Завтра в школу развитие эмоций и навыков общения у ребенка

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональностии общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста,я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому,что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия,улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково,сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним?Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика,каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Читайте также:  Игры на развитие ребенка с кохлеарным имплантом

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!»Тот отвечает: «Спасибо!» – и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему,говоря: «Пожалуйста!» – и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь.Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов)предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки –дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе,нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Источник

Родители играют важнейшую роль в развитии навыков общения у ребенка. Исследования показывают, что родители, которые читают книжки и много общаются со своим ребенком, развивают у него более высокие навыки общения и больший запас слов.

Быть хорошим оратором дети учатся “с пеленок”.

Вот несколько простых способов, как помочь малышу развить навыки общения:

Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь.

Каждый день проговаривайте даже самые банальные вещи. Например: “Сейчас мы пойдем в ванную, что мы там будем делать? Какая там будет водичка? А после ванной мы оденемся и пойдем прогуляемся”.

Читайте, читайте и еще раз читайте.

Никогда не рано начинать читать своему ребенку книги. Начните с простых книжек с картинками, затем перейдите к небольшим сказкам, а когда он подрастет можно постепенно приступать к чтению больших рассказов. Время, проведенное в библиотеке и книжном магазине, еще больше прививает любовь к книгам. Конечно туда нужно приходить и читать или выбирать книгу для чтения, а не просто показывать ребенку, сколько тут книг.

Помните, то количество времени, которое Вы проведете со своим чадом напрямую отразиться на его навыках не только в общении.

Слушайте музыку вместе.

Маленькие дети очень любят не только слушать музыку, но и танцевать под нее. Выберите несколько добрых песен про животных и природу. Это позволит крохе познакомиться с окружающим миром. Существует множество прекрасных советских мультфильмов про животных, которые сопровождаются красивой музыкой. Конечно и сейчас выходят качественные мультфильмы, но перед просмотром необходимо изучить их самостоятельно.

Рассказывайте истории.

Если у Вас нет подходящих историй, то всегда можно что-то придумать или приукрасить. Истории, рассказанные из ваших уст, а не прочитанные где-то, будут стимулировать ребенка общаться. Особенно хорошо, если Вы насытите историю приключениями, различными необычными ситуациями и не забывайте о счастливом конце.

Слушайте.

Кроме того, что говорите Вы, обращайте внимание и на то, что говорит ребенок. Если его заинтересовали, например, кораблики, расскажите о них больше, развивайте тему. Задавайте уточняющие вопросы и взаимодействуйте с ребенком. Общение не должно быть “в одни ворота”.

Не критикуйте произношение.

Вместо этого просто повторите правильно, а если у малыша не получается, то аккуратно объясните. Не забывайте хвалить его за старания и особенно в те моменты, когда каверзное слово получилось выговорить правильно.

Дозируйте телевизор и цифровые развлечения.

Американская академия педиатрии рекомендует отказаться от телевизора детям до двух лет, а после двух смотреть не более двух часов в день. Конечно имеется множество образовательных телепередач, но далеко не все они взаимодействуют с ребенком. Это же касается и компьютерных игр, они хоть и интерактивны, но не используют идеи ребенка в полной мере.

Следите за гигиеной ушей.

Дети, ввиду своих анатомических особенностей, более склонны к инфицированию ушных ходов, а насыщенная жизнь повышает этот риск. Если инфекция уже развилась, то немедленно обращайтесь к педиатру. Когда лекарственные препараты назначены, внимательно следите за дозировками и правильным использованием лекарства.

В некоторых случаях, инфекция на которую не обратили внимания приводила к снижению слуха, а иногда и вовсе к его потере. А это в дальнейшем препятствовало развитию навыков общения у ребенка.

Побывайте в интересных местах.

Всегда увлекательно побывать с ребенком в зоопарке, океанариуме, музее и других подобных местах. Это развивает его языковые навыки и вызывает любопытство, которое стимулирует развитие и умственную деятельность.

Хорошим решением будет сводить ребенка в контактный зоопарк.

Более детальную консультацию Вы можете получить у своего педиатра. Он также обратит внимание на конкретные моменты.

Но главным всегда остается количество времени и внимания уделяемого малышу.

А еще у нас есть группа VK, каналы в Telegram и Instagram. Заходите и оставляйте свои вопросы и пожелания для следующих статей.

Источник

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей .

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.

Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное общение.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Читайте также:  Методика развития изобразительных навыков ребенка

Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.

Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), “общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению”.

При нормальном развитии в старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребёнка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Всё, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.п. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.

Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

Нами составлена и используется в работе с детьми в дошкольном учреждении “Программа развития навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста”.

Основная цель программы заключается в формировании умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Программа должна помочь детям понять, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни.

Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:

развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения; формирование уважительного отношения к собеседнику;

развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);

развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание, благодарность.

Ведущей формой работы с детьми являются занятия-тренинги. Для обучения детей умениям межличностного общения используется цикл из 20 занятий (10 занятий в старшей группе, 10 занятий в подготовительной группе). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Проводятся занятия в подгруппе, состоящей из 4 – 6 детей (возрастная группа детей делится на 4 подгруппы). Занятие проходит 1раз в неделю.

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

На занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Структура занятия состоит из четырёх этапов:

приветствие,

разминка,

основная часть,

заключительная часть.

Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка после года

Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия – тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре) .

В основной части занятия используются следующие приёмы:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.

Использование художественного слова.

Беседы по сказкам и рассказам.

Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности – рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.

Предполагаемый результат.

Ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способен управлять своим поведением и способами общения. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

Конспект занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

Учить детей адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.

Актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность.

Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Приветствие. Дети стоят в кругу.

Психолог:

“Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, вольный ветерок!

 Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живём в родном краю –

 Всех я вас приветствую!”

(Психолог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).

Разминка.

Пальчиковая игра “Дружба”.

“Дружат в нашей группе девочки и мальчики

 Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

 Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

 Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять”.

Речедвигательное упражнение “Яблочки”.

“Веточки на яблоньке поникли от печали.

 Яблочки на веточках висели и скучали.

 Мальчики и девочки ветки раскачали,

 Яблочки о землю громко застучали!”

(Движения психолог придумывает сам).

Кинезиологическое упражнение “Думающая шляпа” (Потереть ладони друг о друга, “чтобы стало горячо”. Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).

Основная часть. Дети сидят на стульчиках в кругу.

– Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный).

– Ребята, давайте поиграем в сказку.

Психолог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:

“…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.

Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:

Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.

Лишь пожелай – я сотворю, изменим в миг судьбу твою!”.

– Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать а руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку”.

С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.

Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: “Верно” или “Я с тобой не согласен”.

После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.

Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.

“Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Окей! Руку левую вперёд… и т. д.”

– Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.

Игра “Волшебники”.

– Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.

Психолог подводит к “кандидату в волшебники” ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Заключительная часть.

– Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию “Волшебный сон”, выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: “Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается “Волшебный сон”. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Всем открыть глаза и встать”.

Внимание! Наступает “Волшебный сон”.

“Реснички опускаются, глазки закрываются

 Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем…

 Дышится легко… ровно… глубоко…

 Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

 Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

 Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко… (пауза).

 Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

 Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!

 Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!

 Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!”.

Психолог прощается с детьми до следующей встречи.

Источник