Здоровье и физическое развитие ребенка младшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

-формирования основы культуры здоровья.

      В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

      При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

      Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

1 – хождение  босиком                              7 – воздушно-температурный  режим

2 – воздушные  ванны                               8 – утренний  прием  на  улице

4 – прогулки                                              10 – обливание  кистей  рук

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность с детьми

   Совместная деятельность с родителями

    С

   Е

   Н

   Т

   Я

   Б

   Р

   Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Здравствуй детский сад»

«Азбука безопасности»

«Мой дом»

«День дошкольного работника»

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

      Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Дидактическая игра: «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки на сухо»(6)

Дидактическая игра: «Что для чего»(6)

Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»(6)

Игра «Мы умываемся»

Дидактическая игра «Мы умоем куклу Таню» (2, с.25; 3, с.6)

Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню» (3, с.7,8)

Потешки(3,с. 102)

Консультация на тему «Личная гигиена детей на каждый день»

   О

   К

   Т

   Я

   Б

   Р

   Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Осень в мире растений»

«Осень в мире животных

«Дедушка и бабушка мои друзья»

«Мой родной край»

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно одевать одежду и обувь.

Закрепление знания своего имени, имен членов семьи.

Учить рассматривать дерево (основные особенности строения),обращать внимание на календарные изменения в жизни растений(показать, что осенью листья деревьев меняют окраску),бережно относится к растениям. Учить узнавать овощи и фрукты по цвету, вкусу, форме, называть их.

Игра  «Поможем мишутке одеться на улицу»

Дидактическая игра: «Кого не стала»

Использование потешек:

«Ножки, ножки»,

«Большие ноги шли по дороге»

«Ознакомление детей с родной природой»

Папка «Система оздоравливания малышей»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Мои игрушки»

«Расту здоровым»

«Моя семья»

«Моя мама лучше всех»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Формирование умение играть рядом, не мешая друг другу.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Развитие умения различать и называть органы чувств(глаза, нос, уши). Формировать начальное представление о семье ,называть свое имя ,фамилию, имена членов семьи.

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям.

«Поможем кукле Кате убрать игрушки»

Игра-эксперементирование      ( с водой, мылом, и т.д)

«Это-я» Дидактическая игра: «Что есть у куклы»

Дидактические игра «Зеркало»

Рекомендация на тему «Что мож-

но использовать в межсезонье, чтобы не болеть»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Зима»

«Зима»

«В гостях у сказки»

«Новогодний праздник»

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Дидактическая игра «Каждой вещи свое место» (2, с.21)

Дидактическая игра «Оденемся на прогулку» (2, с.26)

Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку» (3, с.17)

Дидактическая игра «Кукла Маша хочет кушать»

Выставка  нетрадиционного оборудования

Я

Н

В

А

Р

Ь

3неделя

4неделя

«Зимние забавы»

«Зимние забавы»

Формировать умение        во время еды учить детей правильно держать ложку.

Формировать умение знаний о безопасности на улице, дома и т.д. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования в природе, умение замечать красоту.

Дидактическая игра  «Мы катаемся на горке» (2, с.24)

Беседа: « Как мы играем зимой  зимой»

П/и «Снежинки, ветерок»

Беседа: «Как меняется одежда»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Неделя доброты,

Добрых дел»

«Труд взрослых»

«Защитники Отечества»

«Народные праздники»

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Дидактическая игра «Застегни и зашнуруй» ( 3, с.18)

Дидактическая игра «Кукла хочет спать» (3, с.20)

Дидактическая игра «Хитрые башмачки» (3, с.25)

Хороводная игра «Наши дети кружочком стоят, а в карманах платочки лежат» (2, с.18)

Потешки (3, с. 105)

Консультация

на тему «Организация сна»

М

А

Р

Т

1неделя

2неделя

3неделя

4неде

ля

«Мамин день»

«Мордовская игрушка»

«Театральная неделя»

«Книжная неделя»

Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки – смотреть, ушки – слышать, носик – нюхать, язычок – пробовать (определять) на вкус, ручки – хватать, держать, трогать; ножки – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать; туловище – наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Игровая ситуации : «Успокоим куклу»,

«Кукла хочет кушать»,

«Кукла делает зарядку».

Пальчиковая гимнастика «Снегирек».

Консультация

на тему «Вместе с ребенком

всей семьей»

А

П

Р

Е

Л

Ь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Весна стучится в окна»

«Весна стучится в окна»

«Мы едим-едим-едим»

«Я в мире человек»

Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека6

 Научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме. Использование

  стихотворений:

 Э.Мошковская «Приказ»,

В.Берестов «Больная кукла».

Дидактические игры:

«Что есть у игрушки»,

«Что делает девочка».

Рассматривание детских фотографий на тему «Весна»

Консультация на тему «Здоровье

ребенка в ваших руках»

М

А

Й

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

«Разноцветный мир»

«Разноцветный мир»

«Безопасность»

«Скоро лето»

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Рассказать как можно укрепить, свое здоровье в летний оздоровительный период.

Дидактическая игра «Мы убираем игрушки» (2, с.22)

Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать» (3, с.21,22)

Беседа:  «Можно – нельзя»

Беседа: «укрепление  здоровья

Летом»

Консультация «Как провести лето с ребенком»

1. Уроки Мойдодыра /  Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

 2. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.

3.Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир.- М.: ТЦ Сфера, 2009

4.«Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004.

5. ж. «Дошкольная педагогика»№1, 2011г., с.13-16

6. ж. «Дошкольная педагогика»№   июнь, 2010г.

7. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера»,        2007.

8.Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993.    

9. «Система работы по формированию здорового образа жизни» / О.И.Бочкарева.- В.: «Корифей»,2008.

Источник

татьяна петрищева
Анализ состояния здоровья и физического развития детей I младшей группы.

По данным ВОЗ (всемирная организация здравохранения) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды.

В I младшую группу «Смешарики» в течение 2016 года поступило 10 детей. Новые воспитанники начали поступать в детский сад в летний период, когда меньше распространены простудные и инфекционные заболевания. Нами,педагоги создали все необходимые условия для успешного прохождения каждым ребенком периода адаптации: благоприятная, доброжелательная атмосфера, основанная на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку. В следствие этого у 8 детей адаптация проходила со средней степенью тяжести, у 3 детей – с легкой степенью, с тяжелой – ни у одного ребёнка. Основная задача взрослых – сохранить и улучшить здоровье. Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа педагогов. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Для этого мы разработали соответствующий режим дня, где оздоровительные коррекционные мероприятия не нарушают образовательную деятельность. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. ОД проводится в игровой и нетрадиционной форме. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Формируем у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Все оздоровительные мероприятия по физическому развитию детей, которые были запланированы на начало учебного года (квартал, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполнялись регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия выработали разумные отношения детей к своему организму, привили необходимые санитарно-гигиенические навыки, научили детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды

Здоровье является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина. В I младшей группе «Смешарики» 15 детей имеют I группу здоровья, а 5 детей – II группу здоровья.

В течение этого периода проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за квартал дети выросли на 1-2 см и прибавили в весе на 0,5 -1 кг. В течение квартала в группе велась физкультурно-оздоровительная работа: проводились закаливание, мытье рук и лица водой комнатной температуры, пальчиковые игры с использованием простых массажных приемов, прогулки на свежем воздухе, босохождение, питье воды комнатной температуры, проветривание группы, игры с водой, свободное движение под музыку, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия. Так же использовались физкультминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились физкультурные развлечения.

К основным физическим качествам человека относят мышечную силу, быстроту, выносливость,гибкость и ловкость: 72 % детей уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 10 % детей не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

18% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

В целях санитарно просветительской работы в ДОУ были проведены консультации, помогающие закрепить знания педагогов об особенностях физического и психического развития детей, профилактике простудных заболеваний. Воспитатели были ознакомлены с новыми формами работы по физической культуре, инновационными разработками и технологиями способствующими укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Необходимой частью по сохранению и укреплению здоровья детей является работа с родителями. В течение квартала проводились различные консультации, родительские собрания, практикумы, где вопросы о здоровье детей были приоритетными. В группе обновлялись материалы в уголках здоровья. Проводимая работа положительно отразилась на заинтересованности и активности родителей в организации совместных мероприятий, проводимых в группе.

Вывод: воспитатели группы выполняют работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима; педагогами ДОУ ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, который предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни.

Источник

Физическое развитие детей.

Подвижные игры и упражнения на развитие психофизических качеств у детей 3-4 лет.

Игры и упражнения на развитие быстроты.

«Карусель»

Цель. Развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Птички в гнездышках»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, тренировать память, внимание, развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Описание. Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов – это гнёздышки. По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. Воспитатель произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали – крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: “Летите домой в гнёздышки!” дети возвращаются в “гнёздышки” – сначала в любое, затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого “вылетел”.

Подвижные игры и упражнения на равновесие.

«Лабиринт»

Цель. Развивать координацию движений, равновесие, упражнять в ходьбе колонной.

Описание. Проложить на дорожке извилистую тропинку и предложить детям пройти по ней, не заступая за ее пределы.

«Ручеек»

Цель. Развитие умений прыгать, держать равновесие, ходить по узкой дорожке.

Описание. Чертится “ручеек” шириной до 2-х метров, посредине него рисуются круги “камешки” на расстоянии до 30 см друг от друга.

Дети строятся на берегу ручейка – у черты. По сигналу начинают движение друг за другом, прыгают по камешкам через ручеек. Кто из детей оступился, тот и “намочил ножки”. Он возвращается и  пытается перейти через ручеек еще раз.  

«Пройди по дорожке»

Цель. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать чувство равновесия, ловкости, глазомер.

Описание. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки, длина 2,5 -3 метра) на расстоянии 25-30 см и говорит детям, что это дорожка, по которой они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешая друг другу и не наталкиваясь на впереди идущего.

«Будь осторожен»

Цель. Упражнять в ползании по ограниченной и приподнятой над полом поверхности, приучать быть внимательным.

Описание. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль гимнастической скамейки. Ребенок подходит к одному концу скамейки, становится на нее на четвереньки и проползает до другого конца скамейки, держась за ее края, затем встает или сползает со скамейки любым способом, идет к пирамидке, которая стоит на стуле на расстоянии 1-2 м. от скамейки. При выполнении упражнения ребёнком воспитатель идет рядом, придерживает по необходимости за туловище.

« На полянку мы пойдем»

Ходьба с преодолением препятствий: перешагиванием через «камешки» – мешочки с песком.

Подвижные игры и упражнения на развитие гибкости.

«Передача мяча»

Цель. Развить гибкость и ловкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.
Описание. Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Эстафета  «Туннель из обручей»

Цель. Развить гибкость.
Описание. Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами.

«Через мостик»

Дети по очереди влезают на наклонную лесенку, педагог напонимает, что пропускать рейки нельзя.

Подвижные игры и упражнения на развитие ловкости.

«Перешагни через палку»

Цель. Совершенствовать равновесие и ловкость.

Описание. Посередине комнаты на два стульчика (кубика) положить палку (высота 15—20 см). На одной стороне комнаты находится ребенок, на другой на стуле лежит флажок. Ребенок подходит к палке переступает через нее, подходит к флажку, берет его и поднимает вверх. Затем кладет флажок на стул и возвращается на свое место (переступая через палку). Повторить 3—4 раза.

«Найди свой цвет»

Цель. Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» – дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» – дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.

Подвижные игры и упражнения на развитие силы.

«Кто дальше бросит мешочек?»

Цель. Упражнять детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать  по сигналу.

Описание. Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из ребят, получает мешочек, по сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочек дальше всех. Дети возвращаются на исходные места.

Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки нужно по заданию воспитателя и правой и левой рукой.

«Наседка и цыплята»

Цель. Учить детей пролезать под веревку, не задевая ее, приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит их дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица! » цыплята быстро убегают.

«Обезьянки»

Цель. Развивать координацию движений, учить лазать по лестнице – стремянке, развивать ловкость, учить действовать поочередно.

Описание. Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает стихотворение: «Лучшие качели гибкие лианы – Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается – Да – да – да, Тот не огорчается – никогда. Дети по одному взбираются на «дерево» лесенку.

«Дети играют с мячом»

Дети становятся попарно друг против друга. Бросание и ловля мяча.

Подвижные игры и упражнения на развитие выносливости.

« Поезд»

Цель. Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок – и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, далее  дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

«Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять! » Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! » они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять! », игра повторяется.

«Вот бегут цыплятки»

Ходьба на носочках, переходящая в легкий бег.

Источник