Запорожец игра и ее роль в развитии ребенка

Запорожец игра и ее роль в развитии ребенка thumbnail

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши  Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Источник

Адышкина Ирина
Эссе «Психология игры в трудах Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже»

Современная дидактика оставляет за ребенком право на игру и рассматривает ее один из показателей соответствия воспитания и обучения возрастным особенностям детей. Игры используют в воспитательном и учебном процессах, когда ребенку трудно усвоить материал с помощью традиционных методов, когда есть необходимость создать положительный эмоциональный настрой, добавить сил, косвенно повлиять на ход и результаты деятельности детей.

Читайте также:  Скачать карту развития ребенка доу

Большой вклад в исследование игры, как мощнейшего средства воспитания и обучения детей, внесли такие исследователи как Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже. Эти авторы постоянно обращали внимание на то, что дети должны учиться играя, и положили начало соответствующим игровым технологиям обучения.

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой регуляции действий.

А. В. Запорожец называл игру главным видом деятельности дошкольного возраста. Он считал ее очень привлекательной для ребенка, потому что она направлена на ориентацию в загадочный мир взрослых. В условиях игры значительно возрастает вероятность усвоения необходимых навыков, наблюдается более высокий, чем при других условиях, уровень воспитания, мышления, запоминания. Игра, по мнению автора, является весовым средством развития важнейших психологических свойств и способностей ребенка. Под ее влиянием происходит развитие общей способности к воображению образному мышлению.

Психолог Л. С. Высоцкий определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что только при полноценной игровой деятельности.

Игра способствует развитию личности ребенка, в игре у ребенка формируются те стороны психики, которые в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме.

Высоцкий ставил акцент на том, что под воздействием игры, когда игрушки замещают реальные предметы, а игровые действия-реальными, у ребенка формируется и развивается способность воспроизводить различные стороны реальности посредством разных способов ее обозначения.

Ж. Пиаже считал, что благодаря игре ребенок развивает и совершенствует процесс восприятия окружающего мира. В концепции Пиаже игра связывается, прежде всего, с возникновением и развитием символической функции мышления, которая выражается в основном в способности выполнять действия замены реального предмета знаками, представлять одну вещь с помощью другой.

Итак, опираясь на труды вышеперечисленных авторов, я считаю, что игра в жизни каждого ребенка имеет определяющую роль. Мой собственный опыт применения игры на практике в работе с дошкольниками показывает, что игра способствует формированию у детей навыков коммуникации, развитию мышления, воображения, памяти.

Игра – самая естественная и самая интересная деятельность ребенка, это не просто развлечение, а обычное упражнение, замаскированное в интересную форму.Игра органично объединяет триединую цель: образовательную, развивающую, воспитательную. Игровые моменты дают возможность заинтересовать детей и на протяжении достаточно длинного времени поддерживать их интерес к сложным вопросам относительно свойств, явлений, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается.

Источник

Дидактические игры

Не отрицая ценности дидактических игр, А.В. Запорожец особо подчеркивал, что мощнейший развивающий потенциал игры дошкольника реализуется только при ее переходе «в форму детской самодеятельности». И здесь динамика развития игровой деятельности проявляет себя наиболее ярко. Как и всякая человеческая деятельность, игра не возникает спонтанно, а присваивается, и на первых порах ребенку необходимо овладеть игровыми способами воссоздания действительности. Опираясь на работы Н.М. Аксариной, Ф.И. Фрадкиной и других, А.В. Запорожец говорит о том, что на определенной возрастной ступени (т.е. в раннем возрасте) ребенка необходимо учить играть и что без соответствующих воспитательных воздействий игра не возникает или задерживается в развитии. Что же касается дальнейшего развития игровой деятельности, то особое внимание А.В. Запорожец обращает на то, что было бы неправильным представлять себе это развитие как прямой результат обучения разыгрыванию более сложных сюжетов, предлагаемых воспитателем в известной последовательности. Здесь необходима смена методов руководства игрой, которая позволит в полной мере реализовать развивающие возможности творческой самодеятельной детской игры.

Положение о ведущей роли самодеятельных игр нашло воплощение в новой классификации детских игр, предложенной С.Л. Новоселовой, где в качестве ведущей деятельности выступает, не просто сюжетно-ролевая, а именно самодеятельная игра, т.е. игра, инициатива в которой принадлежит ребенку. Ребенок не просто сам выбирает сюжет для своей игры, но и в ходе такой игры сам ставит себе игровые задачи, самостоятельно находит их решение доступными ему игровыми способами, самостоятельно выбирает и свободно использует необходимые ему игровые средства. Что же касается разыгрывания тех или иных конкретных сюжетов (направленных на формирование определенных личностных качеств ребенка или расширение его знаний в какой-либо области), то они, безусловно, имеют важное значение для обогащения детского игрового опыта, который затем ляжет в основу его самодеятельной игры, поможет в уточнении каких-то его знаний, в формировании определенных поведенческих навыков и т.д., но в отрыве от самодеятельной игры всё равно нельзя обеспечить полноценного развития ребенка. Во-первых, такие игры, инициированные и поддерживаемые взрослым, представляют собой действо, которое далеко не всегда становится деятельностью самого ребенка. Во-вторых, в этом случае нарушается баланс между процессами интериоризации и экстериоризации, которые, как считал А.В. Запорожец, «являются разными сторонами единого процесса микрогенеза игры; и только их единство обеспечивает не механическую ассимиляцию игрового содержания, а активное воссоздание ребенком усваиваемых способов действия и моральных истин, превращение их во внутреннее достояние детской личности». Развитие игровой деятельности обеспечивается не простым усложнением сюжетов, а обобщением многообразного детского опыта и его практическим применением в условиях игры.

Несмотря на то что признание ведущей роли самодеятельных игр ни у кого не вызывает возражений в плане теоретическом, в плане практическом их адекватная педагогическая поддержка реализуется крайне редко. Идет прямое обучение играм в старших возрастах, самодеятельная игра подменяется даже не дидактической игрой, а просто названным «игрой» типичным занятием. При необходимости организации «творческих» игр воспитатели осуществляют механическое разыгрывание определенных сюжетов (настойчиво возвращая детей в заранее запланированное русло). В отдельных педагогических колледжах педагоги по-прежнему обучают студентов планированию игровой деятельности с предварительным написанием конспекта игры, т.е. реализуется подход, который заведомо лишает игру не просто ее самодеятельного статуса, но и самой возможности перехода на уровень самостоятельной деятельности. Получается, что замечание А.В. Запорожца, высказанное более четверти века назад, совершенно не потеряло своей актуальности – до сих пор воспитатели не знают, что делать с игрой: «с од ной стороны, имеют место попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у не которых воспитателей появляется другого рода не правильная тенденция полного невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею» По сей день воспитатели не владеют (или владеют в единичных случаях) методикой организации подлинно самодеятельной игры, в то время как такая методика существует и называется методом комплексного руководства, направленным на формирование игровой деятельности. Данный метод был разработан еще в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (директором которого в течение долгих лет был А.В. Запорожец) и опубликован в статье С.Л. Новоселовой и Е.В. в сборнике под научной редакцией А.В. Запорожца, а позднее был включен в широко известный сборник «Игра дошкольника».

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка средняя группа

А.В. Запорожец подчеркивал, что самостоятельной детской игре принадлежит ведущее значение в плане всестороннего развития ребенка: и в отношении его социального развития («это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание личности») и в отношении эмоционального развития, и для формирования произвольности поведения, и для развития воображения, образного мышления ребенка и т.д. Раскрывать подробно все эти положения нет необходимости, поскольку данная проблема уже достаточно детально была освещена. В то же время на практике в отношении умственного развития ребенка роль самодеятельной игры как бы «по умолчанию» считается ограниченной. Гораздо более эффективным средством являются упражнения и тренинг. Тем более что их несложно представить в «игровой форме» и пустить под замечательной универсальной вывеской: «учимся, играя». Стратегия акселерации под маской амплификации.

Сюжетная игра

В своих работах А.В. Запорожец уделял большое внимание вопросу о значении сюжетной игры для умственного развития ребенка-дошкольника. Если до появления сюжетной игры возможности ребенка раннего возраста ограничены узкими пределами непосредственного практического манипулирования предметами, то с ее появлением положение коренным образом изменяется. «Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка… Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». Опираясь на исследования П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец выдвигает положение о том, что в игре своеобразны ми путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов, идущее от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в уме, в плане представлений. В связи с этим подчеркивается, что значение игры состоит не столько в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план (что более успешно может происходить и в процессе обучения на занятиях), сколько в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана. Это имеет колоссальное значение для всего последующего развития человека: согласно образному выражению А.В. Запорожца, «складывающийся у ребенка план наглядных представлений о действительности и формирующаяся способность оперировать ими составляют первый, цокольный этаж общего здания человеческого мышления. Без такой основы невозможно построение и функционирование в будущем более высоких этажей, или уровней, интеллекта, которые характеризуются сложными системами абстрактных логических операций с помощью специальных знаковых средств».

Источник

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

Читайте также:  Нам 5 месяцев развитие ребенка

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства,обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные:игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник