Заззо психическое развитие ребенка и влияние среды

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.

Биологический фактор

Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник

  • Олеся Владимировна Мясникова

    Алтайский государственный университет

  • Анна Сергеевна Кузьмина

    Алтайский государственный университет

Ключевые слова:

близнецы, нейропсихологические особенности, близнецовая ситуация развития, нейропсихологическая диагностика, дошкольники

Аннотация

Работа посвящена изучению нейропсихологической специфики детей-близнецов дошкольного возраста. Недостаток имеющихся на данный момент знаний о том, какими особенностями обладают близнецы, и одновременно растущий процент таких детей в популяции ставят вопросы о близнецовой ситуации развития на все более высокий уровень актуальности в настоящее время. О том, что близнецовая ситуация развития накладывает свой отпечаток на процесс развития ребенка, исследователи говорят сравнительно давно. Однако работ по изучению близнецов как самостоятельного феномена оказывается недостаточно, что мешает организации более квалифицированного подхода к разработке развивающих и коррекционных программ для детей. Целью настоящего исследования являлось изучение нейропсихологических особенностей близнецов. По результатам проведенной работы выявлено наличие различий между близнецами внутри пары, характеризующихся своеобразием сочетания. Кроме того, обнаружены некоторые особенности внутрипарных отношений близнецов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Олеся Владимировна Мясникова, Алтайский государственный университет

Студентка 4 курса, кафедра клинической психологии

Анна Сергеевна Кузьмина, Алтайский государственный университет

Читайте также:  Понятие о психическом развитии ребенка

Кандидат психологических наук, доцент

Литература

1. Близнецы. Двойняшки. Занимательная статистика. URL: https://bddb.narod.ru/stat.html
2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
3. Дьяченко С.В., Горчакова Н.М. Особенности сиблинговой позиции у близнецов // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. Т. 2. С. 93–100.
4. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 111–135.
5. Заззо Р. Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка : пер. с англ. / под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1968. С. 131–161.
6. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 94 с.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Зайнетдинов А.Ш., Мустафина Р.З., Фатыхова А.Л. О проблемах инклюзивного образования в близнецовой ситуации // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 101–106.
8. Орлова О.С., Печенина В.А.. Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий // Специальное образование. 2014. № 4. С. 50–54.
9. Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А., Рехлова А.И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 184–189.

References:
1. Bliznecy. Dvojnyashki. Zanimatel’naya statistika. URL: https://bddb.narod.ru/stat.html
2. Vygotskij L. S. Problemy obshchej psihologii. M. : Pedagogika, 1982. 504 p.
3. D’yachenko S.V., Gorchakova N.M. Osobennosti siblingovoj pozicii u bliznecov // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul’teta psihologii SPbGU. 2014. T. 2. P. 93–100.
4. Zazzo R. Psihicheskoe razvitie rebenka i vliyanie sredy // Voprosy psihologii. 1967. № 2. P. 111–135.
5. Zazzo R. Stadii psihicheskogo razvitiya rebenka // Razvitie rebenka : рer. s angl. / рod red. A.V. Zaporozhca, L.A. Vengera. M. : Prosveshchenie, 1968. P. 131-161.
6. Luriya A.R., YUdovich F.YA. Rech’ i razvitie psihicheskih processov u rebenka. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1956. 94 p.
7. Muhametzyanova F.G., Zajnetdinov A.SH., Mustafina R.Z., Fatyhova A.L. O problemah inklyuzivnogo obrazovaniya v bliznecovoj situacii // Inklyuziya v obrazovanii. 2016. № 3 (3). P. 101–106.
8. Orlova O.S., Pechenina V.A.. Osobennosti rechevogo razvitiya detej-bliznecov, rodivshihsya v rezul’tate vspomogatel’nyh reproduktivnyh tekhnologij // Special’noe obrazovanie. 2014. № 4. P. 50–54.
9. SHamshikova E.O., SHamshikova O.A., Rekhlova A.I. Vzaimosvyaz’ psihologicheskih granic i statusov ego-identichnosti u odnopolyh bliznecov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 3. P. 184–189.

Как цитировать

1. Мясникова О. В., Кузьмина А. С. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2. № 01. С. 61-70. URL: https://journal.asu.ru/vfp/article/view/7540.

Источник

Анализ статьи И.С. Кона «Постоянство личности: миф или реальность»

Анализ статьи Г.С. Костюка «Принцип развития в психологии»

Анализ статьи К.Н. Корнилова «Биогенетический принцип и его значение в педагогике»

Общая формулировка этого принципа, данная известным биологом Геккелем, такова: «онтогенезис повторяет филогенезис», т. е. развитие единичной жизни, индивидуума, повторяет развитие рода во всех формах проявления жизни. Но это слишком общая формулировка. Если мы ее расшифруем по отношению к ребенку, то мы получим следующую двоякую формулировку: во-первых, органическое развитие ребенка в утробном периоде повторяет развитие живых существ на земле: от первичной клетки до наиболее сложного существа — человека; и, во-вторых, органическое развитие ребенка во внеутробном периоде повторяет все стадии культурно-исторического развития всего человечества.

Основная и непреходящая сущность этого принципа заключается в том, что к ребенку впервые была применена эволюционная точка зрения. Эта эволюционная точка зрения с корнем вырвала установившееся в общей психологии метафизическое положение, что душа человека — это неизменная субстанция, обладающая неизменными атрибутами. Взамен этого возникло учение о психике человека, как растущем и развивающемся объекте. В применении к ребенку это давало основное педологическое положение, что ребенок есть развивающееся существо, а вовсе не миниатюра взрослого человека.

Практически этот биогенетический принцип, особенно во второй своей половине, привлек к себе исключительное внимание психологов и педагогов. В самом деле, если ребенок в своем развитии

Повторяет все этапы культурно-исторического развития человечества, начиная от дикаря до современного культурного человека, проходя последовательно через традиционно утвердившиеся стадии: охотника, пастуха, земледельца и торгово-промышленника, то остаётся только учесть длительность этих периодов в отношении к ребенку и давать ему соответствующий материал в связи с этими его природными запросами.

Читайте также:  Взаимодействие с семьей как один из стимулов развития личности ребенка

И вот на этой почве людьми умозрительного типа дается целый ряд принципов чисто практического характера. Рекомендуют смотреть на маленького ребенка, как на дикаря и язычника, заставляют пережить ребенка своего рода «робинзонаду», пройти последовательно через все стадии, которые пережило человечество в области, например эстетической, религиозной и т. п., считая подоб-ного рода воспитательные приемы наиболее отвечающими природе ребенка. Теория эволюции, лежащая в основе этого принципа, имена Дарвина, Геккеля, Болдуина и многих других биологов-эволюционистов привлекаются к обоснованию этого принципа, — и все это, обычно взятое чисто догматически, без должной критической оценки выдается за строго установленное научное положение.

Задачей настоящей статьи является критическая оценка этого основного принципа современной педологии, дабы вскрыть и выяснить его практическую значимость в области воспитания.

Мы не будем подробно останавливаться на анализе первой части этого принципа, утверждающего, что органическое развитие ребенка в утробном периоде проходит сначала стадии развития беспозвоночных, а затем и позвоночных живых существ: рыб, амфибий и млекопитающих включительно до человека, ибо из этого положения никто еще не сделал каких-либо практических выводов в отношении воспитания ребенка. Кроме того, эта формула, с некоторыми ограничениями, является наиболее установленной современной эмбриологией. Не следует только впадать в вульгаризацию этой теории, что человеческий зародыш в своем последовательном развитии бывает, то маленькой личинкой, то рыбой, то земноводным существом, то млекопитающим и т. п. Если мы внесем сюда поправку в том смысле, что человеческий зародыш обладает признаками, напоминающими последовательно указанных выше живых существ, то это будет наиболее рациональным пониманием значения первой половины биогенетического принципа.

По тем же самым причинам мы не будем останавливаться подробно и на том факте, что, так как акт рождения ребенка стоит на грани дочеловеческого и человеческого периода, то в новорожденном должны быть налицо следы его дочеловеческих предков. Наличие в новорожденном таких «обезьяньих» черт, как исключительная цепкость рук, своеобразное строение стопы, носящей все признаки своего назначения для хватания предметов, вогнутое положение ног, своеобразная волосатость ребенка, его инстинкты, столь напоминающие его первобытных родичей — обезьян, — все это слишком общеизвестно, чтобы стоило на этом останавливаться подробно, тем более, что и из этих положений не делалось пока никаких практических выводов.

Перейдем к самому основному для нас вопросу — действительно ли ребенок в своем развитии повторяет все стадии культурно-исторического развития человечества, от бродяги-дикаря, через стадии охотника, пастуха, земледельца, купца, включительно до трудового гражданина социалистического общества. Где нужно искать корни этого учения? Имеется много оснований думать, что корни этого учения о том, что человек в своем развитии повторяет историю

Развития человечества, лежат в древних полурелигиозных, полумистических учениях о периодизации в истории, о параллели в развитии человека и общества. Но первоначальная формулировка этого соотношения была как раз прямо обратной: не человек повторяет этапы развития человечества, а человеческая общество повторяет периоды развития отдельного человека. Рождению, жизни и смерти отдельного человека соответствуют возникновение, расцвет и упадок человеческого общества. Отсюда берут свое начало учения о делении истории на три части, об умирании и возрождении человеческих обществ и т. п. учения, столь интенсивно возродившиеся затем в идеалистической философии XIX в. (Лессинг, Гердер, Гегель) и находящие последователей еще и сейчас.

Таким образом, психофизические периоды жизни отдельного человека историзировались идеалистами-мистиками, и продуктом их же мысли, особенно Гегеля с его известным положением, что человеческий дух должен пройти через все стадии культуры, пройденные универсальным духом, впервые выявилось и то положение, которое легло затем в основу биогенетического принципа. Только со времени позитивных воззрений Конта, и появления целого ряда работ сторонников эволюционных учений эта теория начинает понемногу терять свой мифологический характер. Однако и до сих пор многое в этом биогенетическом принципе, особенно в его отношении к вопросам воспитания, остается крайне неясным и спорным.

Читайте также:  Какие витамины для развития ума ребенка

В самом деле, если человек в своем развитии и повторяет все стадии развития человечества, то первый вопрос, который здесь возникает, следующий: в течение какого же периода времени проходит человек все эти стадии развития человечества? От рождения и до момента прекращения развития, т. е. до зрелого возраста? Но когда же прекращается развитие и начинается зрелый возраст? Нужно отметить, что это один из самых шатких вопросов педологии. В древности считали таковым периодом сорокалетний возраст, в настоящее время этот период колеблется у различных авторов между 21 и 28 годами. Допустим, что мы признаем последнее, тогда как же быть с языком? Он складывается к пяти годам, т. е. на первом культурном периоде, когда человек не владел даже языком современного ребенка. Как быть с рисованием ребенка, периоды которого завершаются так называемым «золотым» периодом к 7—-8 годам детства? По-видимому, придется формулу: человеческий индивидуум проходит все стадии, которые прошло человечество, заменить иной формулировкой, а именно различные функции психофизической природы ребенка в своем развитии проходят все стадии, которые прошло человечество, совершенствуя ту или иную функцию.

Но тогда для практического применения этой формулы все же необходимо знать, в каком же возрасте находит свое соответствие та или иная стадия развития человечества? Когда ребенок переживает стадию дикаря, охотника, пастуха, земледельца и т. д.? Из всех попыток дать подобного рода схему попытка Гетчесона является наиболее популярной. Как известно, Гетчесон в основу деления культурно-исторической жизни человечества кладет экономический принцип — способ добывания пищи. Исходя отсюда, Гетчесон получает пять периодов человеческой культурно-исторической жизни: первый период — копания и рытья земли, второй — охоты и захвата добычи; третий — пастушества; четвертый — земледелия и пятый — торговли. Какие же годы жизни ребенка соответствуют этим периодам? Гетчесон находит, что периоду первобытного человека, когда добывание пищи сопряжено было с рытьем и копанием земли, у ребенка соответствует раннее детство — до пятилетнего возраста, и ближе всего оно находит свое выражение у трехлетнего ребенка, когда для дикаря и для ребенка общим является «съедобность как мерило всего» и когда «игры детей состоят в от-кусывании и отведывании кусков, ибо вещи или приятны, или отвратительны на вкус».

Второму периоду — охоты и захвата добычи у первобытного человека — соответствуют, по Гетчесону, годы от 4-го до 12-го, главным же образом 7-й год жизни ребенка. Характерными чертами и для дикаря, охотника и для семилетки являются: «страх перед чужими, действия тайком, равнодушие к боли, почитание героев, жестокость», а играми детей по преимуществу являются: «пугание из засады», игра в прятки, в «черного человека», игра в «пленного», «шайки» и т. п.

Третий период — пастушество — падает, по Гетчесону, на 9— 14-й годы и главным образом на 10-й год жизни. Особенно характерными чертами для этого периода являются «нежность к животным, желание иметь что-нибудь собственное». Отсюда играми и занятиями детей являются: «держание и кормление домашних животных, постройка хижин, рытье подземелий».

Четвертому периоду в жизни человечества — земледелию — соответствуют 12—16-й годы жизни ребенка, причем высшая ступень падает на 12-й год. Характерными чертами этого периода являются «развитие предусмотрительности и страсть к садоводству». Отсюда и в играх детей преобладает «садоводство», «выкапывание посевов, чтобы посмотреть, растут ли они, и наблюдение за при-знаками хорошей и дурной погоды».

И, наконец, пятый — торгово-промышленный — период падает на 14—40 лет, находя свое отражение главным образом на 18—20-м годах жизни. Характерными чертами для этого периода являются: «выступление денежных интересов, требование уплаты за услуги, признание значения и смысла арифметики». А отсюда основными играми и занятиями являются: «обмен, продажа, торговля, мена и торговые сделки».

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник