Зарубежная периодизация психического развития ребенка

Зарубежная периодизация психического развития ребенка thumbnail

По Ж. Пиаже                                                        

Название возраста Возраст Характеристика
Сенсанаторная стадия От рождения до 1.5-2 лет Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 лет Усвоение языка, представление предметов и их образцов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами, классификация объектов по отдельным, зачастую случайным, признаком.
Стадия конкретных операций 7-12 лет Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предметов. Классификация объектов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций Начиная с 12 лет Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Формулирование и проверка предложений гипотетического характера.

По Э.Эриксону

Название возраста Возраст Характеристика
Младенчество До 1 года На первом году жизни, в зависимости от того, удовлетворяются ли основные физиологические потребности ребенка, у него развиваются либо чувство глубокого доверия к окружающему миру, либо, наоборот, недоверие к нему.
Ранний возраст 1-3- года Данный период связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непосредственный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанный главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Возраст игры 3-5 лет В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Школьный возраст 5-11 лет В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания, у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Подростковый возраст 11-20 лет В этот период происходит условие образов поведения значимых для подростка других людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанию ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Молодость 20-40 лет Этот период связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Зрелость 40-60 лет В сорокалетнем возрасте человек обычно переживает кризис. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо-близости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Старость 60 и более В этот период происходит завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

По З.Фрейду

Название возраста Возраст Характеристика
Оральная стадия До 1 года Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство и т.д., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.
Анальная стадия 1-2 года Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над поведением родителей, радующихся успехом ребенка.
Фаллическая стадия 2-5 лет Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. Развивается Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Они характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника.
Латентный период 5-11 лет Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
Генитальная стадия 11 лет – половая зрелость Подростки обоего пола все больше ориентируют поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола.
Читайте также:  Характеристика концепция развития ребенка эльконина

По Ш.Бюллер

Название возраста Возраст Характеристика
Фаза 1 0-15 лет Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза 2 15-20 лет Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период позволяет оценить, в какой степени человек способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленной цели.
Фаза 3 20-40(45) лет Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период в жизни. Для него характера постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и личной жизни.
Фаза 4 40(45)-65 лет Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим совершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учет своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза 5 >65 лет Преклонный возраст. Многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставила в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия и просто проводя уютно время, спокойно проживая последние годы жизни.

По П.Колбергу

Название возраста Возраст Характеристика
Доконвенциональный
уровень
4-10 лет 1)Покорность и наказание.
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не принимается. Суждение: вознаграждение или наказание.
2) Личный интерес:
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не берется. Суждение: в соответствии с пользой, которую можно извлечь.
 
Конвенциональный уровень 10-13 лет 3) Одобрение других людей.
Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей или нет.
4) Авторитет, закон, порядок.
Человек придерживается условной роли, ориентируется на принципы других людей. Суждение: уважение в власти и предписанным законам.
 
 
Постконвенциональный
уровень
С 13 лет 5) Общественный договор и демократия:
Истинная нравственность. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Оправдание поступка основывается на уважение демократического решения или вообще на уважение прав человека.
6) Универсальные принципы:
Человек судит о поведение, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, не зависимо от мнения других людей.

По А.Валлону

Название возраста Возраст Характеристика
Импульсивная До 6 мес. Стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связаны с питанием.
Эмоциональная 6-10 мес. Стадия характеризируется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой.  
Сенсомоторная 10-14 мес. Начало практического мышления. Связь между движениями перцептивными или эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи, направленными на них жестами. Циркулярные формы активности способствуют процессу в узнавание звуков, а затем и слов.
Проективная 14 мес.- 3 года Развитие ходьбы, а затем и речи, ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир, воздействовать на объекты, название которых узнает одновременно с их свойствами.
Персонализация 3-6 лет Три периода:
1.Период противопоставления.
Развитие «Я». Ребенок учится отличать себя от других, приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размеры.
2.Период нарциссизма.
В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, адрес, стремится выставить себя в выгодном свете, следит за своими действиями, ставит перед собой задачи и т.д.
3.Период подражания.
В 5 лет ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
Учебная 6-12(14) лет Мышление становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и предметах.
Половое созревание С 12(14)лет. Внимание сосредотачивается на собственном «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов. Развиваются рассуждение и абстрактные понятия.

