Завершающая оценка развития ребенка в приемной семье проводится

Завершающая оценка развития ребенка в приемной семье проводится thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

– непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

– своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

– создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

– осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального –  педагогических воздействий;

– оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

– физическое развитие ребенка;

– нервно-психическое развитие;

– заболеваемость хроническая;

– заболеваемость острая.

Образование:

– школьная мотивация;

– успеваемость;

– дополнительное образование;

– личностное развитие;

– психические процессы;

– самооценка;

– эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

– навыки самообслуживания;

– внешний вид и поведение в обществе;

– межличностные отношения;

– способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

– соблюдение прав и обязанностей в семье:

– готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

– атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   – обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   – создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   – степень эмоционального принятия детей в семье;

   – возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   – степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

– наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

– беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

– интервью;

 – анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

– акты обследования жилищно-бытовых условий.

– средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

– школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

– анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

– психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

– медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого – медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

Читайте также:  Роль эгоцентрической речи в психическом развитии ребенка

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

– семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

– семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

– семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

– семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 – семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

– семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

– замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

– проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

– осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

– плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

– внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному – специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Введение

Семья – одна из величайших ценностей, которой
обладает человечество на протяжении истории
своего существования, это первый и наиболее
значимый институт в жизни человека. Семью важно
рассматривать как объект социальной
действительности, носитель многовекового опыта,
традиций, обычаев.

На фоне глубоких социальных, экономических,
демографических изменений в годы перестройки и в
начале двухтысячных годов в России чрезвычайно
обострилась проблема сиротства. Сиротство для
любого общества – трудно решаемая задача. Ее
социальные корни глубоки и ранимы.

Замещающая семья – это один из вариантов
решения проблемы сиротства детей. Она дает
возможность добиться более высокого уровня
адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях
государственного учреждения, позволяет создать
наиболее комфортную среду для становления и
развития его личности.

Служба сопровождения замещающих семьей,
созданная как организационная структура
государственного казенного
общеобразовательного учреждения Московской
области для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, “Непоседы”, является
частью региональной системы семейного
жизнеустройства, в состав которой входят органы
опеки и попечительства (территориальные,
муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные
организации по комплексному сопровождению
замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих
семей – один из важнейших этапов во
взаимодействии специалистов по работе с
ребенком, помещенным в семью, и членами данной
семьи. Сопровождение определяется совместностью
действий специалистов службы и семьи, оказанием
помощи в условиях изменяющихся потребностей, как
процесс, ограниченный во времени (имеющий
завершенность).

Цель сопровождения – создание комплекса
условий, способствующих удовлетворению
изменяющихся потребностей семьи в осуществлении
эффективной замещающей семейной заботы,
предупреждение неэффективной заботы,
препятствующей обеспечению приемного ребенка
семейными эмоционально насыщенными безопасными
отношениями привязанности, содействие в
разрешении кризисов и восстановлении
нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи –
изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее
экологической системы в осуществлении
эффективной замещающей семейной заботы на
сложных этапах становления и развития. Они
определяют уровень, содержание, форму,
интенсивность сопровождения.

Важнейшая задача – мобилизация, аккумуляция и
оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи
для полноценного развития приемного ребенка,
укрепление ее жизнеспособности.

I. Организация работы по сопровождению
замещающих семей

Сопровождение замещающих семей ведется:

  • по плану сопровождения;
  • по запросу (управления опеки и попечительства
    или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
  • по ситуации.

Услуга осуществляется на основании
договора/соглашения о сопровождении. Договор о
сопровождении заключается между замещающей
семьей и Службой психолого-медико-социального
сопровождения в лице руководителя. За каждой
семьей, поставленной на сопровождение,
закрепляется ответственный специалист –
куратор семьи, непосредственно организующий
предоставление услуги по сопровождению и
отвечающий за конечный результат. При постановке
семьи на сопровождение составляется
индивидуальная программа сопровождения
куратором семьи и специалистами Службы. Куратор
семьи мотивирует семью на сотрудничество,
организует подписание договора о сопровождении,
первичную семейную диагностику, оценивает риски
семьи, информирует семью о предоставляемых
услугах.

Читайте также:  Раннее развитие детей в условиях дома ребенка

В процессе взаимодействия с семьей
используются следующие методы и формы
работы:

  • сбор информации о семье;
  • выходы специалистов по месту жительства
    замещающей семьи;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными,
    научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для повышения уровня
    родительской компетенции;
  • проведение тематических встреч замещающих
    родителей;
  • организация группы психологической поддержки
    замещающих родителей;
  • мониторинг развития ребенка в семье;
  • психолого-медико-педагогический консилиум.

При сопровождении семей учитываются следующие
принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций
    специалистов.
  • Непрерывность сопровождения, согласно
    индивидуальному плану работы с семьей.
  • Комплексность, которая предполагает работу
    различных специалистов.
  • Конфиденциальность.

Технология сопровождения
подразумевает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе
    происходит формирование целевой группы семей,
    нуждающихся в сопровождении;
  2. Диагностический этап. Предполагает
    исследование специалистами семейной ситуации,
    оценку случая.
  3. Коррекционный. Сопровождение семьи в различные
    периоды развития (адаптации, интеграции и
    сепарации приемного ребенка).
  4. Мониторинг.

На подготовительном этапе специалисты
службы:

  1. Принимают информацию о семье из органов опеки и
    попечительства, либо непосредственно от семьи, в
    результате ее обращения за оказанием помощи,
    производят запись в журнал учета семей;
  2. Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся
    в органах опеки и попечительства, ШПР и
    организации для детей-сирот, в которой
    воспитывался приемный ребенок, вносят
    информацию в журнал учета семей;
  3. Согласуют дату первичного собеседования с
    семьей;
  4. Проводят первичное собеседование с семьей о
    правилах, принципах и задачах сопровождения.
  5. Назначают время и дату диагностической
    консультации, визита в семью.

В результате проведенных мероприятий:

  • Зафиксирована информация о семье
  • Специалист владеет первичной информацией о
    семье и ребенке
  • Согласован порядок взаимодействия с семьей
  • Получено согласие семьи на сопровождение
  • Назначено время для диагностической
    консультации

На диагностическом этапе специалисты
службы:

  1. Проводят первичную оценку ситуации в семье,
    потребностей ребенка, членов семьи, особенностей
    детско-родительских отношений.
  2. Проводят оценку наличия и степени выраженности
    факторов риска дезадаптации приемных
    детей/ребенка.
  3. Проводят оценку ресурсов семьи.
  4. Определяют уровень сопровождения.

Для оценки параметров семейной системы
замещающей семьи и индивидуальных особенностей
ребенка используется пакет основных
диагностических методик (Приложение
1
).

При необходимости:

  • назначают повторную встречу для продолжения
    диагностики;
  • визит в семью: для установления более
    конструктивного контакта и сбора дополнительной
    информации.

В результате проведенных мероприятий:

  • Установлен контакт с родителями и
    детьми/ребенком;
  • Получена информация об особенностях семейной
    системы и рисках адаптации;
  • Специалистом сформирована оценка уровня риска
    дезадаптации, ресурсов семьи и определен
    актуальный уровень сопровождения;
  • Родителям даны рекомендации о характере
    дальнейших действий по сопровождению;
  • Родители (в случае необходимости, ребенок) знают
    результаты диагностики, согласны с ними и
    мотивированы на сотрудничество.

Коррекционный этап. Коррекционные
мероприятия направлены на преодоление
травмирующих ситуаций, организацию
психологической поддержки, просветительской
деятельности в области актуальных вопросов для
замещающей семьи. Могут проводиться
индивидуальные и групповые занятия для детей и
замещающих родителей. Системная помощь,
организованная специалистами службы, позволяет
укрепить уверенность родителей в своих
воспитательных воздействиях, содействовать
мобилизации их личностных, духовных,
интеллектуальных, физических ресурсов для
выхода из кризисного состояния, расширению у них
диапазона приемлемых и результативных средств
для самостоятельного решения возникающих
проблем и преодоления трудностей.

Мониторинг эффективности проводимой
специалистами службы работы с замещающей семьей
является необходимой частью сопровождения.
Мониторинг проводится комплексно, всеми
специалистами, участвующими в процессе
сопровождения конкретной семьи: социальный
педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает
результативность сопровождения, динамику
семейной ситуации. Данные мониторинга
обсуждаются на консилиуме службы сопровождения,
где определяется необходимость в продолжении
(прекращении) сопровождения, переводе семьи на
другой уровень сопровождения.

На консилиуме службы сопровождения
рассматриваются следующие вопросы:

  1. Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в
    замещающей семье (часто ли болеет)
  2. Развитие интеллектуальных и познавательных
    способностей (посещает ли образовательную
    организацию по своему уровню, какие есть
    способности), как родители относятся к
    способностям ребенка
  3. Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место
    беспокойство, агрессия, непослушание, неумение
    сдерживать эмоции, понимание эмоций).
  4. Отношения в замещающей семье (характер
    взаимоотношений, привязанности, дружелюбие,
    теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
  5. Социальное развитие (общение с чужими людьми,
    контакты со сверстниками, родственниками, знание
    правил поведения, их соблюдение, ухоженность и
    навыки самообслуживания, наличие желания помочь
    другому).

II. Оказание помощи замещающим семьям

Сопровождение замещающей семьи состоит из трех
уровней:

  1. Базовый (общий)
  2. Кризисный (терапевтический)
  3. Экстренный.

БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется
низким уровнем риска дезадаптации. На данном
уровне осуществляется общая поддержка семьи,
проводится обсуждение и составление с семьей
рекомендаций по совершенствованию знаний,
умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и
развитию детей (на основании результатов
диагностики). Составляется план сопровождения
замещающей семьи. Семья вовлекается в работу
реабилитационных групп, групп досуга, работу
родительского клуба и т.п. мероприятия.

КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает
работу с реабилитационным случаем и
определяется средним и высоким уровнем
дезадаптации.

Организация работы строится на
принципах:

  • Командной работы (объединение в одну команду
    различных специалистов психологов, социальных
    педагогов, логопедов и др. – осуществляющих
    комплексное мультимодальное сопровождение
    семьи);
  • Работа с семьей в целом, ориентация на динамику
    системных процессов при интеграции ребенка в
    семью;
  • Соблюдение права семьи на автономию;
  • Сочетание выездного и стационарного типа
    деятельности.
Читайте также:  Переношенный ребенок и его развитие

Методы работы:

  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Индивидуальная (игровые и арттерапевтические
    методы) и групповая работа с детьми и подростками
    (тренинг).

Специалисты разрабатывают план сопровождения
совместно с семьей, а также:

1. проводят углубленную диагностику причин
возникновения риска дезадаптации;

2. разрабатывают, согласовывают формулировки и
оформляют итоговую оценку риска дезадаптации
семьи;

3. обсуждают и согласовывают с родителями цели
работы для плана сопровождения семьи;

4. обсуждают с родителями пути достижения
намеченных целей в плане сопровождения семьи;

5. готовят комплект документов для рассмотрения
на консилиуме;

6. предоставляют план сопровождения семьи
консилиуму специалистов; 

7. корректируют план сопровождения семьи (при
необходимости).

Критериями эффективности работы являются:

  1. Установление доверительного контакта с семьей
    на протяжении длительного времени.
  2. Положительная динамика развития ситуации
    (удовлетворительные для всех членов семьи
    внутрисемейные отношения, улучшение учебной
    ситуации) и состояния ребенка.
  3. Умение замещающих родителей самостоятельно
    (или при минимальной поддержке специалистов)
    справляться с возникающими трудностями и решать
    возникающие в процессе воспитания проблемы.

ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения
предполагает:

  • Экстренное консультирование семьи
    специалистами (психолог, юрист, социальный
    педагог и т.д.) очно или по телефону;
  • Проведение экспертизы ресурсности семьи;
  • Составление и реализацию плана экстренного
    сопровождения;
  • Семейную терапию;
  • Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от
    приема ребенка;
  • Мониторинг семейной ситуации при сохранении
    семьи.

В случае экстренного сопровождения в работу
включаются все специалисты службы
сопровождения, характер оказания помощи
отличается интенсивностью.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется
в разные периоды ее развития и обязывает
сотрудников службы хорошо знать историю судьбы
ребенка и его эмоционально-психологическое
состояние.

Для успешной работы с каждым конкретным
случаем необходима команда специалистов,
включающая педагога-психолога, социального
педагога, дефектолога, врача-педиатра или
детского психиатра, логопеда, в зависимости от
существующей проблемы. Свои особенности имеют
направления сопровождения замещающих семей на
этапе адаптации, формировании привязанностей,
формировании личной идентичности ребенка,
сопровождение семей с подростками, или в случае
родственной опеки (Приложение 2).

В любом случае, эта работа предполагает
комплексный подход, в рамках которого, опираясь
на организмические, личностные ресурсы, ресурсы
социальной сети, замещающая семья получает
услуги социально-психологического,
социально-педагогического,
профессионально-трудового, медико-социального и
организационно-управленческого характера для
сохранения, восстановления или расширения сферы
жизнедеятельности, преодоления (профилактики)
ситуации социальной дезадаптации,
   максимально возможной интеграции детей в
общество.

III. Контроль качества оказания услуги
сопровождения

Организация и проведение сопровождения
замещающей семьи предполагает, что семья имеет
полную информацию о содержании программы
сопровождения, сроках ее реализации, возможных
результатах и о взаимных обязательствах.
Осуществляется и контроль качества
сопровождения со стороны руководителя службы
сопровождения, который включает:

  • оценку индивидуальной программы сопровождения,
    в которой учтены потребности замещающей семьи;
  • промежуточный контроль результативности
    реализации индивидуальной программы
    сопровождения;
  • внесение изменений и дополнений в программу, в
    зависимости от результативности проводимой
    работы.

Промежуточные и итоговые результаты проверки
реализации индивидуальной программы
сопровождения рассматриваются коллегиально на
консилиуме и оформляются заключением о форме
дальнейшего сопровождения или прекращения
предоставления услуги.

Литература

1. Бобылева И. А. Социальная адаптация
выпускников интернатных учреждений: учебное
пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд
защиты детей от жестокого обращения, 2007.

2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое
сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В.
Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.

3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к
новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика.
– 2008. – № 1. – С. 35-38.

4. Иванова Н. Замещающая семья как
социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная
педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.

5. Иванова Н.П. Социально-психологическая
адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова,
И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация
первоклассников: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.

7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое
сопровождение адаптации

детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед.
наук. – Москва, 2006.

8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая
психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот:
профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. –
М.: Генезис, 2006.

10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей
профессиональной семьи / В.Н. Ослон //
Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.

11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение
замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон,
А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
– С. 39-53.

12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.–
Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей
семье. Советы воспитателям и родителям”).

13. Хрусталькова Н.А.
Организационно-педагогическая работа
социальных педагогов с
профессионально-замещающей семьей: теория и
технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в
образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.

14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи.
– Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический
практикум).

15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное
пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.
ун-та, 2005.

16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение
детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А.
Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф.
Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

Источник