учебники, мебель, технологии обучения, базовый учебный план) должно иметь государственное санитарно-эпидемиологическое заключение.

Все должны знать: не проявление руководителем образовательного учреждения усилий по замене не утвержденных Роспотребнадзором РФ приемов и методов организации и проведения учебного процесса на утвержденные, в т.ч. сокрытие важной для родителей информации (как и почему только спустя один учебный год у 60 – 70% малышей появляются пограничные психические отклонения, нарушения осанки и т.д.), противоправны и преследуются законодательством РФ.

Если же директор «вменяем», и он вместе с родителями хочет и готов реализовать ст. 51 Закона «Об образовании», требующую «сохранения и укрепления здоровья» в учебном процессе, тогда эта проблема выноситься на широкое родительско-педагогическое собрание.

На таком собрании перед местной властью от имени родителей и учителей ставится четкий социальный заказ, вытекающий из уже имеющих федеральных законов РФ – «сохранение и укрепление здоровья детей» в учебном процессе. Решение собрания отправляется заказным письмом по почте местной власти (и не только местной).

Заметим, в процессе такой работы оформляется инициативная группа родителей, которая может и должна реализовать одно из концептуальных положений Федерального закона РФ «Об образовании», утверждающего «государственно-общественный» характер управления образовательным процессом. Речь идет о том, что такая группа может стать инициатором по учреждению в Управляющего Совета образовательного учреждения (не путать с родительским комитетом на уровне каждого класса, который занимается в основном сборами денег, а так же с Попечительским советом).

Читайте также:  Определение резервных возможностей развития ребенка

В Управляющем Совете образовательного учреждения (УСОУ) должны быть представлены учащиеся старших классов, родители и учителя. Важно осознать, что УСОУ является в т.ч. и контролирующим органом, а не исполнителем воли директора образовательного учреждения. По закону и при благоприятном стечении обстоятельств финансирование материальной базы для организации здоровьеразвивающих режимов обучения должно осуществляться администраций города (района). Как показывает практика, родители могут принимать долевое участие в финансировании здравоохранительной материальной базы (но они могут и не принимать). В законе «Об образовании» прямо указано: государство в лице школы «создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Одной из важных инициатив УСОУ – добиться создания в образовательном учреждении эффективной системы медицинского и психологического сопровождения учебного процесса, в т.ч. контроля за самочувствием и качеством развития каждого ребенка (мониторинга).

Как мы уже отмечали выше, речь идет о реализации медицинской службой Приказов Минздрава РФ № 186/272-4305 от 30.06.1992 г, а так же №60 от 14.03.95 г. В приказе указан следующий график углубленных осмотров детей:

– накануне поступления в детское дошкольное образовательное учреждение (ДДОУ);

– за год до окончания детского дошкольного образовательного учреждения (ДДОУ);

– накануне поступления в первый класса;

– после окончания первого класса;

– после окончания третьего класса;

– в 14 – 15 лет;

– в 16 – 17 лет.

С учетом же Постановления правительства РФ за № 916 (от 29.12.2001) четко определены и цели мониторинга.

1) Это установление факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье;

2) выявление причинно-следственных отношений между здоровым развитием детей и… факторами среды обитания (в данном случае школьной);

3) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по устранению негативных воздействий на здоровых детей.

Вот почему данные каждого последующего осмотра обязательно сравниваются и анализируются с данными предыдущего, и тем самым оценивается динамика развития и здоровья каждого учащегося.

Данные осмотра детей после окончания третьего класса характеризуют итоги работы школы по «охране и укреплению здоровья обучающихся» за начальный период обучения. Данные же осмотра учащихся 9 – 10 классов характеризуют итоги работы школы по «охране и укреплению здоровья обучающихся» за весь период обучения.

Некоторые руководители еще полагают, если открыть прямо в школе филиал поликлиники, принять на работу врачей, и назвать такую школу «школой здоровья», то здоровье детей от этого вдруг улучшится. Улучшится без радикальных изменений в организации учебно-познавательного процесса. Это глубочайшее заблуждение.

В школах нецелесообразно открывать филиалы поликлиник – ни учителя, ни родители не должны заниматься лечебными проблемами здоровья. Но каждый учитель должен работать с детьми при абсолютном требовании: своим педагогическим вмешательством в эмоциональную, духовную и телесную жизнь ребенка он не должен причинять ущерба его здоровью и здоровому развитию детей. Т.е. «не навреди» – должно, наконец, стать основной профессиональной деятельности каждого учителя. И эта деятельность не из философии и методики лечебной медицины. Такая деятельность вытекает из психофизиологии развития ребенка, которую учителя должны изучать в вузах и колледжах педагогического профиля.

Для контроля за организацией медико-гигиенического, психологического и физиолого-эргономического сопровождения учебного процесса, в т.ч. контроля за самочувствием и развитием детей под влиянием различных педагогических реформ и «инноваций», за качеством и эффективностью работы учителя, как раз и организуется Управляющий Совет образовательного учреждения.

Кроме всего отмеченного выше, родители могут и должны самостоятельно вести дневник самочувствия и развития ребенка. Об этом мы подробно писали в книге «Развитие и здоровье детей. Экспресс контроль в школе и дома» (М., Арктик., 2005). Здесь мы остановимся на самом главном, на что следует обратить внимание родителей.

В процессе учебы ребенка в школе необходимо систематически следить за самочувствием, с которым ребенок идет в школу (с неохотой, со страхом) и с каким он приходит из школы (усталый, вялый, апатичный, или, как говорят, «выжитый как лимон»).

Каждый родитель должен знать: если ребенок не хочет идти в школу, боится ее, а после школы приходит усталый – это явный симптом того, что школа деструктивно сказывается на самочувствии, а затем и на здоровье ребенка.

Для изучения данного явления необходимо поинтересоваться: а как другие дети чувствуют себя из того же класса. Если и другие дети так же себя чувствуют плохо – это повод для тревоги.

Для выяснения, на какой эмоциональной основе учитель строит свои отношения с детьми, мы рекомендуем родителям следующий тест. Предложите своему ребенку нарисовать то, что он чаще всего видит в глазах того либо иного учителя. Как показал наш опыт: у авторитарной, требовательной, злой учительницы дети рисуют в глазах лед, снег, летящие в детей стрелы, молнии, волчьи зубы, пасть крокодила и т.д. И только у некоторых учителей (а таких в пределах 10%) дети рисуют солнышко, сердечко, цветочек и т.д.

Если с этими рисунками обратиться к директору, то будет создана ситуация: либо учитель должен изменить свое отношение к детям, либо должен уйти на другую работу.

Следует обратить особое внимание на то, в какой позе сидит ребенок при письме. Если он, сжавшись в комочек, сгибается в «три погибели» над тетрадью – значит, школа не формирует у него телесную стойку за специальной ростомерной мебелью (конторками), значит, школа не ставит свободной пластической (каллиграфический) почерк, значит, детей просто гонят по «школодрому» (например, навязывают детям скорочтение под секундомер).

Выше мы писали, что низкое склонения ребенка над тетрадью – это не «дурная» привычка, а итог предъявления завышенных требований к неоформленной системе мозга, отвечающего за управление произвольными усилиями, к неоформленному сенсорному контролю за произвольными действиями рук.

Определенную роль в согбенности детей играет и то, что сегодня все дети сидят за одномерными столами.

Установлено, что при такой методике обучения, спустя несколько лет (и даже месяцев), у детей выявляются все признаки не просто утомления, а истощения систем жизнеподдержания. Одним из ярких показателей такого истощения – хронические головные боли (школьная мигрень), депрессия, школьный зоб, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), пограничная артериальная гипертензия, и даже психогенно-судорожный синдром. Каждый родитель может и должен прийти в школу и сфотографировать рабочую позу ребенка при письме. И этот снимок, станет доказательством того, что школа разрушает позвоночник и зрение детей, при обращении в суд.

Юрист из Центра социальной защиты населения г. Москвы Денис Лашков в интервью «АиФ» (№18, 2006) утверждает: когда ребенок поступает в образовательное учреждении, родители (как заказчики) и учреждение (как исполнитель) «в обязательном порядке подписывают договор об оказании образовательных услуг». Учитывая принципиальную значимость такого договора, ниже приведем его проект.

ПРОЕКТ

Источник