Защита прав ребенка на охрану здоровья и развитие способностей
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;
После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
– вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
– обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
– целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
– формирование экокультуры детей;
– пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;
– информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
– контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.
2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подзаконных актах.
Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:
– организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией права на образование
– продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
– выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
– содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности
– представлять интересы ребенка
3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.
Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:
– государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;
– допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;
– ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); – образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.
Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:
– выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;
– совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;
– добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;
– совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;
– совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.
4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:
-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);
-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);
-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства
5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях — от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, количество детей, нуждающихся в государственном попечении, из года в год увеличивается.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Опекуны и попечители подбираются органом управления образованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.
Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений начального профессионального образования осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела подопечных детей дополняются два раза в год следующими документами:
Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.
В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).
В задачи социального педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (патронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства приемным родителям оказывается необходимая помощь и осуществляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).
Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
Источник
Это направление деятельности социального педагога в большинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.
Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:
– государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5);
– допускается сочетание различных форм получения образования, в частности экстерната, семейного образования, самообразования (там же, ст. 10);
– образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14);
– образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).
Образовательное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками предоставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данному предмету, предусмотренной учебным планом; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровительные мероприятия.
Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:
выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;
совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;
добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам;
если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;
проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;
совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;
совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.
^Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности
В представлении большинства современных подростков работа выступает прежде всего как способ зарабатывания денег, инте-.ресные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, не привлекают их. В идеале они связывают свое будущее либо с высокооплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, | Юридических услуг, которая требует хорошего образования (что [стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственности, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незаконными средствами обогащения. Предлагаемые образовательными [учреждениями, молодежными биржами труда и т.п. виды трудовой деятельности, имея ярко выраженную общественно полезную направленность, не находят необходимой мотивации у подростков. Отсутствие профессии (специальности), опыта работы и завышенные притязания несовершеннолетних делают их неконкурентоспособными на рынке труда.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки 1 создают свои предпринимательские ниши:
– легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т.п.);
– полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток и т.п.);
– нелегальную (торговля запрещенными законом товарами — наркотики, оружие и т.п.).
Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого процесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подростковой и молодежной субкультуры. В связи с этим возрастает роль организованных форм трудоустройства несовершеннолетних.
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства.
Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.
Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков, разрабатываемым предприятиями по согласованию с региональными органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.
Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес которых превышает установленные для них предельные нормы, а также работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.
Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет — 24 часа в неделю и 4 часа в день.
В течение учебного года продолжительность еженедельного у ч е б -ного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста в период каникул.
Выполнение работы учащимися подтверждается справкой с указанием вида работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.
Трудоустройство учащихся на временную работу может осуществляться в организации независимо от форм собственности. Трудоустройство подростков на временную работу организуется при непосредственном участии органов государственной исполнительной власти, органов по труду, органов службы занятости, образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными объединениями. Следует иметь в виду, что при отсутствии необходимого количества мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан органы службы занятости совместно с заинтересованными сторонами могут вносить предложения в местные органы власти об установлении в соответствии с действующими нормативными
Актами для предприятий брони и квот приема на работу лиц мокше 18 лет. Квота — минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, органи-шдий), которых работодатель обязан трудоустроить на данном Предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, у ж е занятых гражданами указанной категории. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места по квоте, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Учащимся, работающим в свободное от учебы время, освоившим в процессе трудовой деятельности знания и умения по какой-либо профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, присваивается начальный квалификационный разряд (класс, категория) исходя из требований по подготовке кадров на производстве.
Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места жительства и свидетельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на работу оформляется договором в письменной форме с согласия профкома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаимные обязательства сторон. При приеме учащихся на работу администрация обязана ознакомить их с характером работы, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, разъяснить их права и обязанности, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда и пожарной безопасности. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию предприятия письменно за три дня. Работа учащегося на предприятии должна быть прекращена также по письменному заявлению одного из родителей или заменяющего его лица, либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы, либо по инициативе учебного заведения в случае ухудшения посещаемости занятий.
При прекращении договора предприятие выдает учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы. Это время включается в трудовой стаж в соответствии с действующим законодательством. На основании справок предприятие, куда после окончания учебного заведения учащийся будет принят на работу, должно внести соответствующую запись в трудовую книжку.
Оплата труда учащихся, работающих на предприятиях в свободное от учебы время, производится пропорционально отрабо-155
тайному времени или в зависимости от выработки. Предприятие в установленных законом пределах может начислять учащимся доплаты к заработной плате и предоставлять им иные льготы и преимущества. Заработанные учащимися в свободное от учебы время денежные суммы выплачиваются им полностью в сроки, назначенные для выплат заработной платы на данном предприятии.
Несовершеннолетние могут привлекаться и к общественным работам. Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению органов службы занятости.
Основными видами общественных работ считаются: уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул; сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; уборка территории городов, населенных пунктов, промышленных предприятий; участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения; восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон; сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта, почты и связи; помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; экологическое оздоровление регионов (озеленение иблагоустройство территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма); помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в период каникул и т.д.); участие в проведении федеральных и региональных общественных кампаний (опросов общественного мнения, переписи населения и т.д.) и др.
Направление на общественные работы осуществляется органами государственной службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев и с правом его продления по соглашению сторон. При заключении трудового договора следует предусматривать иучитывать период проведения работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда; оплату труда, распространение на работников льгот и преимуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.
2. Каковы принципиальные отличия приемной семьи от семейного детского дома, детского дома, школы-интерната?
3. В каких случаях возникает необходимость в лишении родительских прав, а в каких случаях — в ограничении в родительских правах? Какую роль в осуществлении данных процедур играет социальный педагог?
4. Каковы возможности социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетних?
5. Определите, какие права вы имеете как учащийся образовательного учреждения. Какие из них, на ваш взгляд, нарушаются? Какие меры по их восстановлению вы могли бы предпринять?
6. Выделите основные направления деятельности социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья и развитие способностей.
7. Разработайте рекомендации по трудоустройству для подростков.
Литература
Бабушкин Л.В. Как подростку защитить свои права? — М., 1999.
Кабышев О.А. Права родителей и детей. — М., 1998.
О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российская газета. — 1997. — 19 июля.
Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов управления образованием Воронежской области: Пособие для руководителей и практических работников / Под ред. А.М.Зайцева. — Воронеж, 1996.
Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст с постатейным приложением нормативных актов и документов. — М., 1996.
Социальная защита молодежи: Вопросы теории и практики / В. А. Богданов, Я.И.Гилинский, Н.В.Кузьмина и др. — М., 1994.
Вопросы и задания
1. Назовите основные этапы оформления опеки, попечительства, усыновления.
ГЛАВА VI
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник