Запорожец игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста 1978
Александр Владимирович Запорожец (12 сентября 1905, Киев, Российская империя — 7 октября 1981, Москва) — психолог, действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор. Окончил педагогический факультет2-гоМГУ. Профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии(1966–1970).В Московском университете читал курс лекций «Детская и педагогическая психология». Основатель Института дошкольного воспитания АПН СССР. Академик АПН СССР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Область научных интересов: основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятии, мышлении и др.); выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы жизни разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности. Внес большой вклад в общую и генетическую психологию, в психологию дошкольников. Тема кандидатской диссертации: «Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка». Тема докторской диссертации: «Развитие произвольных движений». Опубликовал около 200 научных работ. Книги (4)Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка Том «Психическое развитие ребенка» содержит работы по трем тематическим разделам: «Развитие восприятия», «Развитие мышления» и «Проблемы развития психики», в которых представлены теоретические и экспериментальные исследования формирования психических процессов в деятельности ребенка; выявлена роль практической деятельности — примат реальных действий ребенка по отношению к его психическому развитию. Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений В томе публикуется монография «Развитие произвольных движений», содержащая материалы изучения формирования у детей дошкольного возраста различных типов двигательных навыков как модели овладения навыками, новыми видами поведения. Эта работа является значительным вкладом в психологическую теорию строения деятельности. В том включены также отдельные главы, из совместной с А.Н.Леонтьевым работы «Восстановление движений». Психология действия Вступительная статья Л.А. Венгера, В.П. Зинченко. В настоящий сборник трудов А. В. Запорожца вошли некоторые его работы, ранее опубликованные в двухтомнике «А.В. Запорожец. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986». К данному изданию составлены единые именной и предметный указатели, а также список литературы. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности. Психология детей дошкольного возраста Развитие познавательных процессов. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. Книга посвящена проблемам развития познавательных процессов в раннем и дошкольном детстве. Она представляет собой первую часть коллективной монографии «Психология детей дошкольного возраста», подготовленной сотрудниками лаборатории психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР. В этой книге обобщены и подвергнуты теоретическому обсуждению результаты многолетних исследований нашей лаборатории, трудов других советских авторов, а также работ ряда зарубежных психологов. Добавить отзыв |
Источник
Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно – ролевой игры в психическом развитии ребенка – дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом».
Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. Все это ставит игру на высший уровень развития, «возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».[6,с.62-76]
Таким образом, ведущей является такая деятельность, развитие которой обусловливает главныеиизменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н., 1977).
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.
Менджерицкая Д.В. (1982) писала о важной особенности игры – ее проникновении в различные виды деятельности: труд и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, учебная деятельность и игра. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. отмечали, что учебная деятельность зарождается внутри игры, именно в ней возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Эльконин Д.Б. (1999) писал, что любая деятельность развивает ребенка, но не одна из них не осуществляет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла деятельности человека, как в игре.
В игре формируется произвольность всех психических процессов, например, произвольная память и внимание. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и содержания. В игре формируется произвольное поведение, ребенок начинает контролировать сам себя, подавляет сиюминутные побуждения и желания и подчиняется эталону поведения.
Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их (Выготский Л.С., 1966; Запорожец А.В., 1978).
Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно -ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
В игре развивается образное мышление, воображение. Она способствует развитию личности ребенка: принимая в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него «социальных» эмоций, начал нравственности.
В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
В игре развивается умение увидеть и анализировать ситуацию, выделять новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игра является насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Игра – это универсальный способ коррекции недостатков психической деятельности.
Кроме того, в игровой деятельности ребенок свободно реализовывает свои желания и интересы, игра обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, являясь самой интересной и привлекательной деятельностью. Привлекательна игра тем, что играя ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, все ему подвластно: предметы, действия, отношения – все то, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы объясняется спецификой сюжетной игры – все действия осуществляются в воображаемой, условной ситуации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
Эльконин Д.Б.(1999) отмечал, что в игре нет ощутимого, реального продукта. В ней все «понарошку», все «как будто». Эти «возможности» игры обеспечивают дошкольнику его эмоциональный внутренний комфорт и расширяют практический мир ребенка.
В игре происходит активная социализация, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Игра выступает как средство познания ребенком предметной и социальной действительности.
Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка, когда ребенок берет на себя определенную роль он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого. Запорожец А.В. писал, что «игра – представляет первую для ребенка доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» [ 13, c.166].
Аркин Е.А. (1968) отмечал благотворное влияние игровой деятельности на здоровье ребенка, поскольку она является единственной формой деятельности, во всех случаях отвечающая его организации. Игра не предъявляет ребенку требования, которые были бы ему не посильны. И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Таким образом, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поскольку оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка.
Список литературы
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под редакцией А.В.Запорожца, В.В. Давыдова.-М.: Просвещение,1968.С.-217-225 .
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6. С. -62-76.
Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.-105-128.
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 1978.
Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. – М.: Онега, 1994.С.-27, 33.
Как играть с ребенком/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. -М., 1990. С.-8-9.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. – М., 1996. – №3.
Менджерицкая Д.В.. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.С.-7, 25-26.
Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1976. С.-73-97.
Источник
В 1930 г. окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. В 1920-1930-е гг. входил в состав московских учеников Л.С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
В 1958 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие произвольных движений».
В 1929-1931 гг. – сотрудник Академии коммунистического воспитания.
С 1931 г. работал в Украинской психоневрологической академии.
С 1933 г. — доцент, с 1938 г. — заведующий кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М.Горького.
В 1941-1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).
В 1943-1960 гг. — доцент, профессор кафедры психологии МГУ.
В 1944-1960 гг. — заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП.
С 1960 г. — директор организованного им НИИ дошкольного воспитания.
В 1959 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1965-1967 гг. – академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии. С 1968 г. – действительный член (академик) АПН СССР, в 1968-1981 гг. – член Президиума..
Область профессиональных интересов. Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. Впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.
Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Критически воспринимал переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.
В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ.
С середины 1940-х гг. начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.
В 1950-1960-х гг., занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А.В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.
В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности.
Основные работы:
- Психология: Учебное пособие для дошкольных пед. училищ / А.В. Запорожец. – М.: Учпедгиз, 1953. – 188 с.; 2-е изд. – М.: Учпедгиз, 1955. – 192 с.; М.: Учпедгиз, 1959. – 224 с.; М.: Учпедгиз, 1961. – 228 с.; 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1965. – 240 с.
- О психологии детей раннего и дошкольного возраста / А.В. Запорожец. – М., 1969. – 26 с.; М., 1971. – 16 с.
- Психология действия: Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 731 с.
- Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания: Материалы к докладу на Всесоюз. пед. чтениях 1970 г. Ленинград / А.В. Запорожец. – М.: Знание, 1970. – 29 с.
- Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
- Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец и др. – М. : Педагогика, 1980. – 271 с.
- Избранные психологические труды: в 2 т. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986.
- Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1967. – 323 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец и др. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М.: НИИ общей педагогики, 1978. – 155 с.
- А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1000 с.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятие: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца и др. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1966. – 299 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1965. – 295 с.
- Сенсорное воспитание дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 228 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы Симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 351 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологическое исследование / А.В. Запорожец и др. – М.: Педагогика, 1986. – 172 с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
- Формирование восприятия у дошкольника: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1968. – 278 с.
- Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей / А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн. – М.: Медгиз, 1942. – 28 с.
- Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: МГУ, 1978. – 118 с.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сборник статей / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Просвещение, 1965. – 420 с.
- Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
- Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника: Сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец. – М.: НИИ ОП, 1979. – 79 с.
- Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1976.
Некролог в журнале «Вопросы психологии» – https://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816181.htm
Источник