Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие

Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие thumbnail

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция —  «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Источник

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

Что необходимо знать родителям и педагогам.

        Как проявляется застенчивость, что является причиной её возникновения у детей, как оказать поддержку застенчивому ребёнку? Давайте подробно рассмотрим это сложное состояние, которое свойственно не только детям, но и взрослым, и является наиболее распространённой причиной осложнения общения, вызывая повышение тревожности, нежелание общаться с окружаюшими, отгороженность, снижение активности.

        Застенчивые дети испытывают большие трудности в поиске друзей, не просят о поддержке, стараются быть незаметными, тихими. Такого ребёнка легко выделить в группе детей: его «выдают» зажатость, скованность движений, ребёнок избегает прямого взгляда, втягивает голову в плечи, всей своей позой сигнализируя: «Я застенчив». Уже в 3 года внимательный педагог может заметить отдельные проявления застенчивости у ребёнка: малыш сидит в стороне, не играет, не проявляет активности в игре, а ждёт, пока кто-нибудь из сверстников или взрослых не предложит им поиграть. В экспериментальных исследованиях психологов выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до семи лет, а самые сильные проявления приходятся на возраст 5 лет.

Причины возникновения застенчивости

– высокая возбудимость нервной системы и высокая (даже излишняя) чувствительность к стрессам, обычным социальным ситуациям, острое реагирование на любую угрозу;

– наследственность: у застенчивых и инвертированных родителей чаще всего бывают застенчивые дети.  Пока учёные не обнаружили генов, которые отвечали бы за наличие или отсутствие застенчивости, но очевидно, что дети копируют черты характера, свойственные родителям, чьё поведение является образцом для ребёнка;

– обострённое ожидание и восприятие оценки взрослыми. У застенчивых детей с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение, похвала вызывает не только радость, но и смущение;

– ошибки воспитания, когда ребёнка, например, сравнивают с его братьями, сёстрами, другими детьми, по мнению родителей, более успешными. У ребёнка накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка, неуверенность в себе затрудняют общение со сверстниками и вызывают социально пассивное поведение, которое нередко сопровождается тревожностью;

– неуверенность в положительном отношении к нему взрослого: ребёнок одновременно и желает, и боится привлечь к себе внимание взрослого, выделиться, оказаться в центре внимания;

– гиперопека: нездоровое отношение к ребёнку, вследствие чего сын или дочь не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально здоровой личностью. При гиперопеке ребёнок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения, у ребёнка нет социальной независимости;

– низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми — взрослыми и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, как   в игровую, так и в учебную.

        Таким образом, главной задачей взрослых становится помощь ребёнку в преодолении данного «недостатка», задача сформировать у него желание общаться. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно, пока ещё не закрепился определённый стиль поведения.

Пути решения проблемы застенчивости. Рекомендации родителям:

        Детская застенчивость – явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов. Предупредить и устранить застенчивость у детей можно, если постараться расширить круг общения: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребёнком ходить в гости к знакомым людям, родственникам, расширять маршрут прогулок, учить ребёнка спокойно относиться к новым местам. Посещайте детские представления, театры, музеи, выставки и тогда у вас появятся новые интересные темы для обсуждения, возможность эмоционально насыщенного общения.

        Попробуйте привлекать своего малыша к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте такие ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми людьми, при этом мягко побуждайте отвечать на вопросы, стимулируйте его так, чтобы ему захотелось высказаться, рассказать что-либо о себе. Старайтесь сами чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения. Опекайте ребёнка ненавязчиво, так, чтобы он не чувствовал вашей излишней опеки. Дайте ему определённую меру свободы и возможности самостоятельных открытых действий. Не повторяйте распространённую ошибку родителей, которые на каждом шагу говорят: «Какой ты у меня застенчивый!» при посторонних, не здоровайтесь вместо ребёнка и не говорите вместо него.

        Итак, родителям необходимо постоянно подкреплять в ребёнке уверенность в себе и в своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, расширять круг знакомств, безусловно позитивно относиться к ребёнку — принимать со всеми достоинствами и недостатками, проявлять такт и терпение, не давая воли чувству неудовлетворённости и желанию сию же минуту ребёнка изменить.

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми. Рекомендации педагогам:

        Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, с того момента, как ребёнок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребёнка, это второй значимый взрослый в жизни ребёнка после родителей. Ребёнок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: красотой, умом, добротой, а опытный и чуткий педагог всегда внимателен к чувствам и переживаниям ребёнка.

     Ребёнок с застенчивостью фиксирован на своей личности: всё, что он делает, пропускает через себя, но именно он может стать хорошим другом, так как очень чувствителен, способен уловить тонкие нюансы настроения других людей, совершенно неагрессивен и ненавязчив. В большинстве своём такие дети очень наблюдательны, ответственны и щепетильны.

      Совершенно ясно, что первым и самым необходимым в работе воспитателя будет развитие навыков социального взаимодействия. Для этого нужно создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений (коллективные игры, создание и проигрывание различных ситуаций). Маленьким детям сложно встать на позицию другого человека, но они способны к сопереживанию, поэтому в детском саду (да и дома) нужно начать с создания условий для сопереживания радости, умения справляться с собственными огорчениями, научиться радоваться успехам других и сопереживать неудачам. при этом ребёнка с застенчивостью постараться включать в любую новую игру постепенно: пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет её участником. Педагогу необходимо добиться, чтобы ребёнок в игре со взрослым и другими детьми сначала сопереживал вместе с педагогом, а потом и сам активно делился своими переживаниями от ярких впечатлений, то есть преодолел робость.

        Далее эффективно использовать игры, включающие телесный контакт, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения (с использованием элементов музыкотерапии). 

        Следующим этапом будут игры на формирование чувства уверенности и доверия к окружающим. Игры, способствующие повышению самооценки ребёнка с застенчивостью, можно использовать на любом этапе работы. И наконец, закрепляя полученные коммуникативные умения, использовать различные творческие игры и задания, предполагающие более свободное и открытое общение со сверстниками.

      Коррекционная работа педагога с детьми в группе может строиться с помощью педагога-психолога дошкольного учреждения, который проведёт наблюдение и диагностическое обследование психологических особенностей по запросу воспитателя, даст необходимые рекомендации. Результатом совместной работы воспитателя и педагога-психолога может стать реализация коррекционно-развивающих занятий с детьми, индивидуальная помощь родителям и детям в преодолении этой проблемы.

      На занятиях (индивидуальных и групповых) необходимо создать очень тёплую доверительную обстановку, благодарить детей за их дружбу, помощь, поддержку, поощрять проявлять свои чувства и говорить о них.

Источник