По Скиннеру

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2977;

Источник

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Реза...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Реза

Описание слайда:

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Резанова С.Е.

2 слайд

Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стад

Описание слайда:

Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического (возрастного и функционального, по А. В. Запорожцу) развития ребенка, который определяется социальной си­туацией развития и вытекающими из нее характерны­ми видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные стадии, эпохи, периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила (признака). Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа.

3 слайд

Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что че

Описание слайда:

Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням: физического; психического; духовного; и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.

Читайте также:  Слух и его роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка

4 слайд

В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы во

Описание слайда:

В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ю.Б. Гиппенрейтер Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин

5 слайд

 З. Фрейд

Описание слайда:

З. Фрейд

6 слайд

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строила

Описание слайда:

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.

7 слайд

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как предст

Описание слайда:

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом “раннее детство”) позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.

8 слайд

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 э

Описание слайда:

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.

9 слайд

Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трог

Описание слайда:

Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода – ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

10 слайд

Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится конт

Описание слайда:

Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания). Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.

11 слайд

Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направ

Описание слайда:

Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: “Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?” ВД – учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.

12 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

13 слайд

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмеч

Описание слайда:

Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Возрастная периодизация Л.С. Выготского

14 слайд

Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход

Описание слайда:

Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения; критический – идет поиск новых форм поведения; посткритический – отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный). 

15 слайд

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст окол

Описание слайда:

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца – 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь.

Читайте также:  Развитие ребенка рост вес таблица

16 слайд

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделен

Описание слайда:

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. Необходимо, на мой взгляд, отметить, что в отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

17 слайд

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости - ощущение

Описание слайда:

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет).Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания. Отмечается снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой высшей форме.

18 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

19 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

20 слайд

 Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов

Описание слайда:

Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов

21 слайд

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации

Описание слайда:

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):     Новорожденный до 10 дней.     Грудной возраст 10 дней – 1 год.     Раннее детство 1–2 года.     Первый период детства 3–7 лет.     Второй период детства 8—12 лет для мальчиков, 8—11 – для девочек.     Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.     Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).     Средний (зрелый) возраст:     первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.     второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.     Пожилой возраст     61—74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.     Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.     Долгожители старше 90 лет.

22 слайд

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):     Первая фаза младенчество, до дв

Описание слайда:

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):     Первая фаза младенчество, до двух лет.     Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.     Третья фаза детство, 5—12 лет.     Четвертая фаза юность, 12–17 лет.     Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.     Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.     Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.     Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.  

23 слайд

Международная классификация (Квинн, 2000):     младенческий возраст от рожде

Описание слайда:

Международная классификация (Квинн, 2000):     младенческий возраст от рождения до трех лет;     раннее детство 3–6 лет;     детство 6—12 лет;     подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;     молодость 18–40 лет;     зрелый возраст 40–65 лет;     пожилой возраст от 65 лет и далее.  

24 слайд

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утроб

Описание слайда:

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.     Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:     зигота, эмбрион, плод, момент рождения.       Цикл «детство» состоит из трех стадий:     младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),     дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),     раннее школьное детство (5—11–13 лет).       Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).       Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:     ранняя взрослость (21–25 лет),     средняя взрослость (25–40 лет),     поздняя взрослость (40–55 лет),     предпенсионный возраст (55–65 лет).       Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:     отставка (65–70 лет),     старый возраст (70 лет и старше),     «финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

25 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

26 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

27 слайд

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

28 слайд

 Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Зарубежная периодизация психического развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-075343

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник